Сибирская советская энциклопедия_Том3
медицины органами сов. власти. Ламы усилен но пытались отождествить буддизм с учением Карла Маркса и Ленина. Период гражданской войны в Бурятии дал возможность ламству значит, повысить свою деятельность. В течение 5 лет после 1917 было выстроено в Бурятии еще 10 дацанов, половина из них в зап. аймаках. Многим старым даца нам был сделан капитальный ремонт; были вы строены новые храмы; возросло хуварачество (число монахов учеников). Начиная с 1923, по мере развертывания рев. строительства и рас пада старых соц.-экономических основ, Л. стал приходить к упадку. Количество отпадавших от религии трудящихся бурят стало быстро возрастать. Сократились приношения в дацан и понизился авторитет духовенства. В ламстве начался глубокий процесс разложения. Даца ны, раньше имевшие спаянные и крупные кад ры жрецов, постепенно обезлюживают. На поч ве экономического и правового неравенства началась внутри ламства борьба, к-рая приво дила к уходу из дацанов менее обеспеченной части ламства и преим. хуварачества. В первые годы революции ламство насчитывало свыше 15 тыс. чел., в 1927 в дацанах было 8.700 лам, в 1929—6.900 лам. Количество лам резко умень шилось особенно в связи с колхозным строи тельством. Большинство дацанов, построенных после 1917, закрылось. По постановлению об щих собраний трудящихся бурятских улусов, прекратили жизнь такие два старых дацана, как Аларский в 1928 и Цолгинский в 1930. Со кратилась школьная сеть в монастырях. Рели гиозные буддийские праздники, собиравшие ра нее почти всю улусную массу, становились все менее многолюдными и пышными. На празд ник «цам» собиралось в Гусино-Озерском да цане раньше несколько тысяч ежегодно, а в 1931 этот праздник привлек лишь 300 человек. Одновременно происходил отход масс от рели гии, и к 1931 союз безбожников в Бурятии на считывал в своих рядах свыше 10 тыс. атеистов, организованных в ячейках этого союза. В мас сах бурятского населения начался и из года в год усиливается процесс отмирания религиоз ных верований. В общем ходе развернутого социалистическо го строительства Бурятии в 1930—31 еще в боль шей степени усилился процесс разложения бу рятского ламства^ Дацаны начали ощущать не достаточную материальную обеспеченность, а вследствие отхода от духовенства и культа зна чит. масс трудящихся, монастыри превратились в изолированные от общей жизни религиозные предприятия, в такие пережитки старой фео дально-теократической церковной организации, из-под к-рых начала быстро ускользать соци ально-экономическая почва, необходимая для их существования. Вследствие этого, наряду с усиленным уходом ламства из дацанов в улусы, духовенство перешло к наиб, активной борьбе с сов. властью. В условиях реконструктивного периода и развернутого социалистического на ступления, при наличии огромных достижений в строительстве социализма и обостренной клас совой борьбы в улусе, Л. явился в руках раз лагающегося класса орудием и знаменем контр революции, а ламство—все тем же неизменным союзником ноенов и кулаков. Ламство от скры тых форм борьбы с сов. властью перешло к открытой контрреволюции, прекратило внутри- церковную групповую борьбу и консолидирова ло силы. Особенно усилилась агитация и актив ные выступления духовенства против колхозов, а также против школ, комсомола, против всех мероприятий, проводящихся сов. властью, против всей политики коммунистической партии. Лам ство участвовало в целом ряде контррев. заго воров, направленных к свержению рев. власти. Духовенство не оставило мечты и о панмон гольском государстве