Сибирская советская энциклопедия_Том3

дукцией на 1.313 тыс. довоенных рублей. Почти все эти предприятия расположены были в гор. центрах и размещались по Сиб. в следующем порядке: Бывш. сиб. губернии Томская Иркутская Енисейская Омский у. Акмолинской обл. У н И- CJ « 2 5 4 46 44 4 424 320 1 16 30 5 82/ 372 Т. о. в довоенное время центр М. п. Сиб. был в Омске, др. значит, группа была в вост. части Сиб., в районе Иркутска. Из омских заводов наиболее крупным был плужный завод датской фирмы «Рандруп», производившей в Сиб. опе­ рации по закупке сливочного масла и продаже с.-х. машин. Завод возник в 1900. Максимальная год. выработка его составляла 12 тыс. одноле­ мешных плугов при 200 рабочих. Значит, заво­ дом был механический и чугунно-литейный за­ вод в гор. Барнауле, возникший в период пост­ ройки Алтайской ж. д. и развернувший произ­ водство, гл. обр., на заказах последней. В 1917 завод сгорел, и был восстановлен лишь при сов. власти в 1920; однако в 1924 завод разобору- дован, а в корпусах его ныне размещается пи- мокатно-валяльный завод. Из иркутских заво­ дов необходимо отметить Иркутский металли­ ческий завод и Иркутскую обозную мастерскую. Первый отстроен был в 1906 в Знаменском пред­ местье Иркутска и имел цеха: проволочно-гвоз­ дильный, болтовый, слесарно-механический, ко­ тельный, кровельный и кузнечный. Основным его производством было проволочно-гвоздиль­ ное. В 1913 на заводе было занято до 150 рабо­ чих. В 1919 завод был остановлен, через год опять пущен в эксплоатацию, а затем консер­ вирован. Иркутский обозный завод возник во время рус.-японской войны, когда из Москвы была послана на ДВ походная мастерская для ремонта военного обоза. По окончании войны мастерская была перевезена в Иркутск и имела характер ремонтной. В 1910 мастерская развер­ нула производство новых двуколок военного об­ разца. Во время империалистической войны она была расширена и дооборудована, доведя про­ изводство до 4.000 двуколок в год. С 1918 ма­ стерская начала вырабатывать веялки, плуги и походные кухни; с 1926—на консервации. Во время империалистической войны М. п. Сиб. значит, выросла. Существующие заводы раз­ вернули производство и, кроме того, возникло много новых предприятий, как мелких, так и несколько б. или м. крупных. Ряд предприятий был перевезен из Европ. России. Напр., первый механический завод им. Смирнова в Омске, обо­ рудованный машинами и станками, эвакуиро­ ванными из Петрограда с Путиловского завода, и пополненный новыми импортными американ­ скими станками. Точно также эвакуирован был в Омске завод «Оммеханлит», к-рыйпредставлял собой небольшое, но хорошо оборудованное предприятие с весьма ценными станками меха­ нического цеха, пригодными для производства точных изделий (измерительных приборов). Оба завода в 1924 об’единены были в один завод с.-х. машин «Сиб. завод». Значит, роль в раз­ витии сиб. М. п. во время империалистической войны сыграла кооперация. Вызванное войной расстройство коммерческого грузооборота, а к концу войны и развал транспорта почти совер­ шенно приостановили завоз в Сиб. металлоиз­ делий, в т. ч. и запасных частей к с.-х. маши­ нам. Не имея почти совершенно М. п., Сиб. пе­ реживала острейший кризис в снабжении нар. хоз-ва металлоизделиями; особ, тяжело кризис этот отражался на сел. хоз-ве края. Это поло­ жение заставило сиб. кооперативные организа­ ции приступить к созданию ряда новых пред­ приятий, приспособленных к ремонту с.-х. ин­ вентаря и производству запасных частей. Как правило, предприятия эти имели небольшой ли­ тейный цех, несколько станков для механиче­ ских работ (токарные, сверлильные) и кустар­ ного типа кузницу. Предприятия эти возникали в большинстве своем в с.-х. районах и во мно­ гих случаях в крупных селах; в ср. такое пред­ приятие задалживало 20—30 рабочих и имело небольшой нефтяной двигатель внутреннего сго­ рания или локомобиль 15—20 л. сил. Из таких предприятий можно отметить: с.-х. ремонтные мастерские Мошковского кредитного т-ва, Оя- шинского об ’единения кредитных т-в, Черепа- новского союза кредитных т-в, Первой ачин- ской трудовой артели, Союза металлистов в Бийске, Трудовой артели «Сила» в Барнауле. Наиб, крупным из кооперативных предприятий был организованный Алтайским союзом кредит­ ных т-в в Барнауле завод «Шпагат». Первона­ чально корпуса завода строились на производ­ ство сноповязального шпагата (отсюда и назв. завода), но уже в процессе строительства завод был переконструирован—на металлообрабаты­ вающий с цехами: литейным, механическим, куз­ нечным и деревообделочным. Завод задалживал до 200 рабочих и выполнял ремонтные работы, производство запасных частей к с.-х. машинам, а также оборудование для маслодельных заво­ дов (маслобойки, маслообработники). В 1920 33- вод был дооборудован станками, вывезенными колчаковцами с Уфимского машиностроитель­ ного завода, а в 1924 станками с ликвидирован­ ного второго Барнаульского механического за­ вода и работает по настоящее время. В годы гражд. войны в СиТ5. (1918— 19) М. п., как и вся сиб. пром-сть, сократила производство в весьма значительных размерах. Характеристику М. п. первого периода сове­ тизации Сиб. дает перепись 1920. По материа­ лам этой переписи на территории Сиб. края (в прежних адм. границах его) было 45 предприя­ тий цензовой М. п. с 4.888 рабочими и 2.246 л. с. заводских двигателей. По отдельным отраслям М. п. предприятия эти распределялись сле­ дующим образом: ! ' ' : Наименование групп производства Число предприят .1 « S т s х ч ? о 1 н CQ х Мощность двигателей л. сил | Производство болтов, винтов и заклепок 1 60 80 „ слесарно-кузнечных изделий 6 139 124 „ замков и скобяных изделий 1 >•8 62 „ железной посуды 2 41 15 Чугунно-литейные 6 61? 312 Производство жестяных изделий 4 70 33 Машиностр. завод (Омский I механическ.) 1 642 129 Ремонт автомобилей и мотоцик ов 2 523 117 Электротехническое производство 3 164 81 Производство земледельч. машин и орудий 4 329 192 спец. машин и аппаратов 5 269 569 Постройка и ремонт речных судои 10 1.851 532 И т о г о 45 4.888 2.246 Кроме указанных предприятий, перепись за­ регистрировала 56 предприятий, занимающихся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2