Сибирская советская энциклопедия_Том3

лением—вокруг мыса Желания (первая проба— два парохода в 1931). В 1933 грузооборот планируется в 142-крат- ном размере против 1914. С 1928 экспорт проч­ но преобладает над импортом. Экспортный ас­ сортимент обогащается такими новыми пром. товарами, кроме лесных, как: консервами, ка­ зеином, техническим глицерином и пр. Развитие экспортно-импортных операций че­ рез Сев. Морской путь и относящиеся к нему реки ставит ряд тех. и хоз. проблем. Прежде всего необходимо создать флот, обслуживаю­ щий карские экспедиции. Для последнего года пятилетки намечается уже 193 речных (83 для Оби и 110 для Енисея) и 372 морских судна, требующих огромного количества угля и нефти. Для снабжения углем морских судов всего удач­ нее расположены перевалочные енисейские пор­ ты, примыкающие к Тунгусскому бассейну. Ми­ нусинский (Хакасский) угольный бассейн слиш­ ком удален от устья Енисея и его главного экспортного порта (Игарка). Нефтетопливо для Оби и Енисея дадут нефтеперегонные заводы Кузбасса и Черембасса. Экспортно-импортным пунктом на Оби слу­ жит Новый Порт (см.), на Енисее—Усть-Ени- сейский порт (см.) и Игарка (см.). Новый Порт представляет ряд серьезных неудобств, к-рые придется технически устранить с развитием су- до- и грузооборота. Прорытие канала через бар у входа из Обской губы в Обь помогло бы морским судам подняться на встречу реч­ ным, к-рые тогда не были бы вынуждены вы­ ходить в губу и подвергаться риску морской непогоды. Укрепление и повышение топких бе­ регов реки в избранном причально-перевалоч­ ном пункте тоже окупится в дальнейшем. На Енисее—Усть-Енисейский порт удобнее Нового Порта, но еще лучше заменившая его Игарка, к-рой предстоит крупное будущее ввиду особ, удобных условий перевалки. В 95 км от Ду­ динки, находящейся между Усть -Енисейским портом и Игаркой, залегают Норильские угли. Весьма вероятно нахождение угля также ок. Игарки. В связи с экспортом развивается сеть экспортных пром. предприятий (гл. обр. лесо­ заводов) как в перевалочных пунктах, так и в речных экспортных базах. Экономически тяготеющим районом к важ­ нейшему (из наших Восточных морей— Япон­ скому М. — является бассейн р. Амура, т.-е. Приамурье с Уссурийским краем и заграничные •обл.—Сев. Маньчжурия и Вост. Монголия, от­ куда и куда идет транзит. Если этот район да­ леко уступает по абс. богатству такому же району Карского М., то он значит, превосходит последний по экспорту (см. Японское море). Впрочем, абс. богатства здесь тоже велики. Ле­ са в северной части бассейна Амура покрывают 640 тыс. км-, откуда (полмиллиона приходится на хвойные породы, а в Северной Маньчжурии 385 тысяч. Сел. хоз-во самого Приамурья пока слабо развито, но Сев. Маньчжурия уже сей­ час первая страна в мире по сборам и экспорту сои (в 1928 сбор 4,1 млн. т, вывоз ок. 1,5 мил­ лиона). Уссурийский край и некоторые др. сов. районы вполне пригодны для этой культуры. Японское М. и Амур изобилуют рыбой, хотя и не так, как остальной Д. Восток. Из минераль­ ных богатств важны уголь, полиметаллические руды, железо, золото и пр. Наряду с сахалин­ ской 1нефтью отыскана нефть по соседству с Владивостоком, вблизи к-рого расположен и сучанский уголь, годный для пароходных то­ пок. Японское море, и особ. Владивостокский порт, вводит СССР в Тихоокеанский отдел ми­ рового рынка, пока уступающий по знач. Атлан­ тическому, но с тенденцией догнать его. В Ти­ хоокеанском отделе, !