Сибирская советская энциклопедия_Том3
союза по краю в 1931: приход 178.000 руб., рас ход 94.243. Клубов по краю 2, красных уголков 47, библиотек 21. Соцсоревнованием охвачено 7.000, ударников 3.128, самозакрепившихся 2.500. МЕДИЦИНА НАРОДНАЯ или лечение болез ней т. наз. н а р о д н ы м и с р е д с т в а м и . Под М. н. условно можно понимать сумму представ лений, существовавшую среди наиб, культурно отсталых слоев населения, о сущности и причи нах заболеваний и о средствах их лечения. Представления эти, не освоенные и не прове ренные научным опытом, основаны, с одной стороны, на передаче из поколения в поколение народных наблюдений над причинами заболева ний и опытами борьбы с ними (при изустной передаче все эти наблюдения искажались и из вращались) и, с др. стороны, на суевериях и др. пережитках, составлявших основу как перво бытной, так и магической (колдовской) медици ны. Носителями М. н. являются народные лека ря, знахари, бабки-повитухи, различные косто правы, бродячие коновалы и т. п. Былая некуль турность широких масс сиб. населения, недоста точность или полное отсутствие мед. помощи и низкая ее квалификация — были теми причина ми, к-рые укореняли в быту распространение медицины народной. Средства врачевания в М. н. можно разделить, не говоря о подсобных (баня, веник, хлеб и пр.), на грубо эмпирические (своего рода медикамен ты) и магические. Б. ч. средств первой катего рии—растительного происхождения (травы, кор ми, ягоды, настои, навары из них). Не мало средств и животного происхождения: медвежий, барсучий жир, медвежья желчь, внутренности к.-л. домашнего животного, рыбий клей, кровь летучих мышей и т. п. Употребляются в М. н. и минералы (поваренная соль, глины и др.) и вода минеральных источников (в Сиб.—«аршанов»). С точки зрения реального интереса М. н. представляет некоторую ценность только в смы сле изучения употребляемых ею для лечения ра стительных средств. Грубо и ощупью экспери ментируя на больном, М. н. иногда умела нахо дить действительные об’екты для применения в качестве растительно -лекарственных средств: (трава Кузьмича (эфедра), дающая ценный ал калоид эфедрин, действующий подобно гармо- ну адреналину; горицвет, нашедший широкое применение в медицине в качестве сердечного средства, и др.). В наст, время плановым изучением средств, употребляемых М. н., занимается Гос. Научный Химико-Фармацевтический Ин-т (в Сиб.— фи лиал этого Ин-та, находящийся в Н.-Сибирске). Пленум IV Всесоюзного с’езда физиологов вынес след, решение: «Пути развития химико-фармацев тической пром-сти СССР не должны миновать не- дообследованного, недооцененного или забытого растительного сырья. Пром-сть эта, учитывая од новременно успехи синтетической химии, должна будет опираться и на флористические богат ства страны. При химическом и фармако-дина- мическом обследовании растительного сырья должен быть использован огромный материал эмпирической медицины путем экспедиций в мало обследованные районы, особ. Сиб., Кав каза, Туркестана». Действительно, Сиб., с целым рядом только ей свойственных, фармако-дина- мически неисследованных и еще неизвестных ев роп. медицине растений, представляет в смысле изучения «народных средств» весьма благопри ятную почву. Еще недолгое и беглое изучение сиб. флоры уже дало возможность выявить не которые ценные об’екты, переданные для на блюдения в клинику в качестве новых средств для терапии. К таковым относится thermopsis lanceolata (пьяная трава, мышьяк; распростр. от Урала до Амура), как отхаркивающее средство; latrinia scabiosaefolia—(золотарник, в Вост. За байкалье), действующая успокаивающе на цен тральную нервную систему, panceria lanata (Вост. Сиб., Алтай, Хакасия), как сердечно-со судистое средство. Выявлены эти средства на основе изучения народной и тибетской медици ны. Но эти полезные средства составляют нич тожный процент всех «народных средств» М. и.,, к-рые, как пережиток былого бескультурья ста рой России, быстро отмирают как в СССР, так, в частности, и в Сибири. Мерами борьбы с М. н. являются—приближение врачебной помощи к населению и расширение сети лечебных учреж дений, что активно осуществляется сист. сов. здравоохранения и развитием санитарно-просве- тительной работы. Эти меры, наряду с подня тием культурного уровня населения, отодвига ют М. н. в область уходящих пережитков. Лит . : Макаренко, А. Материалы по народной медицине. Ужурской волости Енисейской губ., „Живая Старина", СПб., 1897, I — IV; Виноградов, Г. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири, там же, 1915, IV, Биторов , П . Материалы по народной медицине аларских бу рят, „Бурятоведческий Сборник", в. 1, Иркутск, изд. Вост. Сиб. Огд. Р. Г. Об-ва, 1926; Баторов , П. и Хороших, 11. Мате риалы по народному скотолечению иркутских бурят, там же, в. I I , 1927; Серошевский, В. Якуты, СПб , 1896; Осокин, Г. На границе Монголии, СПб., 1906. Стуков, Г. А. Народные лекарственные травы Забайкалья, ,.Записки Читинского отде ления Приамур. Отд. Р. Г. Об-ва“ , в. VI. 1905; Уткин, Л. А. Народные лекарственные растения Сибири, М., 1931 (Матери алы к изучению нар. медицины, 111. Научно-Исследоват. хи- мико-фармацевтический институт, в. 24) Н. Ш а в р о в. МЕДИЦИНА ТИБЕТСКАЯ— представляет со бой сочетание примитивных и пестрых меди цин. воззрений с религиозно-суеверными пред ставлениями. Она застыла на далеком истори ческом этапе, давно пройденном европ. медици ной, чему содействовали особые исторические условия Тибета, замкнутость его от внешних ьлияний, чрезвычайная экономическая и куль турная отсталость, господствующая роль духо венства в общественно-политическом строе, кон сервативная сила религиозных предрассудков. История М. т. тесно связана с историей буд дизма. Вместе с последним она была занесена из Индии в Тибет и распространилась дальше в Монголию и Бурятию. В книгах М. т. не столько отводится места для изложения соб ственно медицинских воззрений, сколько мо литвам, религии и магии. Сочетание врачевания с религией отдавало М. т. всецело в руки ду ховенства и ставило последнее в положение высокого авторитета над массами, т. к. жрец являлся не только посредником между людьми и богом, но и телесным лекарем. Ввиду этого в борьбе с тибетским врачеванием необходимо прежде всего бороться с религиозными суеве риями и знахарством. Находясь в руках жре- цов-лам—на службе буддийской религии, М. т.,. в период ее многолетнего существования, яв лялась сильным оружием для эксплоатации на родных масс. Самый способ лечения в М г. отображает совершенно определенные классо вые признаки, — это медицина зажиточных. Особо-ценные лекарства предоставляются толь ко богатым и знатным; бедные слои населения не могут ими пользоваться. М. т. запрещает, затем, лечение противников бога и хана. В на стоящее время М. т. в пределах Б.-М. Респ. и Монг. Нар. Респ. переживает определенный и 'крайне резкий упадок, и постепенно вытес няется европейской медициной. С и с т е м а м е д и ц и н с к о г о з н а н и я . Анатомия изучается по книгам, снабженным рисунками, составленными на основе грубого и примитивного знакомства с человечески»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2