Сибирская советская энциклопедия_Том3

•совершенных в состоянии М. или отсутствует совершенно, или сохраняется весьма слабо. Вне припадков у больных М. наблюдаются: дро­ жание рук и головы, повышение рефлексов, бес­ покойство, беспричинный страх; кроме того, для таких больных характерна общая умственная ■отсталость. Лечение М., в силу конституциональ­ ного характера заболевания, не давало ощу­ тительных результатов. Предупреждение меря- ченья может быть достигнуто лишь путем про­ ведения широких мероприятий, направленных к поднятию общего культурного уровня и оздо­ ровлению быта. Л и т.: Мицкевич, С. И . Мэнэтик и эми ученье—фочмы исте ии в Колымском крае, Л., изд. Акад. Наук, 19i9 (спи­ сок литературы). В. 3 л о т. МЕССЕРШМИДТ, Даниил-Готлиб (1685—1735) —натуралист; уроженец Данцига. Окончил курс медицинского фак-та в Галле; в 1716 вызван Петром I в Россию. В 1718 послан в Сиб. в пер­ вую научную экспедицию «для изыскания вся­ ких раритетов и аптекарских вещей: трав, цве­ тов, корней и семян». В Сиб. провел 7 лет, по­ сетив за это время б. ч. ее—от Тобольска до Забайкалья включительно. Результатом наблю­ дений было «Обозрение Сибири или три таб­ лицы простых царств природы» (в 10 томах). Хранится в рукописи на латинском языке при Акад. Наук. Отрывок из нее был напечатан Ам­ маном в 1736. Часть дневников М. опубликова­ на Радловым в приложениях к 1 т. «Сибирских Древностей», 1888. МЕСТНЫЙ ТРАНСПОРТ—см. Транспорт. МЕСТНОГО ТРАНСПОРТА РАБОЧИЕ.—П р о ­ ф е с с и о н а л ь н ый с о ю з т р а н с п о р т ­ ных р а б о ч и х (местного транспорта—«Мес- транс») —- возник в Сиб. в 1920/ об’единив грузчиков, возчиков, шоферов и др. рабо­ чих перевозочно-складского хоз-ва, не вошед­ ших в союзы железнодорожников и водни­ ков. Первые проявления профес. движения грузчиков известны в Сиб. с 1915, когда в Н.-Николаевске было устроено несколько ста­ чек (из-за понижения зарплаты), к-рые про­ шли удачно. Организатор грузчиков С. Шварц был выслан в Нарым. После Февральской рев. были организованы первые профес. со­ юзы грузчиков (Владивосток, Н.-Николаевск, Омск, Томск, Камень и др.). Первый с’езд груз­ чиков и чернорабочих из нескольких городов Зап. и Вост. Сиб. состоялся в Н.-Николаевске. В полит, борьбе грузчики встали на сторону большевиков, приняв участие в Красной гвар­ дии и вооруженной борьбе с чехословаками, активно участвовали во всеобщей полит, заба­ стовке в Н.-Николаевске в августе 1918 и в во­ оруженных восстаниях рабочих против Колчака в 1919—в Омске и Владивостоке. В омском вос­ стании, 22 декабря 1918, вместе с грузчиками (ст. Куломзино) активное участие приняли авто­ работники, об’единившиеся с ними в один союз транспортных рабочих. Много куломзинских грузчиков было расстреляно, а 20 января 1919 колчаковской контр-разведкой был окончатель­ но разгромлен и союз транспортных рабочих. После восстановления сов. власти в 1920 в Сиб. были организ. губ. отделы «профес. союза транспортных рабочих» (местного транспорта), а с образованием Сиб. края, в 1925, краевой отдел союза. В 1921 союз насчитывал в Сиб. до 9 тыс. членов и в 1930 до 11 тысяч. Безра­ ботица, достигавшая наиб, роста в 1928— от 1 тыс. (16%) летом до 2,8 тыс. (38%) зимой, к 1930 была ликвидирована. При окружном рай­ онировании Сиб. в 1925 союз имел 8 окр. от­ делений. После нового адм. деления Сиб. в 1930 и упразднения окр. системы осталось в Зап.