Сибирская советская энциклопедия_Том3

Во мраке льда и ночи, тт. I—II, 1897; Соколов, А. Материалы по лоции Сибирского моря, „Зап. по Гидрографии4*, т. V, 1929; Шокальский, Ю . М. Океанография, Пгр., 1917; Тихий океан, Русские научные исследования, Л., изд. Акад. Наук, 1926; Шмидт , I I . Ю . Рыбы восточных морей, СПб., изд. Р. Г. 06- ва, 1904; Болдырев, В. Г. и Ортенберг, Д. Северный морской путь и его топливная база, в сб. „Пути развития каменно­ угольной промышленности*, Н.-Сиб., изд. Востугля, 1930;Hick- mann’s, proi. Geographisch-statistischer Universal-Atlas, Wien, 1929; Материалы к генеральному плану развития нар. хоз-ва Сиб. края, Н.-Сиб., изд. Крайплана, 1930; Нансен, Фр. В страну будущего, Великий Сев. путь из Европы в Сибирь через Кар­ ское море, Пгр., изд. Ксидо, 1915; Дальневосточный край в ци­ фрах, Хабаровск, изд. „Книжное Дело*4, 1929; Воеводин. М ор­ ской путь в Сибирь, „Сов. Север*4, 1930, 3; Соколов. Морские пути на Севере, там же. А. С у х о в . МОРЯКОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ Том­ ского района — см. Кварц. МОРЯНКА (птица) — см. Нырки. МОСКВА — выс. кряж в Зап.-Сиб. крае (в б. Минусинском окр.), примыкающий с Ю. к Майскому Белогорью (сист. Вост. Саяна); рас­ положен между pp. Кизыром и Шиндой, входя в состав хр. Теди-Шань. Некоторые вершины хребта покрыты снегом; характерно значитель­ ное развитие здесь мелких озер (Харюзовое, Утиное). Многие речки, вытекающие из хреб­ та, золотоносны. МОСКВИНСКИЙ РУДНИК — на Алтае, на прав, уберегу р. Березовки, лев. прит. Бухтар- мы, в 13 км к С. от Зыряновского рудника. М-ние состоит из жилы золотосодержащего ба­ рита с охрами, медной зеленью и синью; руды содержат самородное золото и серебро, по­ следнее от 120 до 1.950 г в г и свинец от 100 до 300 кг в т. Открыт в 1820. МОСКОВСКИЙ ТРАКТ.—Древний Новгород­ скийпуть «в Юлру», т.-е. в низовья Оби и далее до Мангазеи, к концу XVII в., был сменен юж. направлением, как по речным сист., так и сухо­ путьем. Семен Ремизов в своем «Чертеже всех сиб. градов и земель» (1699) уже делает расчет по сухопутью от Тобольска до Нерчинска, при чем этот путь занимал 3 месяца и 6 дней, тог­ да как по сев. речной дороге на это требова­ лось 10 месяцев. Неосвоенная рус. оккупацией Барабинская степь и наиб, колонизованность сев. полосы делали направление намечавшегося М. т. зигзагообразным и отклоняли его к Северу. В 1724—33 учреждена почта от Москвы до То­ больска и далее до Якутска и Камчатки. К 30— 40-м гг. XVIII в. относятся описания сухопут­ ных путей через всю Сиб., сделанные участника­ ми Великой Сев. экспедиции. Из этих описаний мы знаем, что М. т. в то время был вымерен, ча­ стично снабжен верстовыми столбами и ямски­ ми лошадьми, но в то же время в значит, части являлся только верховой дорогой. Направление М. т. шло через Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Чаус (Колывань), Томск,- Кийское (Мариинск), Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск и на Нер­ чинск. М. т. составлялся из ряда сухопутных до­ рог, самой старой из к-рых была дорога с 3. до Тобольска. Участок Тюмень—Тобольск был про­ мерен и обеспечен ямщиками с 1601, позже по­ лучил почтовые станции, но официально открыт для пользования в 1763. Следующим по времени оборудования был участок Тобольско—Тарский, имевший к 1745 двадцать почтовых станций. На В. от Тары до Томска шел участок, наз. трак­ том 1761 года, к-рый еще за 20 лет до этого был снабжен верстовыми столбами и доступен для проезда в повозках. Далее на В. шли «летние» дороги: Томск—Красноярская, возникшая между 1726—35, Красноярск—Иркутская, получившая к 1740 временные и к 1768 «изрядные» почтовые станции. Самые вост. участки М. т.