Сибирская советская энциклопедия_Том3
вильное противопоставление научной и попу ляризационной работы музея; за «научностью» скрывались устремления реакционной части му зейных работников, фактически тормозивших развитие музеев, а популяризационная деятель ность, оторванная от научной основы, не могла дать значит, результатов. Научные коллекции М. в основном комплектовались за счет ведом ственных экспедиций и выставок. Издательство М. находится в непосредственной связи с их научной и популяризационной деятельностью. До рев. из сиб. М. только Тобольский и Мину синский имели собственные издательства. Осталь ные М. печатали труды своих научных работ ников в изд. научных об-в, гл. обр., отделов Р. Г. Общества. После рев., кроме Минусинского, издает свои труды Томский М.—выпустил 2 то ма, Омский— 1 том, Красноярский—2 брошюры, Иркутский— листовки-путеводители по музею. Остальные М. Сиб. или не занимались издатель ством совершенно, или помещали свои научные материалы в изданиях научных об-в (Н.-Сибир- ский, Читинский, Барнаульский и др.). С первого же года сов. строительства все М. были переведены на постоянный бюджет с опре деленным штатом, но этот бюджет для нор мального развития М. является далеко недоста точным. По данным на 1929 общий бюджет сиб. М. составлял 180 тыс. рублей. Наиб, обеспечен ными являлись: Омский—40.000, Н.-Сибирский— 30.000, Иркутский—22.000, Красноярский—21.000, Минусинский—12.000. Остальные М. имели бюд жет от 2 до 10 тысяч. В 1931 в Зап.-Сиб. крае работали 22 М., из к-рых 2 педагогических (Омск, Томск), 2 школь ных и 18 краеведческих (из них — 5 в стадии организации): краевой — в Н.-Сиб., базовые — Омский, Томский, Кузнецкий, Ачинский, Мину синский, Барнаульский, Бийский, Ойротский и районные—Ленинско-Омский, Барабинский, Па- рабельский, Маслянинский, Шушенский, Кеме ровский, Прокопьевский, Каменский, Абаканский. Из них два носят производственный характер (Кемеровский и Прокопьевский). В дальнейшем рост М. должен охватить все районы Зап.-Сиб. края к концу 2-го пятилетия, при этом основ ное внимание уделяется на политехнические М. фабрично-заводского и сел.-хоз. типа (в первую очередь в Черепаново, Белово, Тельбесе, Алей- ском, Борисовке, Яшкино, Анжеро -Судженке, Черногорских копях и др.). Наряду с этим дол жно итти строительство школьно-политёхнич. М. (первоначально при образцовых школах) и М. в нац. районах (в первую очередь в Гольб- штадте, Каргасоке, Мысках, Онгудае, Абакан- ске и в др.). М. должны стать действительно актуальными участниками соц. строительства, отработать свою методику (для этого органи зуется музейное отд. Зап.-Сиб. Ин-та Краеве дения), усилить темпы !своей перестройки и укрепить свои кадры путем подготовки и пе реподготовки музейных работников и улучше ния их соц. состава. г. ч МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕН ТЫ народностей Сибири до настоящего време ни мало изучены, марксистских исследований нет. Первая запись песен турецких народностей Южной Сибири принадлежит И. Г,мелину, участ нику I Академической экспедиции в Сибирь (1733—43). Музыкальные записи приведены в т. III его труда «Reise dureh Sibirien», Gottingen, 1752. Записи музыки сев. народностей (якутов, тунгусов и др.) впервые были сделаны Мидден- дорфом во время экспедиции 1843—44 и приве дены в его труде «Путешествие на север и во сток Сибири» (ч. .2, в. 7: Коренные жители Си бири, Пб., 1873). Однако, ввиду отсутствия спе циальных знаний у этих исследователей, записи их в научном отношении нельзя считать удо влетворительными. В 1870—90 М. алтайцев изу чал Вербицкий. С начала XX в. М. сиб. народ ностей привлекает внимание целого ряда этно- Пондывкоун тунгусский Омон-хур (Тэмир-комыс) алтайских ту- Козулун-комыс рок, бурят и тувинцев; хомыс —якутов (Тува) графов. Но вследствие того, что они в боль шинстве случаев интересовались музыкой лишь попутно с др. изучениями, большая часть со бранного ими материала, до сих пор не опу бликована. Из опубликованных можно отметить работу А. Д. Руднева «Мелодии монгольских племен». К числу неудачных опытов публика ций материала относится работа Д. Н. Анучина (Записи шаманского камлания якутов, «Изв. Об- ва Любителей Естеств., Антроп. и Этногр.», т. CXIV, труды эти. ком., т. 2, М., 1911). Наиб, значительным изданием за советский период яв ляются два сб. А. Затаевича (1.000 песен кир гизского народа, Оренбург, 1925, и 500 казак- ских песен, Алма-Ата, 1931), дающие огромный, но научно мало ценный материал, благодаря от сутствию текстов у песен, случайности подбора и отсутствию научного комментария. Неопубли кованные материалы (фонографические записи) по музыке народов Сиб. находятся частично в Ойротском обл. музее (записи А. В. Анохина) и большая часть—в фонограмм-архиве Институ та по изучению народов Академии Наук СССР. Неодинаковое экономическое развитие раз личных народов Сиб. обусловило огромные раз личия в развитии музыкальной культуры, к-рые заметны еще и сейчас. Интенсивный рост соц. строительства и связанная с ним культурная ре волюция несомненно развернет потенциальные возможности, заключенные в музыке различных народностей Сиб., сохранив национальную спе цифику каждой, обогатив ее социалистическим содержанием. Хотя М. народов Сиб. еще мало изучена, однако, на основании имеющихся ф о нограф. и устных записей, все же есть возмож ность наметить определенные стадии музыкаль ного мышления, об’единяющие народы с б. или м. общей системой производственных отноше ний, и указать на ряд специфических националь ных особенностей. Общим типовым признаком музыки 'сиб. народов является чисто-мелодиче ское мышление, т.-е. почти отсутствует стремле ние к осознанным гармоническим комплексам. Но в пределах этого одноголосия наблюдается чрезвычайно разнообразная картина, усложняю щаяся по мере перехода от пережитков идеоло гии, выросшей на основе наиб, примитивных производственных отношений к музыкальному творчеству народов, имеющих в прошлом слож ные процессы классовой борьбы и испытавших влияние высоко развитых древних музыкаль ных культур: от мелодических примитивов с едва начинающими фиксироваться звуковыми отношениями (гиляки, остяки) к сложным пес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2