и пускало слухи о якобы предполагавшемся походе на Монголию и Сов. Союз хубилгана Банчэн-богдо, проживающего в Китае. Вокруг этого «бога на земле» до сих пор группировались всевозможные контрревол. силы, эмигрировавшая в Китай белогвардейщи- на и империалисты, изобретающие разные про екты удушения рев. Внешней Монголии и под готовки кулацких восстаний и иностранной ин тервенции против Сов. Союза. Л и т . : Васильев, В. I I . Буддизм, его догматы, история и литература, тт. I и I I I , СПб., 1857 и 1869; Щ в 1 б а т ский, Ф. И . Теория познания и логика по учению поздней ших буддистов, ч. 1, СПб., 1903; Ольденберг, Г. Булда, его жизнь, учение и община. М., 1898; Позднеев, А. М . Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, „Зап. Р. Г. Об-ва по отд. Этнографии*, т. 16, СПб., 1887; Подгорбунский, И . Буддизм, его история и основные положения его учения, в. 1, Иркутск, 1900; Нил, арх. Буд дизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири, СПб, 1858; Розенберг, О. О. Проблемы буддийской философии, П., 1918; Рейснер, М . Идеологии Востока, М., 1927; Урсынович. Религии туземных народностей Сибири, М., 1930. А. Я о л о т о в. ЛАМПРОФИРЫ—группа основных извержен ных пород, образующих жилы почти во всяком интрузивном теле. См. Горные породы. ЛАМУТЫ—небольшое тунгусское племя (ла му по-тунгусски—море; Л.—живущие у моря). Часть Л. (732 чел.) кочует в пределах Якут. Р. (окр. Верхоянский и Колымский). В ДВК они кочуют или живут оседло в Камчатском окр., в бассейне рек Анадыря, Пенжины, Пахачи, Апуки, между чукотскими и корякскими стой бищами. Анадырские Л. и часть Пенжинских называют себя «Эужел» (ывэшеэл), остальные— «орочел». Компактной группой (до 500 чел.) Л.- оленеводы живут в самом ц. п-ова Камчатки, по обоим склонам Серединного хребта и в верховьях рек Хайрюзовской, Сопочной, Ичи и притока р. Камчатки — Козыревской. Пришли они сюда сравнит, недавно. Всего по ДВК по данным приполярной переписи 1926— 27 их числится 1.306 чел. (643 м. и 663 ж.). Возмож но, однако, что часть Л. при регистрации на звали себя тунгусами—поскольку существенных отличий между ними и тунгусами нет. Л. име ют цвет кожи желтоватый, волосы черные i коричневым оттенком, прямые, густые; раст-ь на лице и голове слабая; глаза карие с оттен ком от темного до серого. Рост низкий, сло жение не очень крепкое, ноги сравнительно коротки. Язык Л. — звучен: в нем много глас ных. Кочевые Л. занимаются оленеводством (44%), охотой, рыболовством; оседлые гл. обр. рыболовством (63%) и охотой (37%). Живущие с ними по соседству юкагиры используют Л. как хороших оленных пастухов (ок. 14% бед няцких хоз-в Л. работало у юкагиров в каче стве батраков). Обычное жилище Л. как летом, так и зимою — юрты, выстроенные/ifS/шестов, покрытые выделанными! оленьими шкурами (ровдугой) и окруженные низкой гдяй^еей Одежда Л. — общетунгусского типа. Л и т.: П откан ов , С. Опыт географии и статистики тун гусских племен Сибири, „Зап. Р. Г. Об-ва цо отд;^3гногра- фии“, XXXI, ч. 1,в.1, 1901; Олсуфьев, А Общий очерк Анадыр ской округи, „Зап. Приамурского Отд. Р. Г. О б - в а У ! П» в-1* Богораз, В . Ламуты, „Землеведение", т. V I I , 1900; Анучин, Д. Ламуты, „Рус. Антропологический Журн.“, 1916; Рождестгвгн- ский. Материалы к изучению физического типа чукчей и ламутов, „Зап. Приамурского Отд. Р. Г. Об*ва“, т. II, 1896. ЛАНГЕР ( Л а н г р ) — о-в в AMjyjcjtoy. ^щма- не. Дл. 8 км, "Низменный, песча ный, прорезан многими протоками. "На Азж. око нечности о-ва расположен гилякскф!. поселок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2