Сибирская советская энциклопедия_Том3

мени, бляхи-застежки «Пьяноборской культу­ ры» на Каме (первая половина первого тыся­ челетия) вместе с бляшками, изображающими птиц и зверей с человеческим лицом (табл. 11, рис. 17 и 21) и полыми фигурами зверей, извест­ ными в Приуралье в доломоваговскую эпоху (табл. II, рис. 19), железными яаконечниками копий (табл. II, рис. 26), бронзовыми (табл. II, рис. 25) и железными (табл. II, рис. 27) наконеч­ никами стрел и, наконец, грубо литыми ажур­ ными бляхами, плоскими с одной стороны и изображающими на лицевой стороне человека (табл II, рис. 18) и животных (табл. II, рис. 20). Ко времени кладов вышеописанной «культуры» надо отнести и известную писаницу с оленями на скалах р. Томи. В IV—V вв. в юж. окраинах Сиб., после господства гуннов, происходит пе­ регруппировка кочевых народов и, несомненно, перебой в культурных связях с юж. центрами. Кочевники не имели, повидимому, массового металлического производства, они сами поль­ зовались стандартными формами различных эле­ ментов, изготовляемыми во множестве оседлы­ ми народностями, и разносили их по степям Евразии. Даже изделия из глины в виде проч­ ных узкогорлых сосудов (табл. II, рис. 35) были распространены в эпоху господства сянь-бийцев и жужан в Монголии от Китая через Монголию и Енисейские степи до бассейна Оби. В VI в. н. э. кочевые племена степей Зап. Сиб. и Мон­ голии, выступившие на арену истории под име­ нем турков, восстанавливают б. или м. прочные связи с зап. и го.-зап. странами. Из Персии, повидимому, проник к ним через несториан ал­ фавит (орхонское письмо), видоизменения ко­ торого создали письменность, давным давно за­ бытую. Сохранившиеся надписи на камнях, раз­ гаданные в настоящее время, чаще встречаются на Енисее и Орхоне (отчего и письменность получила название Орхонской). Среди погре­ бального инвентаря в Алтайских плоских мо­ гилах VI—VII вв., заваленных камнями, найдены скелеты погребенных, обращенные головой б. ч. на Ю., с конем и богатым погребальным ин­ вентарем, среди к-рого найдены массивные по­ золоченные колты (подвески), стеклянные глаз­ чатые бусы, серьги, железные мечи в бронзо­ вой оправе (табл. II, рис. 43), повидимому, зап. происхождения, вместе с железными наконеч­ никами стрел (табл. И, рис. 29, 30), стременами (табл. II, рис. 32, 33), удилами (табл. II, рис 31). костяными костыльками -застежками (табл. II, рис. 51), седельной облицовкой из кости с гра­ вированными на ней сценами охоты и др. орна­ ментальными мотивами, кроме того, бронзовые и костяные (табл. II, рис. 34, 40), пряжки и брон­ зовые накладки на ремни (табл. II, рис. 41, 44). Весьма возможно, что могилы принадлежат тур­ кам, владевшим тогда и Саяно-Алтайским райо­ ном и сносившимся как с Персией и Византией, так и с Китаем. Несколько позднее, в VII!—X вв. н. э., в расцвет китайской культуры при дина­ стии Тан, вышеуказанные металлические пред­ меты, повидимому, китайского происхождения, распростр. не только в Центр. Азии, но через уйгур, господствовавших в Сев. Монголии в VIII—IX вв., а затем киргиз (хакас) в IX—X вв., проникли к народностям, живущим в лесной по­ лосе В могилах этой эпохи, под каменной или земляной насыпью хоронили умерших с при­ надлежавшими им конями и вооружением, со­ стоящим из лука, колчана со стрелами, имев­ шими наконечники железные, иногда с прорез­ ным костяным шариком—свистулькой (табл. II, рис. 29. 