Сибирская советская энциклопедия_Том3
организмом. Проведено деление скелета на отдельные кости; различается семь форм черепов. Органы делятся на плотные и полостные; упоминаются отдельно сердце, легкое,^ печень, селезенка, почки, толстые и тонкие кишки, желчный и мо чевой пузыри, различаются крупные артерии, красные и бе лые сосуды, упоминается головной и спинной мозг, с иду щими от него двигательными и чувствительными нервами и, наконец, описывается шесть органов чувств (шестое —чувство покойного положения). Большое значение придается желчи, слизисто-серозной, млечно-лимфатической системам и хилусу, при чем об этих веществах имеются самые неясные, рас плывчатые представления. Имеются попытки об ‘яснить общин баланс обмена веществ. Проводится зависимость функций органов от центр, нервной системы, устанавливается связь между повреждениями сосудов и серьезными для организма последствиями. Наконец, различаются три гл. темперамента, отдаленно напоминающие кантовское определение темпера ментов. В эмбриологии существует представление о развитии зародыша, начиная с 2-недельного возраста. Патология полна величайших, с точки зрения европ. М., нелепостей, и многие болезни приписываются простому влиянию злых ду хов или рассматриваются, как возмездие, за злые деяния, при чем часть этих деяний относится исключит, за счет пре ступлений против богов или власти. Но в отдельных случаях довольно правильно схватывается зависимость между заболе ваниями и причинами, их вызвавшими. Причинами болезней рассматриваются: неправильный образ жизни,нерациональное питание, отравление ядами, корнями растений, ядом бешеной собаки, насекомых, змей. Болезни сводятся к различным расстройствам питания кожи, мышц, катаррам желудка и кишек, расстройствам деятельности сердца и др. внутренних органов. Большое знач. отводится индивидуальной чув ствительности организма. Из инфекционных заболевании различаются: оспа, сиб. язва, лихорадочные заболевания в виде неопределенного жара, пятнистого и возвратного тифа. Имеется понятие о кризисе при лихорадочных заболеваниях. Из обших заболеваний различаются внутренние болезни, уш ные, носовые, болезни половых органов, кожные, женские и детские. Существует несколько способов хирургического вмешательства, в виде вскрытия нарывов, вылущения, ампу тирования. У тибетских врачей имеется своеобразная сист. диагностики и значит, арсенал лекарственных средств. Един ственно, в чем могла совершенствоваться М. т.- это в изощре нии методов внешнего определения болезненных симптомов и в изыскании способов лекарственного лечения, т. к. в этом случае можно было обойтись без микроскопа, химии и есте ствознания, а требовались лишь тысячелетние наблюдения и эмпирический способ мышления, чем М. т. вообще богата. Поскольку она не знакома с сущностью и настоящей причиной болезни, она улавливает только внешние моменты и лечит не столько самую болезнь, сколько внешние ее признаки. Мето дика лечения сводится, прежде всего, к назначению различ ных лекарств. Большую роль играет также психотерапия (психическое воздействие лечащего, наговоры, амулеты и т. п.). Известное знач. имеет и диэтотерапия. Минеральные^ ис точники (бальнеология) пользуются среди бурят большой по пулярностью. Но применение минеральных вод происходит в крайне антисанитарных условиях. Больные с самыми раз нообразными, нередко заразными болезнями пользуются це лебными источниками иногда одновременно, без всякого при менения каких-либо мер предосторожности против обоюдного заражения. Лекарственные препараты обнимают несколько сот назва ний, относящихся к представителям растительного и минераль ного мира. В большом ходу органотерапия. Употребляются отвары, порошки, пилюли, кашицы, при чем в каждое отдель ное лекарство входит иногда по несколько десятков состав