Сибирская советская энциклопедия_Том3
мени, бляхи-застежки «Пьяноборской культу ры» на Каме (первая половина первого тыся челетия) вместе с бляшками, изображающими птиц и зверей с человеческим лицом (табл. 11, рис. 17 и 21) и полыми фигурами зверей, извест ными в Приуралье в доломоваговскую эпоху (табл. II, рис. 19), железными яаконечниками копий (табл. II, рис. 26), бронзовыми (табл. II, рис. 25) и железными (табл. II, рис. 27) наконеч никами стрел и, наконец, грубо литыми ажур ными бляхами, плоскими с одной стороны и изображающими на лицевой стороне человека (табл II, рис. 18) и животных (табл. II, рис. 20). Ко времени кладов вышеописанной «культуры» надо отнести и известную писаницу с оленями на скалах р. Томи. В IV—V вв. в юж. окраинах Сиб., после господства гуннов, происходит пе регруппировка кочевых народов и, несомненно, перебой в культурных связях с юж. центрами. Кочевники не имели, повидимому, массового металлического производства, они сами поль зовались стандартными формами различных эле ментов, изготовляемыми во множестве оседлы ми народностями, и разносили их по степям Евразии. Даже изделия из глины в виде проч ных узкогорлых сосудов (табл. II, рис. 35) были распространены в эпоху господства сянь-бийцев и жужан в Монголии от Китая через Монголию и Енисейские степи до бассейна Оби. В VI в. н. э. кочевые племена степей Зап. Сиб. и Мон голии, выступившие на арену истории под име нем турков, восстанавливают б. или м. прочные связи с зап. и го.-зап. странами. Из Персии, повидимому, проник к ним через несториан ал фавит (орхонское письмо), видоизменения ко торого создали письменность, давным давно за бытую. Сохранившиеся надписи на камнях, раз гаданные в настоящее время, чаще встречаются на Енисее и Орхоне (отчего и письменность получила название Орхонской). Среди погре бального инвентаря в Алтайских плоских мо гилах VI—VII вв., заваленных камнями, найдены скелеты погребенных, обращенные головой б. ч. на Ю., с конем и богатым погребальным ин вентарем, среди к-рого найдены массивные по золоченные колты (подвески), стеклянные глаз чатые бусы, серьги, железные мечи в бронзо вой оправе (табл. II, рис. 43), повидимому, зап. происхождения, вместе с железными наконеч никами стрел (табл. И, рис. 29, 30), стременами (табл. II, рис. 32, 33), удилами (табл. II, рис 31). костяными костыльками -застежками (табл. II, рис. 51), седельной облицовкой из кости с гра вированными на ней сценами охоты и др. орна ментальными мотивами, кроме того, бронзовые и костяные (табл. II, рис. 34, 40), пряжки и брон зовые накладки на ремни (табл. II, рис. 41, 44). Весьма возможно, что могилы принадлежат тур кам, владевшим тогда и Саяно-Алтайским райо ном и сносившимся как с Персией и Византией, так и с Китаем. Несколько позднее, в VII!—X вв. н. э., в расцвет китайской культуры при дина стии Тан, вышеуказанные металлические пред меты, повидимому, китайского происхождения, распростр. не только в Центр. Азии, но через уйгур, господствовавших в Сев. Монголии в VIII—IX вв., а затем киргиз (хакас) в IX—X вв., проникли к народностям, живущим в лесной по лосе В могилах этой эпохи, под каменной или земляной насыпью хоронили умерших с при надлежавшими им конями и вооружением, со стоящим из лука, колчана со стрелами, имев шими наконечники железные, иногда с прорез ным костяным шариком—свистулькой (табл. II, рис. 29. 30) и др. орудиями из железа: теслами (табл. II, рис. 28), ножами. Лошади хоронились вместе с железными удилами (табл. И, рис. 31> и стременами (табл. 11, рис. 32, 33), костяными (табл. И, рис. 34) и железн. пряжками (табл. П. рис. 36). Ремни поясов и колчанов, а также сбруи лошадей, имели выпуклые бронз, пряж ки, выпуклые накладки, иногда орнаментиро ванные (табл. II, рис. 42, 45, 46) и обоймы кон цов ремней. Сюда же надо отнести бронзовые, иногда позолоченные, выпуклые подвески (серд цевидные, табл. II, рис. 37), рыбки—китайский символ семейного счастья (табл. II, рис. 38), маленькие бронзовые маски-подвески (табл. 11, рис. 39), бронзовые, серебряные или золотые серьги изображенного типа (табл. II, рис. 52). Могилы с подобного рода вещами встречаются в Забайкалье, Минусинском крае и в бассейне Оби. К этой же эпохе надо отнести и скульп турные изображения человеческих фигур, дер жащих перед собой сосуды и подпоясанных поясом. Подобного рода памятники распростра нены по степям Евразии от Маньчжурии до Ду ная и известны под назв. каменных баб (см.). Более поздние «железные культуры», несом ненно, более разнообразны, но они еще мало выявлены и не систематизированы. К XII—XIV' вв. н. э. следует отнести неглубокие могилы, без всяких внешних признаков, найден, под Крас ноярском. Рядом с погребальными камерами из дерева, в к-рых лежали погребенные, найдены серебряные орнаментированные обкладки се дел, а в камерах остатки одежды из парчи и шелка, серебряные, позолоченные сосуды, ки тайское зеркало и др. предметы, указывающие нам на связь с предшествующей эпохой. Сере бряные изделия подоб. рода (табл. II, рис. 47) неоднократно находили в виде случайных на ходок от Байкала до юж.-европ части нашего Союза. В эпоху монг. господства в Азии и Вост. Европе, в юж. окраинах Сиб. произошла, по видимому, новая группировка народов и пре кращение многих культ.-торг. связей, что кч могло, конечно, не отразиться и на С. Сибири. Нам мало известны памятники этого времени. Начиная с середины второго тысячелетия, в Сиб. проникает рус. культура. Этнографическая карта Сиб. нам становится более ясной. На 3. русские нашли самоедов и угров, повидимому, исконных обитателей лесов бассейна Оби, и вторгнувшиеся сюда турецкие племена, остат ки культуры к-рых находим в древних татар ских погребениях по Томи и Чулыму. Погребения устраивались на поверхности на бересте и засыпались сверху землей. Трупы ориентировали головой на Ю. или сжигали. Из погребального инвентаря отметим глиняные со суды, со сферическим дном, покрытые орна ментом (пережитки ранней бронзовой культу ры) (табл. II, рис. 24), берестяные колчаны с костяными и железными наконечниками стрел, железные топоры, секиры и топоры рус. типа, железные тесла, медные тазы с железными дуж ками, сердоликовые и разноцветного стекла бу сы, медные перстни с печатками (табл. II, рис. 50), медные серьги, в виде вопросительных зна ков и шейную витую гривну (табл. II, рис. 48) из бронзы, повидимому, финского происхожде ния. В юж. степях Зап. Сиб. и Енисея и в За байкалье рус. нашли турецко-монг. племена, го ворящие на турец., монг. и палеазиатских язы ках. Погребальный инвентарь енисейских тур ков XVII—XVIII вв. указывает нам на тесные связи с Китаем: железн. стремена (табл. И, рис. 53), чугунный котел на треноге, китайские пуго вицы, стеклянные разноцв. бусы, медные части трубки (табл. II, рис. 56); кроме того, находим- в могилах ножницы (табл. И, рис. 57). пряжки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2