Сибирская советская энциклопедия_Том3
лением—вокруг мыса Желания (первая проба— два парохода в 1931). В 1933 грузооборот планируется в 142-крат- ном размере против 1914. С 1928 экспорт проч но преобладает над импортом. Экспортный ас сортимент обогащается такими новыми пром. товарами, кроме лесных, как: консервами, ка зеином, техническим глицерином и пр. Развитие экспортно-импортных операций че рез Сев. Морской путь и относящиеся к нему реки ставит ряд тех. и хоз. проблем. Прежде всего необходимо создать флот, обслуживаю щий карские экспедиции. Для последнего года пятилетки намечается уже 193 речных (83 для Оби и 110 для Енисея) и 372 морских судна, требующих огромного количества угля и нефти. Для снабжения углем морских судов всего удач нее расположены перевалочные енисейские пор ты, примыкающие к Тунгусскому бассейну. Ми нусинский (Хакасский) угольный бассейн слиш ком удален от устья Енисея и его главного экспортного порта (Игарка). Нефтетопливо для Оби и Енисея дадут нефтеперегонные заводы Кузбасса и Черембасса. Экспортно-импортным пунктом на Оби слу жит Новый Порт (см.), на Енисее—Усть-Ени- сейский порт (см.) и Игарка (см.). Новый Порт представляет ряд серьезных неудобств, к-рые придется технически устранить с развитием су- до- и грузооборота. Прорытие канала через бар у входа из Обской губы в Обь помогло бы морским судам подняться на встречу реч ным, к-рые тогда не были бы вынуждены вы ходить в губу и подвергаться риску морской непогоды. Укрепление и повышение топких бе регов реки в избранном причально-перевалоч ном пункте тоже окупится в дальнейшем. На Енисее—Усть-Енисейский порт удобнее Нового Порта, но еще лучше заменившая его Игарка, к-рой предстоит крупное будущее ввиду особ, удобных условий перевалки. В 95 км от Ду динки, находящейся между Усть -Енисейским портом и Игаркой, залегают Норильские угли. Весьма вероятно нахождение угля также ок. Игарки. В связи с экспортом развивается сеть экспортных пром. предприятий (гл. обр. лесо заводов) как в перевалочных пунктах, так и в речных экспортных базах. Экономически тяготеющим районом к важ нейшему (из наших Восточных морей— Япон скому М. — является бассейн р. Амура, т.-е. Приамурье с Уссурийским краем и заграничные •обл.—Сев. Маньчжурия и Вост. Монголия, от куда и куда идет транзит. Если этот район да леко уступает по абс. богатству такому же району Карского М., то он значит, превосходит последний по экспорту (см. Японское море). Впрочем, абс. богатства здесь тоже велики. Ле са в северной части бассейна Амура покрывают 640 тыс. км-, откуда (полмиллиона приходится на хвойные породы, а в Северной Маньчжурии 385 тысяч. Сел. хоз-во самого Приамурья пока слабо развито, но Сев. Маньчжурия уже сей час первая страна в мире по сборам и экспорту сои (в 1928 сбор 4,1 млн. т, вывоз ок. 1,5 мил лиона). Уссурийский край и некоторые др. сов. районы вполне пригодны для этой культуры. Японское М. и Амур изобилуют рыбой, хотя и не так, как остальной Д. Восток. Из минераль ных богатств важны уголь, полиметаллические руды, железо, золото и пр. Наряду с сахалин ской 1нефтью отыскана нефть по соседству с Владивостоком, вблизи к-рого расположен и сучанский уголь, годный для пароходных то пок. Японское море, и особ. Владивостокский порт, вводит СССР в Тихоокеанский отдел ми рового рынка, пока уступающий по знач. Атлан тическому, но с тенденцией догнать его. В Ти хоокеанском отделе, !после прорытия Панам ского канала 1914, господствует американский капитал, встречая отчаянную конкуренцию со стороны Японии и неуклонно оттесняемой Ан глии. В нем есть уже четыре мировых порта (с год. суммой тоннажа пришедших и снявших ся судов в 20 млн. т): Кобе, Шанхай, Гонконг, Сингапур, а также ряд других очень крупных. Т. о., экон. знач. Японского М. для нас велико, не говоря уже об его политическом значении в Тихоокеанской проблеме. Порт Владивосток (см.) быстро развивается. Гл. роль в грузообороте Владивостока играет пока маньчжурский транзит (бобы, жмыхи, раст. масло). В 1913 он составлял 82% итога, в 1925/26— 82, в 1926/27—81, в 1927/28—77. В последующие годы ок. 80%. Ввиду огромного уд. в. сев,- маньчжурских товаров в экспорте Владивосто ка японская Юж.-Маньчжурская дорога стре мится оттянуть грузы на Дайрен. К таким ме рам относится постройка ветки от Цицикара (Китайско-Вост. дороги) на Таонань (Южно- Маньчжурской дороги), не задержавшая, впро чем, роста перевозок даже на Цицикарском участке Китайоко-Вост. ж. дороги. В 1931—32 японские оккупационные власти приступили к 'Постройке линии Таонань—Чанчун—Гирин—Хой- рен—Сейсийн (корейский порт на Японском мо ре). Эта дорога, параллельная с КВЖД, прямо предназначена для конкуренции с последней. Другими сов. гаванями на Японском М. явля ются пока слабо развитые: Амурский лиман (порт Николаевск-на-Амуре), бухта де-Кастри, Советская гавань (одно время предполагалось здесь начало Великого Сев. ж.-д. пути), бухта Ольги и пр. Остальные М., тяготеющие к Тихо океанскому отделу мирового рынка (Охотское, Берингово, Вост.-Сиб., Лаптевых), шока слабо использованы. Правда, их экон. район крайне слабо населен (особ. Якутия), а навигация за труднена и непродолжительна. Однако экон. перспективы достаточно велики. На Сахалине уголь, нефть и лес (частично сданные японским компаниям в концессию), в Камчатских и не которых др. водах редкое изобилие лососевых и сельдевых рыб, а также крабов, масса цен нейших пород пушного зверя и пр. — все это многообещающие предпосылки. Камчатка (сов. пром. и японские рыбные концессии) и Саха лин уже принимают заметное участие в сов,- японском товарообороте. Камчатская рыба и крабы (консервы) проникают также в Сев.-Аме риканские Соед. Штаты, Англию и пр. Саха линская нефть нарушает монополию американ ских и английских трестов в сев. углу Тихого океана. Из портов следует назвать Петропав- ловск-на-Камчатке, Александровск-на-Сахалине, Аян (Охотское побережье), где теперь пред полагается кончить Великий Сев. ж.-д. путь, бухту Эйкан, откуда запроектирована шоссей ная дорога на р. Маю, бассейн Алдана, бухту Ольскую (Охотское побережье), Н.-Мариинск, (устье Анадыря). Авачинская губа, в глуб. к-рой расположен Петропавловск, не замерзает круг лый год, рядом с Александровском залегает ка менный уголь хорошего качества. Владивосток соединен пароходными рейсами со всеми этими портами, а также с устьями Лены и Колымы и о-вами Врангеля и Н.-Сибирскими. Лит . : Блинов, С. П . и Мессер, И. В. Столетие Гидрогра фического Управления, „Зап. по Гидрографии*, юбилейный том, 1927; Визе В. Ю . Гидрологический очерк моря Лаптевых и Вост.-Сиб. моря, „Тр. Якут. Экспедиции Акад. Наук“, Д .г 1926; Евгенов, Н . И . Лоция Красного моря и Новой Земли, Л., изд. Гидрографического Управления, 1930; Нансен, Фр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2