после прорытия Панам­ ского канала 1914, господствует американский капитал, встречая отчаянную конкуренцию со стороны Японии и неуклонно оттесняемой Ан­ глии. В нем есть уже четыре мировых порта (с год. суммой тоннажа пришедших и снявших­ ся судов в 20 млн. т): Кобе, Шанхай, Гонконг, Сингапур, а также ряд других очень крупных. Т. о., экон. знач. Японского М. для нас велико, не говоря уже об его политическом значении в Тихоокеанской проблеме. Порт Владивосток (см.) быстро развивается. Гл. роль в грузообороте Владивостока играет пока маньчжурский транзит (бобы, жмыхи, раст. масло). В 1913 он составлял 82% итога, в 1925/26— 82, в 1926/27—81, в 1927/28—77. В последующие годы ок. 80%. Ввиду огромного уд. в. сев,- маньчжурских товаров в экспорте Владивосто­ ка японская Юж.-Маньчжурская дорога стре­ мится оттянуть грузы на Дайрен. К таким ме­ рам относится постройка ветки от Цицикара (Китайско-Вост. дороги) на Таонань (Южно- Маньчжурской дороги), не задержавшая, впро­ чем, роста перевозок даже на Цицикарском участке Китайоко-Вост. ж. дороги. В 1931—32 японские оккупационные власти приступили к 'Постройке линии Таонань—Чанчун—Гирин—Хой- рен—Сейсийн (корейский порт на Японском мо­ ре). Эта дорога, параллельная с КВЖД, прямо предназначена для конкуренции с последней. Другими сов. гаванями на Японском М. явля­ ются пока слабо развитые: Амурский лиман (порт Николаевск-на-Амуре), бухта де-Кастри, Советская гавань (одно время предполагалось здесь начало Великого Сев. ж.-д. пути), бухта Ольги и пр. Остальные М., тяготеющие к Тихо­ океанскому отделу мирового рынка (Охотское, Берингово, Вост.-Сиб., Лаптевых), шока слабо использованы. Правда, их экон. район крайне слабо населен (особ. Якутия), а навигация за ­ труднена и непродолжительна. Однако экон. перспективы достаточно велики. На Сахалине уголь, нефть и лес (частично сданные японским компаниям в концессию), в Камчатских и не­ которых др. водах редкое изобилие лососевых и сельдевых рыб, а также крабов, масса цен­ нейших пород пушного зверя и пр. — все это многообещающие предпосылки. Камчатка (сов. пром. и японские рыбные концессии) и Саха­ лин уже принимают заметное участие в сов,- японском товарообороте. Камчатская рыба и крабы (консервы) проникают также в Сев.-Аме­ риканские Соед. Штаты, Англию и пр. Саха­ линская нефть нарушает монополию американ­ ских и английских трестов в сев. углу Тихого океана. Из портов следует назвать Петропав- ловск-на-Камчатке, Александровск-на-Сахалине, Аян (Охотское побережье), где теперь пред­ полагается кончить Великий Сев. ж.-д. путь, бухту Эйкан, откуда запроектирована шоссей­ ная дорога на р. Маю, бассейн Алдана, бухту Ольскую (Охотское побережье), Н.-Мариинск, (устье Анадыря). Авачинская губа, в глуб. к-рой расположен Петропавловск, не замерзает круг­ лый год, рядом с Александровском залегает ка­ менный уголь хорошего качества. Владивосток соединен пароходными рейсами со всеми этими портами, а также с устьями Лены и Колымы и о-вами Врангеля и Н.-Сибирскими. Лит . : Блинов, С. П . и Мессер, И. В. Столетие Гидрогра­ фического Управления, „Зап. по Гидрографии*, юбилейный том, 1927; Визе В. Ю . Гидрологический очерк моря Лаптевых и Вост.-Сиб. моря, „Тр. Якут. Экспедиции Акад. Наук“, Д .г 1926; Евгенов, Н . И . Лоция Красного моря и Новой Земли, Л., изд. Гидрографического Управления, 1930; Нансен, Фр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2