—Иркутско— Верхнеудинский и Верхнеудинско—Нерчинский, а равно путь на Кяхту—долгое время были обес­ печены редкими зимовьями и частично остава­ лись только верховыми тропами. М. т. устраивался участок за участком в тече­ ние XVII и XVIII веков. Становясь дорогой для развивающегося торгового капитала, М. т. при­ способлялся к изменявшемуся распределению экономических центров сиб. окраины. Первой отошла от магистрали М. т. Тара, путь через к-рую между Тобольском и Томском был длинен и шел по болотистому Аевскому волоку. Новое направление было начато с 1762 от Готопупова через Абацкое, Тюкалу (Тюкалинск) и далее до ст. Тонтурской (с. Вознесенское) на р. Оми. К началу XIX в. упало и знач. Тобольска: гл. го­ родом Зап. Сиб. 'С 1824 становится Омск. В связи с этим М. т. выпрямляется к Ю., совершенно сгладив т. о. свой прежний сев. загиб. Новое направление тракта начиналось от Тюмени, на­ правлялось на Ялуторовск, Ишим, Абацкое и Тюкалинск, сливаясь в этих двух последних пунктах с трактом 1761, далее заходило к Омску (здесь М. т. прошел в 1825) и по новому про­ бивалось далее вверх по Оми к основной маги­ страли. В Ср. Сиб. отходит от тракта Енисейск, уступая место Красноярску. Наиб, трудным по устройству был Кругоморский (Кругобайкаль­ ский) (участок М. тракта. Отсюда шли два направления тракта — на Верхнеудинск и Нер­ чинск, установившиеся после Буринского дого­ вора (1727), и на Кяхту. В изысканиях Круго­ морских путей участвовали сами купцы (Игум- новский проект), на устройство тракта щли средства Кяхтинской и Цурухайтуевской застав, подбирались для заселения купеческого тракта и соответствующие засельщики: по указу 1801 Кяхтинскую дорогу было предписано заселять не ссыльными, а отставными солдатами, «для сохранения доверия в торгующем классе». М. т. усиленно заселялся мерами администра­ ции, «прибором в ямские охотники», закрепле­ нием здесь ссыльного населения, посадкой от­ ставных солдат и казачества, гос. крестьянами— переведенцами из др. мест. Часть М. т., прохо­ дившая по Барабе, заселялась, м. пр., расколь­ никами и помещичьими крестьянами, сосланны­ ми на поселение в Сиб. вместе с семьями в зачет за рекрутов. По мере развития М. т. рос и приток к нему переселенцев. Тракт постепенно стал линией наиб, густоты сиб. населения. За 50 лет деятельности М. т. географическое разме­ щение крестьянства в Томской губ. дало след, цифры: в 1808 в притрактовой полосе жило 23.609 чел. и в стороне от тракта—31.080; в 1817 эти цифры дали уже др. картину—40.132 чел. в при­ трактовой и 25.871 в удаленной от тракта поло­ се. М. т. давал разнообразные источники дохода, чем вызывалась и наиб, обеспеченность притрак- тового населения. На этой почве разрастались в этой полосе кулацкие элементы крестьянства. Наиб, развивались на М. т. занятия ямщиной (контрактовой и вольной), товарным извозом и дворничеством (промысел помещением, столов- ничеством, фуражем, ямщицкой снастью и пр.). По тракту шло почти все товарное движение Сиб.: ввоз, вывоз, транзит, внутренние передви­ жения. Шли обозы, караваны, перевозились зо­ лото, почта, шло пассажирское движение. Вы­ числено, что ко времени развития М. т. на уча­ стке Томск—Иркутск ежегодно отправлялось по тележному и санному пути 4 млн. пудов, что составляло от 80 до 100 тыс. подвод и до 20 тыс. возчиков. В то же время М. т. был дорогой для многочисленных партий арестантов и «ко­ лодников»; движение их шло по этапам (см.). Следует отметить, что к М. т. в разных пунк­ тах примыкали др. тракты: Якутский (Ипкутск—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2