Сибирская советская энциклопедия_Том3
400.000 гол., масла и сала 3.700 ц, кишек ба раньих 150.000 комплектов. Основной торг. организацией в Монголии яв ляется потребительская кооперация, об’единяе- мая центр, нар. кооперативом «Монценкоп». В Монголии работает также сов. акц. о-во по тор говле с Монголией «Стормонг». По мере охва та рынка монг. кооперацией Стормонг сверты вает свою работу. Частный сектор торговли в лице иностранных, в первую очередь китайских, торг. фирм, занимавших доминирующее место на монгольском рынке, за последние годы зна чительно сокращен. Уд. в. обобществленного сектора во внешней торговле М. Н. Р. выражается в след, цифрах (в тысячах тугриков): - 1927 1928 1929 1930 И м п о р т Обобществленный сектор Частный сектор 6 . 1 0 0 25.500 10.500 2 2 000 9.900 9.100 20.400 1.600 Э^к с п о р т 31.600 32.500 19.000 2 2 .0 0 0 Обобществленный сектор Частный сектор 16.900 12.800 2 1 .0 0 0 10 700 18.900 8.400 31.300 1 . 0 0 0 ; О б щ и й о б о р о т 29.700 31.700 27.300 32.300 Обобществленный сектор Частный сектор 23.000 38.300 31.500 32 700 28.800 17.500 51.700! 2.600! И т о г о 61.300 64.200 46.300 54.300 лик—на тракте Кобдо—Кош-Агач—Бийск, этот перевалочный пункт обслуживает зап. часть Мон голии (Кобдоский и Дюрбетский айм.); 2) Хан га— на тракте Хатхыл— Култук обслуживает Дзапхынский, Алтайский, Косогольский и Ара- Хангайский айм.; 3) Алтан-Булак — на тракте Улан-Батор—Кяхта—Верхнеудинск, обслужива ет центральную часть Монголии и Южно-Гобий ский айм.; 4) Ирен-Цабо—на тракте Баин-Ту- мен—Соловьевск—Борзя, обслуживает восточ ную часть Монголии. Г р у з о о б о р о т по п е р е в а л о ч ным п у нк т а м в то нна х : Перевалочные пункты Хойлик Ханга Алтан-Булак Ирен-Цабо 1931 6.559 10.524 50.198 11.587 План 1932 10.000 14.000 62.297 13.000 Всего 78.868 99.297 Т. о. доля частного сектора во внешне-торг. обороте страны с 62,5 в 1927 снизилась до 4,8% в 1930. Монценкоп был организован в 1921 на гос. ссуду с 116 пайщиками и собственными сред ствами (паевой капитал) 8.000 тугриков. На 1 ян варя 1931 баланс нетто Монценкопа был равен 44 млн. тугр., дав увеличение за один год на 67,5%. Собственные капиталы Монценкопа на 1 января 1931 составляли 3,2 млн. тугриков. На 1 января 1932 в стране имелось 178 кооперативов с капиталом в 475.300 тугриков. XIV. Транспорт. Жел. дороги в Монголии от сутствуют. Весь грузоборот страны совершает ся в основном гужевым и вьючным транспор том, лишь в последние годы автотранспорт стал играть заметную роль в перевозках. Гру зооборот М. Н. Р.: 1929 82.300, 1930 92.120, 1931 146.500 т. В 1931 грузооборот составил по экспор ту 21.800, по импорту 52.000, внутренние пере возки 72.700 т. 78% всех перевозок произведено гужевым и вьючным транспортом, 22% —авто транспортом. На 1932 запроектирован грузообо рот по экспорту 9,5 млн., по импорту 36,2 млн., внутренние перевозки 8,2 млн. тонно-километ- ров. В 1932 намечено значит, увеличение пере возок автотранспортом, к-рые должны быть до ведены до 32,7% (17,6 млн. тонно-километров). На некоторых трактах; ' лтан-Булак- Улан-Са- тор, Ирен-Цабо—Байн-Тумен, Хойлик—Кобдо на автомобилях предположено перевезти 75% всех грузов. Основные тракты М. Н. Р.; Ирен-Цабо—Баин- Тумен—230 км, Алтан-Булак—Улан-Батор—350, Ханга—Хатхыл—150, Хатхыл—Мурин—90, Хой лик—Джирголакту—280, Улан-Батор—Баин-Ту- мен—650, Улан-Батор—Сайн-Усу—400, Улан-Ба тор—Цецерлик—420, Цецерлик—Джибхоланту— 500, Джибхоланту—Джирголанту—600, Джирго,- ланту—Уланком—240 километров. Внешне-торг. грузооборот проходит через след, пограничные с СССР пункты: 1) Хой- Весь грузооборот М. H. Р. на монопольных правах осуществляет акц. об-во путей сообще ния и транспорта «Монголтранс», организован ное в 1929. Монголтранс располагает собствен ным легковым и грузовым автопарком и гуже вым верблюжьим транспортом. В задачи Мон- голтранса входит также дорожное строитель ство. Им приведены в автопроезжее состояние основные тракты, связывающие гл. хоз. пункты страны, возведен ряд мостов и переправ. За 1931" в дорожное строительство вложено 1 млн. туг риков. Расходы на дорожное строительство на 1932 запроектированы в сумме 1,6 млн. тугриков. Из монг. рек судоходны Селенга от сов. гра ницы до устья р. Эгин-гол—294 км и Орхон (при ток Селенги) от устья до устья р. Шарин-гол— 72 км. Регулярное судоходство существует лишь по Орхону до пристани Сухэ-Батор (8 км от устья), куда в период навигации завозится ос новная масса грузов Алтан-Булакского перева лочного пункта. Судоходство на остальном уча стке Орхона и Селенги осуществляется эпизоди чески. Из озер эксплоатируется Косогол. Па озеру ходят 2 парохода, перевозящие грузы пе ревалочного пункта Ханга до Хатхыла на рас стоянии 106 километров. XV. Финансы. Денежной единицей М. Н. Р. является тугрик (1 тугрик=0,96 рубля=48,8 цен та ам. доллара), тугрик делится на 100 мунгу. Денежная реформа была принята правитель ством М. H. Р. 22 февраля 1925. По этой рефор ме монг. нац. валютой был установлен тугрик— серебряная монета 900 пробы, содержащая 18 г чистого серебра. Первый выпуск в обращение нац. банкнот был произведен 8 декабря 1925, а 1 февраля 1926 была выпущена в обращение се ребряная монета. С апреля 1928 тугрик стано вится единственным платежным средством, а ки тайский янчан, являвшийся до этого платежным средством, превращается в иностранную моне ту. С 15 апреля 1928 тугрик переведен на золо тую основу. Золотое содержание тугрика равно 1 золотник 80 долей чистого золота в десятиту- гриковой монете. Гос. бюджет М. Н. Р. за период после рев. дает непрерывный рост с 1.722.000 в 1921 до 28.297.000 тугр. в 1931. За 11 лет гос. бюджет Республики вырос в 16 раз. Изменился не толь ко об’ем бюджета, но и структура его. Если до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2