30) и др. орудиями из железа: теслами (табл. II, рис. 28), ножами. Лошади хоронились вместе с железными удилами (табл. И, рис. 31> и стременами (табл. 11, рис. 32, 33), костяными (табл. И, рис. 34) и железн. пряжками (табл. П. рис. 36). Ремни поясов и колчанов, а также сбруи лошадей, имели выпуклые бронз, пряж­ ки, выпуклые накладки, иногда орнаментиро­ ванные (табл. II, рис. 42, 45, 46) и обоймы кон­ цов ремней. Сюда же надо отнести бронзовые, иногда позолоченные, выпуклые подвески (серд­ цевидные, табл. II, рис. 37), рыбки—китайский символ семейного счастья (табл. II, рис. 38), маленькие бронзовые маски-подвески (табл. 11, рис. 39), бронзовые, серебряные или золотые серьги изображенного типа (табл. II, рис. 52). Могилы с подобного рода вещами встречаются в Забайкалье, Минусинском крае и в бассейне Оби. К этой же эпохе надо отнести и скульп­ турные изображения человеческих фигур, дер­ жащих перед собой сосуды и подпоясанных поясом. Подобного рода памятники распростра­ нены по степям Евразии от Маньчжурии до Ду­ ная и известны под назв. каменных баб (см.). Более поздние «железные культуры», несом­ ненно, более разнообразны, но они еще мало выявлены и не систематизированы. К XII—XIV' вв. н. э. следует отнести неглубокие могилы, без всяких внешних признаков, найден, под Крас­ ноярском. Рядом с погребальными камерами из дерева, в к-рых лежали погребенные, найдены серебряные орнаментированные обкладки се­ дел, а в камерах остатки одежды из парчи и шелка, серебряные, позолоченные сосуды, ки­ тайское зеркало и др. предметы, указывающие нам на связь с предшествующей эпохой. Сере­ бряные изделия подоб. рода (табл. II, рис. 47) неоднократно находили в виде случайных на­ ходок от Байкала до юж.-европ части нашего Союза. В эпоху монг. господства в Азии и Вост. Европе, в юж. окраинах Сиб. произошла, по­ видимому, новая группировка народов и пре­ кращение многих культ.-торг. связей, что кч могло, конечно, не отразиться и на С. Сибири. Нам мало известны памятники этого времени. Начиная с середины второго тысячелетия, в Сиб. проникает рус. культура. Этнографическая карта Сиб. нам становится более ясной. На 3. русские нашли самоедов и угров, повидимому, исконных обитателей лесов бассейна Оби, и вторгнувшиеся сюда турецкие племена, остат­ ки культуры к-рых находим в древних татар­ ских погребениях по Томи и Чулыму. Погребения устраивались на поверхности на бересте и засыпались сверху землей. Трупы ориентировали головой на Ю. или сжигали. Из погребального инвентаря отметим глиняные со ­ суды, со сферическим дном, покрытые орна­ ментом (пережитки ранней бронзовой культу­ ры) (табл. II, рис. 24), берестяные колчаны с костяными и железными наконечниками стрел, железные топоры, секиры и топоры рус. типа, железные тесла, медные тазы с железными дуж­ ками, сердоликовые и разноцветного стекла бу­ сы, медные перстни с печатками (табл. II, рис. 50), медные серьги, в виде вопросительных зна­ ков и шейную витую гривну (табл. II, рис. 48) из бронзы, повидимому, финского происхожде­ ния. В юж. степях Зап. Сиб. и Енисея и в За­ байкалье рус. нашли турецко-монг. племена, го­ ворящие на турец., монг. и палеазиатских язы­ ках. Погребальный инвентарь енисейских тур­ ков XVII—XVIII вв. указывает нам на тесные связи с Китаем: железн. стремена (табл. И, рис. 53), чугунный котел на треноге, китайские пуго­ вицы, стеклянные разноцв. бусы, медные части трубки (табл. II, рис. 56); кроме того, находим- в могилах ножницы (табл. И, рис. 57). пряжки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2