Сибирская советская энциклопедия_Том3

стах перевалок и сбыта масла. Отзывы перво­ начальной и последующих экспертиз препровож­ даются в места производства масла для устра нения обнаружившихся пороков. В довоенном сиб. маслоделии существовала только рыночная торг. экспертиза маслоэкспортеров. На произ­ водство это оказывало самое незначит. действие. Сейчас экспертиза благоприятно отражается на всем сиб. маслоделии и на улучшении экспорта. Основными рынками сбыта сиб. масла, как эк­ спортного товара, являются заграничные. Внут- рен. рынки в прежнее время имели для этого продукта весьма небольшое знач., да и то только в осенний и зимний периоды, когда Сиб. имела возможность давать сладкие сорта масла. В до­ военное время (ср. за 1909—13) направление сиб. масла по рынкам было таково: за границу 85, на центр, рынки Европ. России 9,5, на сиб. местные рынки 3,5, на Восток 2%. За последние годы (ср. за 1927—29) за границу 57,0, центр, внутренние рынки прибл. 31, сиб. снабжение и на В. 12%. Мировой импорт масла, как до войны, так и сейчас, принадлежит, гл. обр., двум странам: Англии и Германии, в к-рых концентрируется более 90% всего ввоза. Импорт масла в Анг­ лию из отдельных стран как по количеству, так и по уд. в. их на этом рынке значит, изменился против довоенного времени. Первое место, как раньше, так и теперь, принадлежит Дании, в довоенное время поставлявшей свыше 40% ан­ глийского ввоза масла, а в 1928 при увеличении ею экспорта в Англию почти на 20%, ее роль в английском импорте снизилась до 33%. Россия занимала второе место, СССР стал на 6, снизив против довоенного времени свое участие до 5,5% в 1928, или в 3 раза против 1913. Страны юж. полушария: Австралия, Новая Зе­ ландия и Аргентина после войны заняли основ­ ное место в английском импорте. В 1913 их ввоз составлял 22,2% общего импорта Англии, в 1928—40%. Увеличение и удешевление производ­ ства и покровительственная политика англий­ ского правительства к своим колониям ставят эти страны в исключит, благоприятное положе­ ние на английском рынке. На германском рынке после довоенного вре­ мени, так же, как и на английском, произошли значит, изменения в количестве и уд. в. стран, поставляющих масло на этот рынок. В 1913 на­ ше масло занимало в германском импорте пер­ вое место с уд. в. 55,2% (302.239 ц). В 1928 мы стали на четвертое место — с уд. в. 7,0%. На­ ше место заняла Дания, выдвинувшись с треть­ его места на первое и подняв долю участия в ввозе масла в Германию до 32%. Видное место в германском импорте стали занимать т. наз. ли­ митрофы: Эстония, Латвия и Литва (показан­ ные в довоенном итоге России). В 1928 они да­ ли 203 тыс. ц или 16% импорта Германии. Поль­ ша ввезла в Германию 91 тыс. ц или 7%. С начала империали­ стической войны эк­ спорт масла из России прекратился возобнови­ вшись с 1923 (см. табл.). По качеству сиб. мас­ ло на мировых рынках стоит пока далеко не на первом месте и реа­ лизуется по сравнит, низким ценам. Однако за последние годы замечается относит, повыше­ ние цен на него. В довоенное время цена сиб. масла по отношению к датскому в ср. состав­ ляла 87, в 1925—76,7, 1926—79,8, 1927—84 и в 1928—84,5%. В Англии сиб. масло, как таковое, в большинстве (90%) до потребителя не дохо­ дит. Все оно поступает на «бленд», т.-е. сме­ шивается с др. сортами масла и уже в этом виде продается как столовое. Это очень вы­ годное для английских торговцев предприятие и в особ, с сиб. маслом, потому что оно содер­ жит воды 12,5%, а в «бленде» допускается до 16%, смешанное с молоком— до 24%. Кроме того, сибирское масло вообще весьма ценно для «бленда», т. к. улучшает конечные вкусовые свойства и в особ, консистенцию этой смеси. Наши сбытовые задания заключаются в про­ движении масла в его натуральном виде непо­ средственно до потребителя, что можно сде­ лать только при повышении качества нашего масла, доставке его на рынки регулярно круг­ лый год однородными партиями и в стандарт­ ной упаковке. Кроме того, чтобы выдержать конкуренцию, необходимо удешевлять себесто­ имость масла. Вся торговля маслом как в Англии, так и Германии находится почти в монопольных ру­ ках нескольких крупных частных импортных фирм. Исключением являются кооперативные предприятия в Англии: «Манчестерское Об-во Оптовых Закупок», сбывающее часть сиб. мас­ ла и часть масла новозеландских кооперато­ ров, и «Шотландское Об-во Оптовых Закупок», в Германии — «Центральный Потребительский Союз» в Гамбурге, сбывающий наше масло. На английском масляном рынке 5—6 фирм крупных оптовиков-импортеров являются фактическими хозяевами. Эти фирмы в больших размерах кредитуют маслоторговцев Англии и, кроме то­ го, широко финансируют экспортеров разных стран. Торг. деятельность их распространяется, кроме Великобритании, почти на все страны, куда импортируется масло. За ними в Англии следует до 40 фирм, к~рые ведут ср.-оптовую торговлю, покупая масло у крупных оптови­ ков и перепродавая его своей мелко-розничной клиентуре. Затем есть еще категория спекулян­ тов, покупающих масло ;'ля спекуляции, и, на­ конец, розничники, имеющие уже дело непо­ средственно с потребителями. Начиная с 1926, наша молочная кооперация, в лице Маслоцентра, через конторы с.-х. коопе рации «Селосоюз» в Лондоне и «Сельскосоюз» в Берлине, начала организовывать сбыт масла через собственные оптовые склады. Операции эти, как по продажным ценам, так и чо про­ движению масла в его натуральном виде до потребителя, дали свои положит, результаты. Экспорт сиб. масла из СССР осуществл-ячся дву­ мя организациями—Маслоцентром и Госторгом на основе монополии внешней торговли. Величайший экономический кризис в капита­ листических странах, начавшийся в 1929, вызвал ожеооченную кампанию против сов. товаров и в частности масла. В Англии эта кампания соп­ ровождалась анекдотическими выступлениями о «большевистской заразе», к-рая якобы находит­ ся в советском масле. На наши внутренние рынки, включая сюда и внутрисиб. снабжение, сиб.' масло за последние годы поступает в ср. в размере 40—45% от всей товарной продукции. Развивающееся маслоде­ лие в центр., сев. и юж. районах европ. части СССР, возможно, в ближайшем будущем удо­ влетворит наши основные потребительские рын­ ки, а сиб. масло, как экспортный товар, будет направляться за границу и, кроме того, этим маслом будут обслуживаться сибирские и даль­ невосточные рынки. Заготовки масла в Сиби­ ри, на Урале « в Казакстане до 1930 велись Молочной кооперацией и Госторгом. Молоч­ ная кооперация и Госторг, кроме функций по Г о д ы Тыс. ц % 1909-13 681 100,0 1923 28 4.1 1924 224 32,8 1925 252 37,0 1926 269 39,5 1927 325 47.6 1928 326 47,8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2