Сибирская советская энциклопедия_Том3

союза по краю в 1931: приход 178.000 руб., рас­ ход 94.243. Клубов по краю 2, красных уголков 47, библиотек 21. Соцсоревнованием охвачено 7.000, ударников 3.128, самозакрепившихся 2.500. МЕДИЦИНА НАРОДНАЯ или лечение болез­ ней т. наз. н а р о д н ы м и с р е д с т в а м и . Под М. н. условно можно понимать сумму представ­ лений, существовавшую среди наиб, культурно отсталых слоев населения, о сущности и причи­ нах заболеваний и о средствах их лечения. Представления эти, не освоенные и не прове­ ренные научным опытом, основаны, с одной стороны, на передаче из поколения в поколение народных наблюдений над причинами заболева­ ний и опытами борьбы с ними (при изустной передаче все эти наблюдения искажались и из­ вращались) и, с др. стороны, на суевериях и др. пережитках, составлявших основу как перво­ бытной, так и магической (колдовской) медици­ ны. Носителями М. н. являются народные лека­ ря, знахари, бабки-повитухи, различные косто­ правы, бродячие коновалы и т. п. Былая некуль­ турность широких масс сиб. населения, недоста­ точность или полное отсутствие мед. помощи и низкая ее квалификация — были теми причина­ ми, к-рые укореняли в быту распространение медицины народной. Средства врачевания в М. н. можно разделить, не говоря о подсобных (баня, веник, хлеб и пр.), на грубо эмпирические (своего рода медикамен­ ты) и магические. Б. ч. средств первой катего­ рии—растительного происхождения (травы, кор­ ми, ягоды, настои, навары из них). Не мало средств и животного происхождения: медвежий, барсучий жир, медвежья желчь, внутренности к.-л. домашнего животного, рыбий клей, кровь летучих мышей и т. п. Употребляются в М. н. и минералы (поваренная соль, глины и др.) и вода минеральных источников (в Сиб.—«аршанов»). С точки зрения реального интереса М. н. представляет некоторую ценность только в смы­ сле изучения употребляемых ею для лечения ра­ стительных средств. Грубо и ощупью экспери­ ментируя на больном, М. н. иногда умела нахо­ дить действительные об’екты для применения в качестве растительно -лекарственных средств: (трава Кузьмича (эфедра), дающая ценный ал­ калоид эфедрин, действующий подобно гармо- ну адреналину; горицвет, нашедший широкое применение в медицине в качестве сердечного средства, и др.). В наст, время плановым изучением средств, употребляемых М. н., занимается Гос. Научный Химико-Фармацевтический Ин-т (в Сиб.— фи­ лиал этого Ин-та, находящийся в Н.-Сибирске). Пленум IV Всесоюзного с’езда физиологов вынес след, решение: «Пути развития химико-фармацев­ тической пром-сти СССР не должны миновать не- дообследованного, недооцененного или забытого растительного сырья. Пром-сть эта, учитывая од­ новременно успехи синтетической химии, должна будет опираться и на флористические богат­ ства страны. При химическом и фармако-дина- мическом обследовании растительного сырья должен быть использован огромный материал эмпирической медицины путем экспедиций в мало обследованные районы, особ. Сиб., Кав­ каза, Туркестана». Действительно, Сиб., с целым рядом только ей свойственных, фармако-дина- мически неисследованных и еще неизвестных ев­ роп. медицине растений, представляет в смысле изучения «народных средств» весьма благопри­ ятную почву. Еще недолгое и беглое изучение сиб. флоры уже дало возможность выявить не­ которые ценные об’екты, переданные для на­ блюдения в клинику в качестве новых средств для терапии. К таковым относится thermopsis lanceolata (пьяная трава, мышьяк; распростр. от Урала до Амура), как отхаркивающее средство; latrinia scabiosaefolia—(золотарник, в Вост. За­ байкалье), действующая успокаивающе на цен­ тральную нервную систему, panceria lanata (Вост. Сиб., Алтай, Хакасия), как сердечно-со­ судистое средство. Выявлены эти средства на основе изучения народной и тибетской медици­ ны. Но эти полезные средства составляют нич­ тожный процент всех «народных средств» М. и.,, к-рые, как пережиток былого бескультурья ста­ рой России, быстро отмирают как в СССР, так, в частности, и в Сибири. Мерами борьбы с М. н. являются—приближение врачебной помощи к населению и расширение сети лечебных учреж­ дений, что активно осуществляется сист. сов. здравоохранения и развитием санитарно-просве- тительной работы. Эти меры, наряду с подня­ тием культурного уровня населения, отодвига­ ют М. н. в область уходящих пережитков. Лит . : Макаренко, А. Материалы по народной медицине. Ужурской волости Енисейской губ., „Живая Старина", СПб., 1897, I — IV; Виноградов, Г. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири, там же, 1915, IV, Биторов , П . Материалы по народной медицине аларских бу­ рят, „Бурятоведческий Сборник", в. 1, Иркутск, изд. Вост. Сиб. Огд. Р. Г. Об-ва, 1926; Баторов , П. и Хороших, 11. Мате­ риалы по народному скотолечению иркутских бурят, там же, в. I I , 1927; Серошевский, В. Якуты, СПб , 1896; Осокин, Г. На границе Монголии, СПб., 1906. Стуков, Г. А. Народные лекарственные травы Забайкалья, ,.Записки Читинского отде­ ления Приамур. Отд. Р. Г. Об-ва“ , в. VI. 1905; Уткин, Л. А. Народные лекарственные растения Сибири, М., 1931 (Матери­ алы к изучению нар. медицины, 111. Научно-Исследоват. хи- мико-фармацевтический институт, в. 24) Н. Ш а в р о в. МЕДИЦИНА ТИБЕТСКАЯ— представляет со­ бой сочетание примитивных и пестрых меди­ цин. воззрений с религиозно-суеверными пред­ ставлениями. Она застыла на далеком истори­ ческом этапе, давно пройденном европ. медици­ ной, чему содействовали особые исторические условия Тибета, замкнутость его от внешних ьлияний, чрезвычайная экономическая и куль­ турная отсталость, господствующая роль духо­ венства в общественно-политическом строе, кон­ сервативная сила религиозных предрассудков. История М. т. тесно связана с историей буд­ дизма. Вместе с последним она была занесена из Индии в Тибет и распространилась дальше в Монголию и Бурятию. В книгах М. т. не столько отводится места для изложения соб­ ственно медицинских воззрений, сколько мо­ литвам, религии и магии. Сочетание врачевания с религией отдавало М. т. всецело в руки ду­ ховенства и ставило последнее в положение высокого авторитета над массами, т. к. жрец являлся не только посредником между людьми и богом, но и телесным лекарем. Ввиду этого в борьбе с тибетским врачеванием необходимо прежде всего бороться с религиозными суеве­ риями и знахарством. Находясь в руках жре- цов-лам—на службе буддийской религии, М. т.,. в период ее многолетнего существования, яв­ лялась сильным оружием для эксплоатации на­ родных масс. Самый способ лечения в М г. отображает совершенно определенные классо­ вые признаки, — это медицина зажиточных. Особо-ценные лекарства предоставляются толь­ ко богатым и знатным; бедные слои населения не могут ими пользоваться. М. т. запрещает, затем, лечение противников бога и хана. В на­ стоящее время М. т. в пределах Б.-М. Респ. и Монг. Нар. Респ. переживает определенный и 'крайне резкий упадок, и постепенно вытес­ няется европейской медициной. С и с т е м а м е д и ц и н с к о г о з н а н и я . Анатомия изучается по книгам, снабженным рисунками, составленными на основе грубого и примитивного знакомства с человечески»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2