Сибирская советская энциклопедия_Том3
Создание на Востоке СССР новой мощной угольно-металлургической базы, в юрбиггу к-рой всецело входит Зап.-Сиб. край, сопряженное с развитием каменноугольной, коксо-бензольной, основной химической пром-сти, металлургии черных, цветных и легких металлов, невозмож но без самого широкого развития М. для об служивания пром., транспортного, коммуналь ного строительства и сел. хозяйства. Одна цифра намеченного для Зап. Сиб. производства черного металла в размере 7.600 тыс. т к концу второго пятилетия, с дальнейшим увеличением в третьем пятилетии, даст грандиозный поток металла, к-рый должен обеспечить своевремен ную организацию М. для его переработки. С др. стороны, уже предварит, проектировки плана сиб. части Урало-Кузнецкого комбината на вто рое пятилетие дают потребность края в ма шинах и оборудовании в пределах 3—4 млрд. руб. ежегодно, с тенденцией дальнейшего быстрого роста. Перспективы и планы развития М. в крае все цело связаны со строительством Урало-Кузнец- кого комбината в рамках второго пятилетия; а на третье пятилетие Зап.-Сиб. М., кроме того, должно служить опорной базой для индустриа лизации Вост.-Сиб. для быстрейшего разреше ния проблем Ангары, Байкала, Лены. Послед няя проектировка перспективного плана М. в Зап. Сиб. на второе пятилетие (1933—37) наме чает след, масштабы. Валовая продукция ма шиностроительной пром-сти в 1937 в современ ных ценах—4.300 млн. руб., с расходом метал ла—4.600 тыс. т, что составит 60% от выпуска металла с сиб. металлургических заводов; чис ло занятых рабочих ориентировочно опреде ляется в 170—180 тыс. человек. О масштабе это го развертывания М. в Зап. Сиб. можно судить по тому, что все современное М. СССР по пла ну на 1931 должно дать продукции на 3.100 млн. рублей. Конечно, цифры, приведенные выше, яв ляются ориентировочными, но все же они по зволяют вполне определенно судить о том гро мадном значении, к-рое должно получить М. в народном хозяйстве Сибири. В отношении отраслевого развития М. в Сиб. принята определенная установка, что оно дол жно обслуживать: тяжелую пром-сть, транс порт, электростроительство и сел. хозяйство. Особ, сильно намечена в плане группа пред приятий по обслуживанию транспорта: желез нодорожного, водного и шоссейного. По транс портному М. намечена постройка след, заво дов: автостроительного комбината, мощностью 500 тыс. машин в год, с сетью автосборочных заводов; судостроительного завода, с год. вы пуском продукции на 100—120 млн. руб.; ваго ностроительного завода на 55 тыс. большегруз ных вагонов в год; производство электровозов в размере 1.000 единиц в год, а также паровозо- и тепловозостроения (последние две отрасли условно, впредь до проработки плана всего Урало-Кузнецкого комбината). По уд. в. в ва ловой продукции сиб. М.—транспортное М. со ставит 24%. Электротехническое М. намечено в еще более мощных масштабах; запроектиро ванный комбинат ВЭО с производством турбо генераторов, моторов, трансформаторов, элек трокар, кабелей и др. будет иметь год. продук цию в размере свыше 1.500 млн. рублей. Кроме того, намечен гидротурбинный завод, с год. выпуском турбин, мощностью 2 млн. лош. сил. Уд. в. электромашиностроения 36%. Тяжелое М. представлено в плане след, заво дами: горного оборудования (уже начат строи тельством), завода металлургического оборудо вания, завода химической аппаратуры, заводя кузнечно-прессового оборудования, завода дро бильно-размольного оборудования, завода же лезных конструкций, котельного, компрессоров и насосов и завода холодильного оборудова ния. Валовая продукция тяжелого М. намече на к концу 2-го пятилетия в цифре порядка 660 млн. руб., что составит по уд. в. ко всему сиб. М. 15%. По станкостроению намечаются: завод станков по металлу и завод деревооб делочных станков. Кроме того, крупнейший ин струментальный комбинат с год. продукцией на 150—200 млн. руб., ряд заводов ср. М. тех нического метиза и группа заводов ремонтного характера. Проработка вопроса о географическом раз мещении сиб. М. в наст, время далеко еще не закончена; но во всяком случае определенно- намечаются след, основные районы, где сосре доточится гл. масса металлообрабатывающих заводов: Ку з н е ц к ий р айо н (преим. вблизи металлургических заводов), где намечается ц. тяжелого М. и транспортного М., как наиб, ме таллоемких отраслей; А б а к а н о - М и н у с и н ский р айо н с преобладанием электротех нического М., требующего в громадных раз мерах цветных и легких металлов, а также черного металла спец. сортов и повышенно го качества. Это основные районы будущего сиб. М., где оно создаст (на необжитых ме стах) новую культуру и целые рабочие города. Кроме того, М., очевидно, получит значит, разви тие в районах, прилегающих к городам: Н.-Сиб., Барнаулу, Омску и отчасти Томску. Особо стоит вопрос о размещении автостроительного ком бината, к-рый при полном своем развитии (в начале 3-го пятилетия) будет включать несколь ко десятков заводов, с 80—90 тыс. рабочих и потребует спец. металлургического завода, с производительностью до 2 млн. т качественного металла и спец. сталей (легированных, ферро сплавов и др.). Кроме того, комбинат должен опираться на мощную электроцентраль. Ясно,, что было бы нецелесообразно начинать строи тельство этого громадного комбината вблизи существующих гор. центров, т. к. он создаст перегрузку их, кроме того, его необходимо по ставить на одной из широтных сиб. ж.-д. маги стралей, т. к. грузооборот комбината будет очень значит., и продукция его пойдет во всех направлениях, в том числе в Вост. Сиб., в Ка- закстан и Среднюю Азию. Пока место комби ната не определено. Второе пятилетие должно дать значит, раз витие машиностроения и в Вост.-Сиб. крае. В первую очередь М. будет обслуживать золото добывающую и лесную пром-сть Восточно-Сиб. края. Уже в 1932 намечен к постройке мощный машиностроительный завод по производству горного оборудования для золотодобывающей промышленности. След, крупным заводом на мечается завод технического судостроения (дра ги, землечерпалки). Затем идут заводы: дере вообделочных станков, под’емно-транспортного оборудования, дорожных и строительных ма шин и ряд заводов технического метиза и штам пованных изделий. Размещение этих заводов намечено в районах: Черемховском, Иркутском и Красноярском по преимуществу. В организационном отношении сиб. М. будет построено по принципам четко выраженной спе цификации предприятий и, неразрывно связан ного с последней, кооперирования отдельных единиц М. между собой и с др. отраслями промышленности, особ с черной металлургией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2