Сибирская советская энциклопедия_Том3
МОЛОЧНАЯ КООПЕРАЦИЯ (точнее м а с л о дельна я ) . — Начало сиб. М. к. относится к 1896, когда в Курганском и Ялуторовском уез дах Тобольской губ. были организованы три маслодельных артели и один опытный масло завод. Ход организации маслоартели, по дан ным последующих лет (по офицальным спискам заводов), представляется в таком виде: до 1897— 10 артелей, в 1902—99, в 1907—759 и к 1913— 1.917. Каждая маслоартель имела один масло завод. В 1900 кооперативные предприятия со ставляли 12%, в 1905— 30,3, в 1910— 42,4, в 1913— 46,8. Возникновению маслоартелей содействовали: спец. учрежденная для этой цели «Организа ция по устройству кооперативных маслодель ных товариществ», руководимая б. частным предпринимателем Балакшиным, работавшая с 1902 по 1907 включительно, Союз маслодельных артелей и правительственный инструктаж. Ино гда маслоартели возникали и сами без всякой посторонней ’ помощи. Уже на первых порах маслодельным артелям пришлось вести борьбу с частниками. Методом борьбы частника явля лось закабаление крестьянства при помощи кре дита. Заводчик обзаводился торговлей, если он не имел ее раньше, давал товар в долг под мо локо и таким путем закабалял беднейшее кре стьянство. 'Появление частно-предприниматель- ского завода во многих случаях связывалось с развитием самого махрового кулачества в сиб. деревне. Формально r o главе дореволюционной артели стоял высший кооперативный орган — общее собрание артельщиков, решавший все наиб, важные дела. Фактически же дела верши лись выборным «доверенным», к-рый непосред ственно руководил делом. Основное ядро ко операции составляли «крепкие мужики», кулац- ко-зажиточная часть деревни, к-рая при ф ор мальном равенстве всех членов кооператива да вила на остальную часть артельщиков и дикто вала им свою волю. Материалов о соц. со ставе членов маслоарте лей в дорев. время не собиралось, но некото рое представление об этом дают данные обес печенности молочным скотом членов артели: (см. таблицу): Абс. большинство со ставляли члены артели, имевшие свыше 3 ко ров, и главная масса мо лочного скота принад лежала кулацко-зажиточной части хозяйств, имевших более 5 коров: 32,9% этих хозяйств имели 60% коров. В 1907, немедленно по закрытии «Организа ции по устройству кооперативных маслодель ных тов-в (из-за трений с департаментом зем леделия), Балакшин организовал из числа ар телей, находившихся в ведении организации— «Союз Сибирских Маслодельных Артелей», ор ганизационный с’езд к-рого происходил в но ябре 1907. Будучи на первых порах довольно скромным по своим размерам, союз развил ши рокую деятельность и к последним предвоен ным годам явился одним из крупнейших коопе ративных союзов в России. Ход развития союза виден из след, данных: В о/0 Г р у п п ы число хозяйств число ко ров у них Однокоровных 6,8 1,3 2-коровных 18.3 7,1 3 17,3 10.1 4 13.9 10,9 5 10,8 10,6 6 8,2 9,5 7 6,0 8,1 8 4.7 7,1 9 2,9 5,0 Юиболее коров 11,1 30,3 Годы Число артелей- членов союза Число артельных лавок Число контор Принято масла в и, . 1 Продано потреби телям товаров на сумму (в тыс. руб.) Оборот союза в тыс. руб. 1907 12 1 1 _ 1S08 65 12 2 21.410 127,0 2.380 1£09 108 20 3 31.139 183.0 2.934 1910 181 34 5 44.390 315,0 4.355 1911 218 54 5 45.Ь80 642,0 4.250 1912 328 133 7 78.725 641,3 7.485 1913 563 502 11 103.345 2.2б4,9 14.066 1914 864 600 16 111.191 8.999,0 20.208 1915 902 681 16 213.569 10.670,0 34.854 1916 922 694 17 491.963 9.730.0 73.498 1917 1.410 1.167 22 411.904 24.765,3 160.367,5 За 10 лет число маслоартелей с 12 достигло 1.419, число кооперативных потребительских ла вок — 1.167, конторы союза были открыты во всех крупных городах и торг. пунктах Зап. Си бири. Союзом было организовано в Англии при участии иностранного капитала смешанное Акц. об-во «Юнион», через к-рое он проводил сбы товые операции за границей. Количество принятого союзом масла в 1916 достигло 491.963 ц, потребительских товаров продано почти на 25 млн. рублей. Оборот со юза в 1917 составил свыше 160 млн. рублей. Хоз. достижения союза были значительны, но внут ренняя его организация, его политика и так тика характеризуются прямо противополож ными показателями. Семья Балакшиных, стояв шая у власти в союзе, повела эту организацию по линии торгашеского частно-предприниматель ского «дела»; Балакшин принес в союз методы закабаления масс крестьянства и провел его во всей организационной структуре союза. В по следний не трудно было (для зажиточных) всту пить, союз обещал многое, но выйти из союза без штрафа в 500 руб. и без потери паевых взносов было невозможно. Как артель не могла без потери прав и материального ущерба выйти из числа членов союза, так и каждый член ар тели не мог выйти из нее без потери прав, за исключением лишь случаев перемены местожи тельства. Боязнь критики, желание единолич но и бесконтрольно управлять крупнейшей ко оперативной организацией, толкали дирекцию союза на борьбу с проявлением самодеятельно сти среди артельщиков и служащих, к замазы ванию в отчетах слабых мест работы и даже сокрытию убытков, невыгодных договоров и т. д. Эта деятельность союза закончилась в 1915 гран диозным скандалом на собрании уполномочен ных, следствием чего явился раскол союза и от ход от него значит, части алтайских артелей с организацией своего союза на Алтае. Идя под напором настойчивых требований снизу, балак- шинский союз постепенно, но очень медленно, поворачивал в сторону кооперативных методов работы, но своего кулацкого лица не изменил, скатившись в период колчаковщины к поддерж ке самой черной реакции. Все руководители союза, с падением Колчака, бежали на ДВ и за границу, захватив много ценностей. С падением колчаковщины и приходом сов. власти в период военного коммунизма маслоар тели, как самостоятельные кооперативы, пере стали существовать, маслозаводы же стали пред приятиями потребительских обществ. С введе нием новой экон. политики маслоартели начали возникать вновь, далеко не об ’единив, однако, всего кооперативного маслоделия, т. к. часть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2