Сибирская советская энциклопедия_Том3
пролив впадают многочисленные реЧкй и ручьи, образующие при впадении дельты. Наблюдают ся правильные полусуточные приливы не выше 1 м. Вскрывается ото льда в ср. 10 июля, за мерзает 11 ноября. Нередко бывают туманы и порывистый ветер штормовой силы, наз. «эсток», дующий в вост. конце М. Ш. с С.-З. и 3., а в зап. конце с востока. Берега обильны птицами, особ, в зап. части. У выхода в М. Ш. встре чаются белухи, но моржи и белые медведи ред ки. У зап. входа на Юж. о-ве Новой Земли в губе Поморской расположено становище, а в вост. части при выходе М. Ш. на Сев. о-ве Но вой Земли — геофизическая полярная обсерва тория. Впервые М. Ш. пройден Розмысловым ь 1769. М. Ш. является одним из путей Карской Экспедиции, пока мало используемым. МАТУР ( Ма ды р), р. — лев. прит. Абакана <см.), сист. Енисея, в Таштыпском районе Ха касской области. Берет начало с горы Солтап, выс. 1.401 м, в Абаканском хр., откуда течет в воет направлении до с. Матур, где круто по ворачивает в ю -ю.-в. направлении до впадения в Абакан. Гл. приток слева — Магаза. М. — бы страя горная р., сильно заболоченная, особ, у с. Матур. Дл. свыше 60 км. Население шорцы и русские. По М. проходит тропа из Горно- Шорского района с р. Мрас-су (сист. Томи) в юж. часть Хакасской области. МАТУСЕВИЧА ПОЛУОСТРОВ — на вост. по- -бережье Сев. о-ва Новой Земли, отделяет от Карского м. в зал. Русанова (см.) его сев. бухту ■Визе. Дл. ок. 3 км, шир. 1% км. Внутри М. п. ряд ■возвышенностей до 230 м высоты. В сев. части М. п. в бухту Визе спускается глетчер Нансена. МАТУШЕВСКИЙ, Викентий Францевич — ре волюционер Один из видных работников поль ской с.-д., известный варшавским рабочим с конца 1890-х годов. В 1912 сослан в с. Знамен- •ку Верхоленского у. Иркутской губ., где про был до Февральской революции. С 1917 рабо тал в Иркутске и Красноярске (в ред. газеты -«Красноярский Рабочий» и польской секции при к-тете партии). После чешского выступления М. остается на подпольной работе в Краснояр ске. В сентябре 19)8 был арестован и убит чеш ской контр-разведкой. О не v : Три ггда борьбь- за диктатуру пролетариата, сб . Омск, 1920; Памятник борцам прэчетарской революции, п о гибшим в 1917—21 г., М., 1925 (3-е издание). МАТЬ И МАЧЕХА, К а м ч у ж н а я т р а в а (Tussilago Farfara L.)—из сем. сложноцветных; рано цветущее растение, выпускающее из кор невища покрытый чешу евидными листочками стебель с желтойцветоч ной корзинкой на вер хушке. Прикорневые ли стья появляются после цветения, крупные, по хожие на листья лопуха, сверху зеленые и глад кие, снизу беловато войлочные. Растетпо бе регам рек и ручьев, по скланам оврагов в Сиб. до р. Лены, во всей ПЕвропе, в Туркестане. Употребляется в народн. медицине. МАУН — см. Валериана. МАХАЕВЦЫ—получили свое назв. от имени их идеолога Махайского (псевдоним Вольский), Яна -Вацлава Константиновича (1867 — 1926), .сына служащего, поляка, получившего высшее образование в Варшаве и Цюрихе. В 1888 Ма хайский вступил в рев. студенческую органи зацию, а в 1891 Отбыл 4 Мёс. тюремного заклю чения в Кракове и выслан из Австрии за рас пространение социалистической лит-ры среди студенчества. В 1893 арестован в Варшаве с транспортом первомайских прокламаций. Отбыл 1)4 года заключения, после чего сослан на 5 лет в Вилюйск Якутской области. За время этой ссылки Махайский написал части книги «Умст венный рабочий» («Эволюция социал-демокра тии» и «Научный социализм»), в к-рых пытался дать обоснование своей «теории». Работы Ма хайского в Вилюйске были перепечатаны ссыль ными на гектографе, а затем изданы в Женеве. После ссылки был вновь арестован и заключен в Александровский централ, откуда бежал за границу. В 1905 Махайский выпустил брошю ры «Банкротство социализма XIX столетия» и «Буржуазная революция и рабочее дело». В 1908 за границей вышел под его редакцией сб. статей «Рабочий заговор». Сущность его взгля дов сводилась к след.: социализм—это выдумка коварной интеллигенции, полит, свободы и по лит. борьба нужны только интеллигенции, ра бочим надо бороться только за свои «непосред ственные и конкретные» экон. нужды. Освобо ждение рабочих, по мнению Махайского, может произойти только через «чисто-экономические стачки», а вместо полит, стачки нужен «всеоб щий рабочий заговор», к-рый, вылившись в вос стание, уничтожит и буржуазию и интеллиген цию. Исходным пунктом этой мелкобуржуазной анархической «теории» лежал т. о. экономизм, и «теория» эта была направлена против рев. движения рабочего класса. В 1902 группа Ма хайского выпустила в Иркутске первомайскую прокламацию, с призывом не верить социали стической интеллигенции. Махаевщина, зародив шись в Сиб., имела в начале 1900-х гг. и после подавления рев. . движения 1905, мимолетный успех среди отсталых групп рабочих, безработ ных (рабочих крупной пром-сти М. считали «раз вращенными социалистической пропагандой»). После Февральской рев. Махайский вернулся в Москву, где жил литер, трудом, работая в журн. «Народное Хозяйство». Л ит.: Гооев, Б. И . Анархисты, максимаписты и махаевцы Пгр., 1917; Батурин, Н . Памяти „махаевщины“, газ. „Правда* от 2 марта 1926, 50. МАХОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — см. Та бачно-махорочное производство. МАЧТЕТ, Григорий Александрович (1852— 1901) —писатель-народник. Учился в Каменец-Подоль- ской гимназии, откуда был исключен за поли- тич. неблагонадежность. Прослужив некоторое время учителем, уехал в Америку, где работал на фермах, в качестве батрака и чернорабоче го. В 1874 возвратился в Россию и дебютировал в лит-ре очерками из американской жизни. За участие в неудачной попытке освобождения на родовольцев Ковалика и Войнаральского вы слан в Архангельскую губ. и затем в Зап. Си бирь. В Сиб. М. провел ок. 4 лет и здесь напи сал гл. свои произведения: «Блудный сын», «И один в поле воин» и ряд рассказов из сиб. бы та. Основными его темами являются «крестьян ский мир», сиб. деревня, произвол администра ции («Мирское дело», «Вторая правда», «Мы победили»), типы бродяг и приисковых рабочих («В тайге и тундре»), жизнь полит, ссыльных («Хроника одного дня в местах не столь отда ленных», «Пустыня и люди») и пр. Полное со брание сочинений М. — в изд. «Просвещение», 1911; сиб. рассказы помещены в т. III. В своих повестях и рассказах (слабых по форме) М. выступал, как проповедник народнических идей 1870-х гг., описывая народолюбивую интеллиген
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2