Сибирская советская энциклопедия_Том3

медицины органами сов. власти. Ламы усилен­ но пытались отождествить буддизм с учением Карла Маркса и Ленина. Период гражданской войны в Бурятии дал возможность ламству значит, повысить свою деятельность. В течение 5 лет после 1917 было выстроено в Бурятии еще 10 дацанов, половина из них в зап. аймаках. Многим старым даца­ нам был сделан капитальный ремонт; были вы­ строены новые храмы; возросло хуварачество (число монахов учеников). Начиная с 1923, по мере развертывания рев. строительства и рас­ пада старых соц.-экономических основ, Л. стал приходить к упадку. Количество отпадавших от религии трудящихся бурят стало быстро возрастать. Сократились приношения в дацан и понизился авторитет духовенства. В ламстве начался глубокий процесс разложения. Даца­ ны, раньше имевшие спаянные и крупные кад­ ры жрецов, постепенно обезлюживают. На поч­ ве экономического и правового неравенства началась внутри ламства борьба, к-рая приво­ дила к уходу из дацанов менее обеспеченной части ламства и преим. хуварачества. В первые годы революции ламство насчитывало свыше 15 тыс. чел., в 1927 в дацанах было 8.700 лам, в 1929—6.900 лам. Количество лам резко умень­ шилось особенно в связи с колхозным строи­ тельством. Большинство дацанов, построенных после 1917, закрылось. По постановлению об­ щих собраний трудящихся бурятских улусов, прекратили жизнь такие два старых дацана, как Аларский в 1928 и Цолгинский в 1930. Со­ кратилась школьная сеть в монастырях. Рели­ гиозные буддийские праздники, собиравшие ра­ нее почти всю улусную массу, становились все менее многолюдными и пышными. На празд­ ник «цам» собиралось в Гусино-Озерском да­ цане раньше несколько тысяч ежегодно, а в 1931 этот праздник привлек лишь 300 человек. Одновременно происходил отход масс от рели­ гии, и к 1931 союз безбожников в Бурятии на­ считывал в своих рядах свыше 10 тыс. атеистов, организованных в ячейках этого союза. В мас­ сах бурятского населения начался и из года в год усиливается процесс отмирания религиоз­ ных верований. В общем ходе развернутого социалистическо­ го строительства Бурятии в 1930—31 еще в боль­ шей степени усилился процесс разложения бу­ рятского ламства^ Дацаны начали ощущать не­ достаточную материальную обеспеченность, а вследствие отхода от духовенства и культа зна­ чит. масс трудящихся, монастыри превратились в изолированные от общей жизни религиозные предприятия, в такие пережитки старой фео­ дально-теократической церковной организации, из-под к-рых начала быстро ускользать соци­ ально-экономическая почва, необходимая для их существования. Вследствие этого, наряду с усиленным уходом ламства из дацанов в улусы, духовенство перешло к наиб, активной борьбе с сов. властью. В условиях реконструктивного периода и развернутого социалистического на­ ступления, при наличии огромных достижений в строительстве социализма и обостренной клас­ совой борьбы в улусе, Л. явился в руках раз­ лагающегося класса орудием и знаменем контр­ революции, а ламство—все тем же неизменным союзником ноенов и кулаков. Ламство от скры­ тых форм борьбы с сов. властью перешло к открытой контрреволюции, прекратило внутри- церковную групповую борьбу и консолидирова­ ло силы. Особенно усилилась агитация и актив­ ные выступления духовенства против колхозов, а также против школ, комсомола, против всех мероприятий, проводящихся сов. властью, против всей политики коммунистической партии. Лам­ ство участвовало в целом ряде контррев. заго­ воров, направленных к свержению рев. власти. Духовенство не оставило мечты и о панмон­ гольском