Сибирская советская энциклопедия_Том3
ням и инструментальным поэмам бурят-монго лов и казаков. Следует отметить, что музыка сиб. народностей—исключительно музыка устной традиции, т.-е. содержит ряд пережиточных на слоений, задержавшихся в ней от пройденных фаз общественного развития. Наиб, до последнего времени экономически отсталыми являлись группы палеазиатов и тун- гусо-маньчжуров, хоз. формы к-рых ограничи ваются в значит, степени охотой. В силу запо здания процессов разложения родового строя и образования классового общества, у этих на родностей наблюдается наибольшее количество пережитков родового строя в области идеоло- Амыма манок на марала тувинцев Манок ороченский Манок на марала камасинцев Шагур (шор) туземцев Алтая гических надстроек, а вместе с тем и наиб, при митивная стадия музыкального мышления, по сравнению с др. сиб. народностями. Общие чер ты музыкальной практики данных групп: на личие двух основных типов песен: а) массо вых бытовых, б) шаманских, и вместе с этим чрезвычайно слабое развитие инструментальной музыки. Тематика массовых бытовых песен, обычно, связана с производственными процес сами (охота, рыбная ловля), с событиями дан ного дня или с бытовой лирикой (песни не весты и т. п.). Колонизаторская политика цар ского правительства, со свойственными ей сред ствами эксплоатации трудящихся Сиб.—систе матическим спаиванием их — оставила след в виде многочисленных «песен пьяницы» (текст якутской «песни о водке», сложенной в первое время продажи казенных спиртных напитков в Якутске, см. «Живчая Старина», 1890, в. I, отд. И, стр. 30—34). Аналогичные песни гиляков—в кол лекциях фонограмм-архива ИПИН. Содержание песен текуче; твердый текст отсутствует. Обыч но—это импровизация на одну из общераспро страненных тем (гиляки, гольды) или иногда Икили алтайцев, игиль тувинцев повторение одного-двух слов (тунгусы). Ша манские песни составляют особую группу, отли чающуюся от массовых бытовых профессиональ ной спецификой исполнения, имеющей целью воздействие на суеверного слушателя: необыч ный, горловой тембр голоса, чередование пе ния с криками, патетической декламацией и звукоподражанием животным и птицам; напев, не имеющий точки опоры, как бы вращается в замкнутом кругу и гипнотизирует своей моно тонностью. В целом интонационная система па леазиатов гораздо скуднее, чем тунгусо-маньч- журов. Так, у гиляков мы находим достаточно примитивную стадию фиксации звуковых отно шений—центральный устойчивый тон, ок. к-рогс* вращается напев из 3—4 неточно фиксирован ных тонов (больших и малых секунд), ритми чески нечеткий и меняющийся в силу импрови зации текста; фоно-записи гиляцких песен Л. Я- Штернберга (1910) и С. Козина (1931) не обна руживают существенной разницы в смысле ин тонационной выразительности. Записи 1931 дают преим. тематический сдвиг—проникновение со ветской тематики (напр., «о том, как собрались и решили строить школу»), напевы же сохра няют прежнюю интонационную специфику. Пес ни кетов (енисейские остяки) несколько слож ней по звукоряду, но того же типа, что гиляц кие. Гольдские песни отличаются специфической манерой исполнения, близкой к китайской, ожи вленной и разнообразной ритмикой, усложняю щейся благодаря изобилию носовых и гортан ных звуков, попадающих на сильную долю и бесполутоновым звукорядом (пентатоникой), с резкими скачками на большие интервалы. Особое место среди народностей севера по своей вокальной культуре занимают тунгусы (в силу того, что в прошлом они стояли на бо лее высокой ступени экономического развития). Тунгусские певцы славятся, как мастера песни. И действительно, по сравнению с соседними на родностями, находящимися приблизительно в той же стадии экономич. развития, тунгусские песни поражают прежде всего развитым зву корядом, разнообразной, но всегда ясно оформ ленной ритмикой и кристаллизованным напевом. Следует отметить в массовых бытовых песнях полное отсутствие «гимнастических» интонаци онных элементов, встречающихся в песнях ги ляков и кетов (вибрация, своеобразное горло вое тремоло на одной ноте и т. п.). Производ ственные отношения и хоз. формы тунгусов разных районов складывались совершенно раз- Хур монгольский лично; так, у забайкальских тунгусов-скотово- дсв, заимствовавших в значительной степени хоз. формы от соседних бурят, процесс оседа ния начался значительно раньше, тогда как у енисейских тунгусов-охотников лишь недавно, в связи с коллективизацией. В надстроечных явлениях также наблюдается существенное раз личие. Песни забайкальских тунгусов часто при ближаются к соседним, восточно-бурятским, то гда как песни енисейских тунгусов имеют свою, чрезвычайно любопытную специфику — четко оформленные строфы, большей частью из не скольких частей, противопоставленных друг дру гу, при чем очень распространены своеобраз ные диалоги—поочередное исполнение одного и того же напева двумя певцами—б. ч. мужчи ной и женщиной. См. пример № 1—фоно-запись Ковязина, 1930; №№ 2—7. Записаны по pp. К'у- рейке, Подкаменной и Ниж. Тунгускам И. М. Су словым. № 2 поется шаманом при изготовлении нового бубна, присутствующие в это время хо дят хороводом; хор в унисон повторяет напев. № 3 поется шаманом при «ловле злого духа в желудке больного»; хор присутствующих так же повторяет напев. В № 4—шаман во время камлания разговаривает с «душой тайменя» (Делбон). №№ 5 и 6—напевы тунгусского тан ца «ехарь». Пляски тунгусов состоят из рит мичного кругового вращения хороводом, под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2