ных частей. Сами лекарства классифицируются по тому эффекту, к-рый они вызывают у человека: успокаивающие, рвотные, жгучие, горькие, вяжущие, слабительные, удаляю щие слизь, разрешающие, заживляющие. Иногда применяют ся лекарства „по сходству4, напр., плод, напоминающий почку, употребляется при болезнях почек. Тибетская аптека —-типичная средневековая „латинская кухня14 и напоминает собой москательную лавку. Лекарственное сырье, сложенное в мешки и ящики, хранится в амбаре. Мускатный орех, ко рица, гвоздика, мускус, кабарговая струя и т. п. придают тибетской аптеке специфический запах. Аптекарем является сам эмчи-лама. Лекарства взвешиваются на безменных китай ских весах, употребляемых с незапамятного времени в тибет ской и китайской медицине. Непременной принадлежностью тибетской аптеки являются ступки, сита и особ, кожаные мешочки разных цветов с кожаными завязками и сигнатурой, на к-рой обозначен рецепт лекарства. Дозировка порошков из мешочка производится при помощи особых ложечек, не скольких размеров. Лекарство отпускается пациенту сразу же после того, как тибетский врач осмотрит и расспросит пациента о болезни. Тибетская аптека антигигиенична и при митивна. Через нее могут происходить заражения разными болезнями и отравления. Все лекарственные препараты можно разделить на след, категории: 1) Препараты, применяющиеся и в европ. меди цине — ревень, ртуть, железо, белена, крушина, горечи, различные минеральные соли, как, напр., бура, квасцы, наша тырь и др. 2) Препараты, употреблявшиеся в европ. меди цине раньше, но затем оставленные, как вытесненные лучши ми заместителями (миробаланы, пушистый пустырник, бри ония, ослиный огурец, корень алканны и др.). 3) Средства, в лекарственном значении к-рых приходится сомневаться с о вершенно, как, напр., различные минералы, кость. 4) Пре параты, употребление к-рых совершенно недопустимо и сви детельствует о полном отсутствии у тибетских врачей эле ментарных познаний в области гигиены и санитарии. К ним относятся внутренние приемы кала грифа, ласточки., змеиная моча, верблюжий помет и т. п. К наиб, „ценным" препаратам этой категории относятся высушенные экскременты самого Далай-ламы, гл. первосвященника буддийской религии. 5) К последней категории следует отнести сравнительно много численный ряд препаратов с неизвестными для нас, или, во всяком случае, мало изученными, лекарственными свойствами. Действие их можно установить только после детального изу чения. К этому ряду можно отнести и такие препараты, как „панты“ (рога марала) или корень жень-шень (см.). С тибетским врачеванием надлежит вести решительную борьбу, как со всяким вековым пережитком, вредным для нар. здоровья. Преступно лечить сифилис у тибетского ме дика, когда имеются целительные способы лечения этой бо лезни у европ. врачей, или пить китайские снадобья, когда болезнь м. б. излечена^ хирургическим путем. Кроме того, в руках тибетских врачей находятся сильно действующие сред ства, как, напр., аконит, ртуть, белена и др. При неуме лой дозировке их может произойти жестокое отравление. Поскольку, наконец, тибетский врач незнаком с профилак тикой, с санитарией и способами борьбы против эпидемий, постольку бесконтрольное лечение — верный залог распро странения эпидемических заболеваний. Но отдельные моменты в сист. тибетского врачевания заслуживают изучения. Тысяче летняя письменность М. т. и вековой опыт не должны прой ти бесследно для нашей науки. Укажем на примеры; напер стянка—одно из могучих сердечных средств, введенная в европ. медицину всего 150 лет, была известна в Тибете 2.00J лет назад. Цитварная полынь, белена, кузмичева трава, аконит, стрихнин, камфора и др. имеют употребление в М. т. более тысячи лег. Бешенство тибетские лекаря лечат мозгом жи вотных, погибших от бешенства—несомненное, хотя