государстве и пускало слухи о якобы предполагавшемся походе на Монголию и Сов. Союз хубилгана Банчэн-богдо, проживающего в Китае. Вокруг этого «бога на земле» до сих пор группировались всевозможные контрревол. силы, эмигрировавшая в Китай белогвардейщи- на и империалисты, изобретающие разные про­ екты удушения рев. Внешней Монголии и под­ готовки кулацких восстаний и иностранной ин­ тервенции против Сов. Союза. Л и т . : Васильев, В. I I . Буддизм, его догматы, история и литература, тт. I и I I I , СПб., 1857 и 1869; Щ в 1 б а т ­ ский, Ф. И . Теория познания и логика по учению поздней­ ших буддистов, ч. 1, СПб., 1903; Ольденберг, Г. Булда, его жизнь, учение и община. М., 1898; Позднеев, А. М . Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, „Зап. Р. Г. Об-ва по отд. Этнографии*, т. 16, СПб., 1887; Подгорбунский, И . Буддизм, его история и основные положения его учения, в. 1, Иркутск, 1900; Нил, арх. Буд­ дизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири, СПб, 1858; Розенберг, О. О. Проблемы буддийской философии, П., 1918; Рейснер, М . Идеологии Востока, М., 1927; Урсынович. Религии туземных народностей Сибири, М., 1930. А. Я о л о т о в. ЛАМПРОФИРЫ—группа основных извержен­ ных пород, образующих жилы почти во всяком интрузивном теле. См. Горные породы. ЛАМУТЫ—небольшое тунгусское племя (ла­ му по-тунгусски—море; Л.—живущие у моря). Часть Л. (732 чел.) кочует в пределах Якут. Р. (окр. Верхоянский и Колымский). В ДВК они кочуют или живут оседло в Камчатском окр., в бассейне рек Анадыря, Пенжины, Пахачи, Апуки, между чукотскими и корякскими стой­ бищами. Анадырские Л. и часть Пенжинских называют себя «Эужел» (ывэшеэл), остальные— «орочел». Компактной группой (до 500 чел.) Л.- оленеводы живут в самом ц. п-ова Камчатки, по обоим склонам Серединного хребта и в верховьях рек Хайрюзовской, Сопочной, Ичи и притока р. Камчатки — Козыревской. Пришли они сюда сравнит, недавно. Всего по ДВК по данным приполярной переписи 1926— 27 их числится 1.306 чел. (643 м. и 663 ж.). Возмож­ но, однако, что часть Л. при регистрации на­ звали себя тунгусами—поскольку существенных отличий между ними и тунгусами нет. Л. име­ ют цвет кожи желтоватый, волосы черные i коричневым оттенком, прямые, густые; раст-ь на лице и голове слабая; глаза карие с оттен­ ком от темного до серого. Рост низкий, сло­ жение не очень крепкое, ноги сравнительно коротки. Язык Л. — звучен: в нем много глас­ ных. Кочевые Л. занимаются оленеводством (44%), охотой, рыболовством; оседлые гл. обр. рыболовством (63%) и охотой (37%). Живущие с ними по соседству юкагиры используют Л. как хороших оленных пастухов (ок. 14% бед­ няцких хоз-в Л. работало у юкагиров в каче­ стве батраков). Обычное жилище Л. как летом, так и зимою — юрты, выстроенные/ifS/шестов, покрытые выделанными! оленьими шкурами (ровдугой) и окруженные низкой гдяй^еей Одежда Л. — общетунгусского типа. Л и т.: П откан ов , С. Опыт географии и статистики тун­ гусских племен Сибири, „Зап. Р. Г. Об-ва цо отд;^3гногра- фии“, XXXI, ч. 1,в.1, 1901; Олсуфьев, А Общий очерк Анадыр­ ской округи, „Зап. Приамурского Отд. Р. Г. О б - в а У ! П» в-1* Богораз, В . Ламуты, „Землеведение", т. V I I , 1900; Анучин, Д. Ламуты, „Рус. Антропологический Журн.“, 1916; Рождестгвгн- ский. Материалы к изучению физического типа чукчей и ламутов, „Зап. Приамурского Отд. Р. Г. Об*ва“, т. II, 1896. ЛАНГЕР ( Л а н г р ) — о-в в AMjyjcjtoy. ^щма- не. Дл. 8 км, "Низменный, песча­ ный, прорезан многими протоками. "На Азж. око­ нечности о-ва расположен гилякскф!. поселок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2