Сибирская советская энциклопедия_Том3

Создание на Востоке СССР новой мощной угольно-металлургической базы, в юрбиггу к-рой всецело входит Зап.-Сиб. край, сопряженное с развитием каменноугольной, коксо-бензольной, основной химической пром-сти, металлургии черных, цветных и легких металлов, невозмож­ но без самого широкого развития М. для об­ служивания пром., транспортного, коммуналь­ ного строительства и сел. хозяйства. Одна цифра намеченного для Зап. Сиб. производства черного металла в размере 7.600 тыс. т к концу второго пятилетия, с дальнейшим увеличением в третьем пятилетии, даст грандиозный поток металла, к-рый должен обеспечить своевремен­ ную организацию М. для его переработки. С др. стороны, уже предварит, проектировки плана сиб. части Урало-Кузнецкого комбината на вто­ рое пятилетие дают потребность края в ма­ шинах и оборудовании в пределах 3—4 млрд. руб. ежегодно, с тенденцией дальнейшего быстрого роста. Перспективы и планы развития М. в крае все­ цело связаны со строительством Урало-Кузнец- кого комбината в рамках второго пятилетия; а на третье пятилетие Зап.-Сиб. М., кроме того, должно служить опорной базой для индустриа­ лизации Вост.-Сиб. для быстрейшего разреше­ ния проблем Ангары, Байкала, Лены. Послед­ няя проектировка перспективного плана М. в Зап. Сиб. на второе пятилетие (1933—37) наме­ чает след, масштабы. Валовая продукция ма­ шиностроительной пром-сти в 1937 в современ­ ных ценах—4.300 млн. руб., с расходом метал­ ла—4.600 тыс. т, что составит 60% от выпуска металла с сиб. металлургических заводов; чис­ ло занятых рабочих ориентировочно опреде­ ляется в 170—180 тыс. человек. О масштабе это­ го развертывания М. в Зап. Сиб. можно судить по тому, что все современное М. СССР по пла­ ну на 1931 должно дать продукции на 3.100 млн. рублей. Конечно, цифры, приведенные выше, яв­ ляются ориентировочными, но все же они по­ зволяют вполне определенно судить о том гро­ мадном значении, к-рое должно получить М. в народном хозяйстве Сибири. В отношении отраслевого развития М. в Сиб. принята определенная установка, что оно дол­ жно обслуживать: тяжелую пром-сть, транс­ порт, электростроительство и сел. хозяйство. Особ, сильно намечена в плане группа пред­ приятий по обслуживанию транспорта: желез­ нодорожного, водного и шоссейного. По транс­ портному М. намечена постройка след, заво­ дов: автостроительного комбината, мощностью 500 тыс. машин в год, с сетью автосборочных заводов; судостроительного завода, с год. вы­ пуском продукции на 100—120 млн. руб.; ваго­ ностроительного завода на 55 тыс. большегруз­ ных вагонов в год; производство электровозов в размере 1.000 единиц в год, а также паровозо- и тепловозостроения (последние две отрасли условно, впредь до проработки плана всего Урало-Кузнецкого комбината). По уд. в. в ва­ ловой продукции сиб. М.—транспортное М. со ­ ставит 24%. Электротехническое М. намечено в еще более мощных масштабах; запроектиро­ ванный комбинат ВЭО с производством турбо­ генераторов, моторов, трансформаторов, элек­ трокар, кабелей и др. будет иметь год. продук­ цию в размере свыше 1.500 млн. рублей. Кроме того, намечен гидротурбинный завод, с год. выпуском турбин, мощностью 2 млн. лош. сил. Уд. в. электромашиностроения 36%. Тяжелое М. представлено в плане след, заво­ дами: горного оборудования (уже начат строи­ тельством), завода металлургического оборудо­ вания, завода химической аппаратуры, заводя кузнечно-прессового оборудования, завода дро­ бильно-размольного оборудования, завода же­ лезных конструкций, котельного, компрессоров и насосов и завода холодильного оборудова­ ния. Валовая продукция тяжелого М. намече­ на к концу 2-го пятилетия в цифре порядка 660 млн. руб., что составит по уд. в. ко всему сиб. М. 15%. По станкостроению намечаются: завод станков по металлу и завод деревооб­ делочных станков. Кроме того, крупнейший ин­ струментальный комбинат с год. продукцией на 150—200 млн. руб., ряд заводов ср. М. тех­ нического метиза и группа заводов ремонтного характера. Проработка вопроса о географическом раз­ мещении сиб. М. в наст, время далеко еще не закончена; но во всяком случае определенно- намечаются след, основные районы, где сосре­ доточится гл. масса металлообрабатывающих заводов: Ку з н е ц к ий р айо н (преим. вблизи металлургических заводов), где намечается ц. тяжелого М. и транспортного М., как наиб, ме­ таллоемких отраслей; А б а к а н о - М и н у с и н ­ ский р айо н с преобладанием электротех­ нического М., требующего в громадных раз­ мерах цветных и легких металлов, а также черного металла спец. сортов и повышенно­ го качества. Это основные районы будущего сиб. М., где оно создаст (на необжитых ме­ стах) новую культуру и целые рабочие города. Кроме того, М., очевидно, получит значит, разви­ тие в районах, прилегающих к городам: Н.-Сиб., Барнаулу, Омску и отчасти Томску. Особо стоит вопрос о размещении автостроительного ком­ бината, к-рый при полном своем развитии (в начале 3-го пятилетия) будет включать несколь­ ко десятков заводов, с 80—90 тыс. рабочих и потребует спец. металлургического завода, с производительностью до 2 млн. т качественного металла и спец. сталей (легированных, ферро­ сплавов и др.). Кроме того, комбинат должен опираться на мощную электроцентраль. Ясно,, что было бы нецелесообразно начинать строи­ тельство этого громадного комбината вблизи существующих гор. центров, т. к. он создаст перегрузку их, кроме того, его необходимо по­ ставить на одной из широтных сиб. ж.-д. маги­ стралей, т. к. грузооборот комбината будет очень значит., и продукция его пойдет во всех направлениях, в том числе в Вост. Сиб., в Ка- закстан и Среднюю Азию. Пока место комби­ ната не определено. Второе пятилетие должно дать значит, раз витие машиностроения и в Вост.-Сиб. крае. В первую очередь М. будет обслуживать золото­ добывающую и лесную пром-сть Восточно-Сиб. края. Уже в 1932 намечен к постройке мощный машиностроительный завод по производству горного оборудования для золотодобывающей промышленности. След, крупным заводом на­ мечается завод технического судостроения (дра­ ги, землечерпалки). Затем идут заводы: дере­ вообделочных станков, под’емно-транспортного оборудования, дорожных и строительных ма­ шин и ряд заводов технического метиза и штам­ пованных изделий. Размещение этих заводов намечено в районах: Черемховском, Иркутском и Красноярском по преимуществу. В организационном отношении сиб. М. будет построено по принципам четко выраженной спе­ цификации предприятий и, неразрывно связан­ ного с последней, кооперирования отдельных единиц М. между собой и с др. отраслями промышленности, особ с черной металлургией.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2