и далекое, сходство с прививкой Пастера. Лучшим средством против преждевременной дряхлости считается кислое, квашеное мо локо; здесь тибетская медицина до известной степени пред восхищает идеи мечниковской простокваши и т. д. С и с т е м а п о д г о т о в к и т и б е т с к и х в р а ч е й . Местом для обучения М. т. являются монгольские монастыри (дацаны). На территории Сиб. (Забайкалье) наиб, роль играли Агинский, Гусиноозерский и Цугольский дацаны. Пе ред тем, как изучать М. т., лама проходит предварительно несколько лет обучения в общей богословско-схоластиче ской школе. После этого переходит в мед. школу. Срок обучения в последней до 4 лет. Обучение состоит в сплошной зубрежке текстов и_ особ. Джуд-ши. Под руковод ством старых лам-эмчи (лекарей) изучающие М. т. на практике знакомятся со способами диагноза, лечения, приготовлением лекарств, их сбором, сушкой лекарственных растений. Звание „манрамбы4 получают после сдачи соответствующего экзамена в Манба-дацане. Таких очень мало; их считают единицами. Обычно же лечением занимаются ламы,не получившие никакой подготовки и являющиеся простыми знахарями. М е д и ц и н с к и е т и б е т с к и е к н и г и . Основной книгой М. т. является „Джуд-ши“ („4 основы*1 или „Сущ ность целебного. Четыре основы восьмичленного тайного учения"). Книга эта считается древнейшей по тиб. медицине. Полного ее перевода на рус. язык нет. Второй книгой являет ся „Бидар-онбо“ — комментарий к „Джуд-ши“, написанный более 1000 лет назад тибетским врачем Дэ-срид-сангжи-джам- цо. „Шильприн4—дает подробные фармакологические и фар- макогностические сведения о 560 лекарственных препаратах. Тибетская патология подробно изложена в книге „Хантаб". Из 230 томов буддийско-философской книги „Данжур4 6 то мов имеют медицинский текст, написанный несколькими тибетскими врачами. Кроме того, есть еще целый ряд др. менее распростр. изданий, анатомических, хирургических и пр. атласов и ходовых лечебников-рецептур, называемых жорами. Все эти книги на европ. языки до сих пор не пере ведены. Учитывая большую важность изучения М. т., Сов нарком Б.-М. Респ. наметил ряд шагов к организации пере водческой работы, а Сиб. Химико-Фармацевгический Ин-т (филиал центрального) включил изучение М. т. в план своей исследовательской работы. Н. Ш а в р о в. Л и т.: Позднеев, А. Учебник тибетской медицины, т. I, СПб., 1908; Дамбо и Ульянов. Первая часть тибетской меди цины Зави-джюд или Маллига, СПб., 1903; Бадмаев, П. А. Основы врачебной науки Ти ета, СПб., 1898; Кириллов, Н . Современное знач. тибетской медицины, как части ламайской доктрины, СПб., 1892; его ж е . О тибетской медицине бурят ских лам. „Иркут. Епарх. Вед.“, 1889, 8—9, 10 и 11; его ж е . Инте рес изучения народной и тибетской медицины в Забайкалье, „Этногр. Обозр .“, 1893, 4; его ж е . Знахарство в Забайкалье и фармация в тибетской медицине, „Фармацевт14, 1894, 8, 9\Пти- цын. Этнографические сведения о тибетской медицине в За байкалье, СПб., 1890; Стуков, Г. А. Алфавитный список ле карственных растений Забайкалья, употребляемых ламами в тибетской врачебной практике, „Зап. Читинского Отд. Р. Г. Об-ва4, в. IV, 1905; Варлаков, М . Н . Очерк истории тибет ской медицины, „Жизнь Бурятии4, Верхнеудинск, 1930, 5—6 (обзор тибетских и монгольских медицинских книг); Х о р о ших, П. П. Литература о народной и тибетской медицине бурят-монголов (на рус. яз.), „Бурятоведческий Сборник4*, в. 1, Иркутск, 1926; H i i b e t t e r . Beitrage z. Kenntnis d. chin, sowie d. tibetisch-mongolischen Pharmakologie; L a u f e r, H. Beitrage z. Kenntnis d. tibetischen Medicin, Leipzig, 1900; C s o m a d e К о г о s. Anaiisis of a Tibetan Medical, Work, 1835; R e h m a n, J . Notice sur une pharmacic Thibetiane, 1809.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2