-Сиб. крае 72 низовых проф. ячейки с 8,5 тыс. членов (из 11 тыс. работающих), а к Вост.-Сиб. крЛо отошло 16 проф. ячеек с 2,2 тыс. человек. I с’езд союза по Вост.-Сиб. краю состоялся в ноябре 1930. В 1931 произошло разукрупнение союза, в результате чего в Зап.-Сиб. крае из 11 ть[с. рабочих, обслуживавшихся ранее местрансоде, 7,5 тыс. отошло по производственной связи к союзам: работников городских предприятий (городской автотранспорт), мукомольно-хлф- ного производства, железнодорожников, вод­ ников, углекопов. Осталось на обслуживании местранса 3,5 тыс. (преимущественно работ­ ники гужевого транспорта), из них только 2,7 тыс. (75%) членов союза. В Вост. Сиб. членбв союза 2,5 тысячи. В ближайшие годы предстоит значит, рост союза за счет развития автомо- бильного и авиационного сообщений. Подго­ товка новых кадров производится в Н.-Сиб. школе ФЗУ и на шоферских курсах в Н.-Сиб., Омско и Ине (на Чуйском тракте), в Иркутске— при Автотранстресте. За годы сов. власти в Сиб. Местрансом про­ делана значит, работа по классовому воспита­ нию и повышению культ, уровня членов союза. На пристанях и станциях организ. красные угол­ ки, ликвидируется неграмотность и малограмот­ ность. Соц. соревнованием и ударничеством в J931 было охвачено до 44% членов союза (по Союзтрансу 74%). За 1930 производительность труда поднялась на 17%, прогулы снизились с 20 до 2,8%, премировано 954 ударника. Год. бюджет союза по Зап.-Сиб. краю на 1931 со­ ставлял 112 тыс., по Вост.-Сиб. краю 74 ты­ сячи рублей. МЕТАГНЕЙС — полосатая кристаллическая порода, получившаяся в результате послойного внедрения интрузивной магмы (см.) в изменен­ ные осадочные породы; в сиб. горных районах нередко встречается среди контактовых поясов интрузивных тел. «МЕТАЛЛИСТ», металлообрабатывающий за­ вод (в Томске)—см. Машинострой. МЕТАЛЛИСТЫ.—Рабочие по металлу появля­ ются в Сиб. с основанием первых горнозавод­ ских предприятий, еще в XVIII в. (см. Горная промышленность). Стихийные проявления рев. движения среди горнозаводских рабочих отме­ чались уже в 1804 (голодный бунт на Нерчин­ ском заводе), но организованных форм классо­ вой борьбы еще не было. После проведения Сиб. ж. д. появились новые кадры квалифици­ рованных металлистов, к-рые сыграли значит, роль в развитии рев. и профес. движения в Сиб. в 1905,1912,1917 среди железнодорожников (см.), водников (см.) и горнорабочих (см.). Вне же транспорта и горного дела ко времени первой рев. 1905 по городам Сиб. насчитывалось не бо­ лее 2—3 тыс. М., распыленных в мелких полуку­ старных ремонтных мастерских и электростан­ циях. В 1905 М. организуют свои союзы и про­ водят забастовки в Томске и Красноярске. К 1917 число М. в Сиб. несколько увеличилось за счет новых эчектростанций, заводов сел.-хоз. ору­ дий (завед Рандрупа в Омске) и др. Союзы М., возникшие в 1917, сыграли заметную роль в Февральской и Октябрьской революциях в Си­ бири. Строились они по узко-профес. признаку, охватывая только квалифицированных рабочих (слесаря, токаря, кузнецы). Чернорабочие и ра­ бочие других профессий, работавшие на тех же предприятиях, об’единялись друг, союзами. М. приняли активное участие в борьбе за власть советов в Сиб., поддерживая большевиков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2