Сибирская советская энциклопедия_Том3

400.000 гол., масла и сала 3.700 ц, кишек ба­ раньих 150.000 комплектов. Основной торг. организацией в Монголии яв­ ляется потребительская кооперация, об’единяе- мая центр, нар. кооперативом «Монценкоп». В Монголии работает также сов. акц. о-во по тор­ говле с Монголией «Стормонг». По мере охва­ та рынка монг. кооперацией Стормонг сверты­ вает свою работу. Частный сектор торговли в лице иностранных, в первую очередь китайских, торг. фирм, занимавших доминирующее место на монгольском рынке, за последние годы зна­ чительно сокращен. Уд. в. обобществленного сектора во внешней торговле М. Н. Р. выражается в след, цифрах (в тысячах тугриков): - 1927 1928 1929 1930 И м п о р т Обобществленный сектор Частный сектор 6 . 1 0 0 25.500 10.500 2 2 000 9.900 9.100 20.400 1.600 Э^к с п о р т 31.600 32.500 19.000 2 2 .0 0 0 Обобществленный сектор Частный сектор 16.900 12.800 2 1 .0 0 0 10 700 18.900 8.400 31.300 1 . 0 0 0 ; О б щ и й о б о р о т 29.700 31.700 27.300 32.300 Обобществленный сектор Частный сектор 23.000 38.300 31.500 32 700 28.800 17.500 51.700! 2.600! И т о г о 61.300 64.200 46.300 54.300 лик—на тракте Кобдо—Кош-Агач—Бийск, этот перевалочный пункт обслуживает зап. часть Мон­ голии (Кобдоский и Дюрбетский айм.); 2) Хан­ га— на тракте Хатхыл— Култук обслуживает Дзапхынский, Алтайский, Косогольский и Ара- Хангайский айм.; 3) Алтан-Булак — на тракте Улан-Батор—Кяхта—Верхнеудинск, обслужива­ ет центральную часть Монголии и Южно-Гобий­ ский айм.; 4) Ирен-Цабо—на тракте Баин-Ту- мен—Соловьевск—Борзя, обслуживает восточ­ ную часть Монголии. Г р у з о о б о р о т по п е р е в а л о ч ным п у нк т а м в то нна х : Перевалочные пункты Хойлик Ханга Алтан-Булак Ирен-Цабо 1931 6.559 10.524 50.198 11.587 План 1932 10.000 14.000 62.297 13.000 Всего 78.868 99.297 Т. о. доля частного сектора во внешне-торг. обороте страны с 62,5 в 1927 снизилась до 4,8% в 1930. Монценкоп был организован в 1921 на гос. ссуду с 116 пайщиками и собственными сред­ ствами (паевой капитал) 8.000 тугриков. На 1 ян­ варя 1931 баланс нетто Монценкопа был равен 44 млн. тугр., дав увеличение за один год на 67,5%. Собственные капиталы Монценкопа на 1 января 1931 составляли 3,2 млн. тугриков. На 1 января 1932 в стране имелось 178 кооперативов с капиталом в 475.300 тугриков. XIV. Транспорт. Жел. дороги в Монголии от­ сутствуют. Весь грузоборот страны совершает­ ся в основном гужевым и вьючным транспор­ том, лишь в последние годы автотранспорт стал играть заметную роль в перевозках. Гру­ зооборот М. Н. Р.: 1929 82.300, 1930 92.120, 1931 146.500 т. В 1931 грузооборот составил по экспор­ ту 21.800, по импорту 52.000, внутренние пере­ возки 72.700 т. 78% всех перевозок произведено гужевым и вьючным транспортом, 22% —авто­ транспортом. На 1932 запроектирован грузообо­ рот по экспорту 9,5 млн., по импорту 36,2 млн., внутренние перевозки 8,2 млн. тонно-километ- ров. В 1932 намечено значит, увеличение пере­ возок автотранспортом, к-рые должны быть до­ ведены до 32,7% (17,6 млн. тонно-километров). На некоторых трактах; ' лтан-Булак- Улан-Са- тор, Ирен-Цабо—Байн-Тумен, Хойлик—Кобдо на автомобилях предположено перевезти 75% всех грузов. Основные тракты М. Н. Р.; Ирен-Цабо—Баин- Тумен—230 км, Алтан-Булак—Улан-Батор—350, Ханга—Хатхыл—150, Хатхыл—Мурин—90, Хой­ лик—Джирголакту—280, Улан-Батор—Баин-Ту- мен—650, Улан-Батор—Сайн-Усу—400, Улан-Ба­ тор—Цецерлик—420, Цецерлик—Джибхоланту— 500, Джибхоланту—Джирголанту—600, Джирго,- ланту—Уланком—240 километров. Внешне-торг. грузооборот проходит через след, пограничные с СССР пункты: 1) Хой- Весь грузооборот М. H. Р. на монопольных правах осуществляет акц. об-во путей сообще­ ния и транспорта «Монголтранс», организован­ ное в 1929. Монголтранс располагает собствен­ ным легковым и грузовым автопарком и гуже­ вым верблюжьим транспортом. В задачи Мон- голтранса входит также дорожное строитель­ ство. Им приведены в автопроезжее состояние основные тракты, связывающие гл. хоз. пункты страны, возведен ряд мостов и переправ. За 1931" в дорожное строительство вложено 1 млн. туг­ риков. Расходы на дорожное строительство на 1932 запроектированы в сумме 1,6 млн. тугриков. Из монг. рек судоходны Селенга от сов. гра­ ницы до устья р. Эгин-гол—294 км и Орхон (при­ ток Селенги) от устья до устья р. Шарин-гол— 72 км. Регулярное судоходство существует лишь по Орхону до пристани Сухэ-Батор (8 км от устья), куда в период навигации завозится ос­ новная масса грузов Алтан-Булакского перева­ лочного пункта. Судоходство на остальном уча­ стке Орхона и Селенги осуществляется эпизоди­ чески. Из озер эксплоатируется Косогол. Па озеру ходят 2 парохода, перевозящие грузы пе­ ревалочного пункта Ханга до Хатхыла на рас­ стоянии 106 километров. XV. Финансы. Денежной единицей М. Н. Р. является тугрик (1 тугрик=0,96 рубля=48,8 цен­ та ам. доллара), тугрик делится на 100 мунгу. Денежная реформа была принята правитель­ ством М. H. Р. 22 февраля 1925. По этой рефор­ ме монг. нац. валютой был установлен тугрик— серебряная монета 900 пробы, содержащая 18 г чистого серебра. Первый выпуск в обращение нац. банкнот был произведен 8 декабря 1925, а 1 февраля 1926 была выпущена в обращение се­ ребряная монета. С апреля 1928 тугрик стано­ вится единственным платежным средством, а ки­ тайский янчан, являвшийся до этого платежным средством, превращается в иностранную моне­ ту. С 15 апреля 1928 тугрик переведен на золо­ тую основу. Золотое содержание тугрика равно 1 золотник 80 долей чистого золота в десятиту- гриковой монете. Гос. бюджет М. Н. Р. за период после рев. дает непрерывный рост с 1.722.000 в 1921 до 28.297.000 тугр. в 1931. За 11 лет гос. бюджет Республики вырос в 16 раз. Изменился не толь­ ко об’ем бюджета, но и структура его. Если до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2