Сибирская советская энциклопедия_Том3

ция и сухость (малое содержание воды), а от­ сюда большое содержание жира. Ср. содержа­ ние воды в сиб. масле за ряд лет определилось в 12,5%. В датском масле наличие воды ко­ леблется ок. предельной нормы, установленной на мировых рынках в 16%. На сбытовых рын­ ках до сих пор основными недостатками наше­ го масла, как экспортного товара, являются: не­ стандартный вес, неравномерная посолка, поро­ ки вкуса и запаха, неравномерная окраска (пе­ строе масло), качественная разнородность за­ водских и вагонных партий масла. О внешнем виде товара (укупорка, бочки, маркировка) сиб. маслоэкспортирующие организации имеют ряд отзывов из-за границы, характеризующих наши большие достижения, значит, превысившие до- рев. практику. В этом отношении Сиб. заняла одно из первых мест, выгодно выделяясь из чис­ ла др. стран, экспортирующих масло. Холодильно-склдское хоз-во и транспорт, при отдаленности Сиб. от сбытовых рынков, имеет для сохранения качества выпускаемого на ры­ нок масла исключит, значение. В дорев. время пристанционные маслохранилища были только в самых основных пунктах концентрации масла. Пристанских маслохранилищ не существовало. В большинстве масло отправлялось без пред­ варит. охлаждения, а в этом, гл. обр., и заклю­ чается назначение маслохранилищ, по существу заменяющих холодильники. В условиях сов. хоз-ва на это было обращено особое внимание. В 1924 приступлено: к переустройству суще­ ствующих и созданию сети новых маслохрани­ лищ в местах заготовок масла, на ж.-д. и вод­ ных путях. В 1927 большинство крупных ст. Томской и Омской ж. д. уже имели маслохра­ нилища с льдо-соляным охлаждением. В даль­ нейшем намечено оборудовать на всех круп­ нейших ст. поступления масла маслохранилища с машинными холодильными установками. На пристанях Оби и Иртыша построено 8 масло­ хранилищ канадского типа, с пропускной спо­ собностью за сезон до 3.300 т масла. Кроме то­ го, маслоотправители начинают широко пользо­ ваться имеющимися холодильниками мясохла­ добоен. Громадным достижением в операциях экспорта сиб. масла является вновь выстроен­ ный в Новом Порту хорошо оборудованный хо­ лодильник, принимающий для охлаждения, даль­ нейшей обработки и погрузки на морские суда все прибывающее на экспорт масло. В сиб. мас­ лохранилища масло в летний период поступает при t° + 12—15° С, выпускается из них при t° +4—6°. При завозе в холодильники t° доводит­ ся до +1—0° и ниже. «Правилами приема мас­ ла к перевозке» допускается к погрузке масло при t° не выше +6°С. До такого состояния масло доводится в ср. в течение 4 суток нахож­ дения его в маслохранилище. Знач. маслохра­ нилищ в сиб. экспорте, несомненно, велико. Транспорт сиб. масла на заграничные рынки слагается из трех частей: гужевой доставки с заводов до приемочного пункта заготовителей, ж.-д. перевозки до Нового Порта или погра­ ничных ст.ст. и морем на заграничные рынки. Сиб. телега, вагон-холодильник и морской па­ роход на протяжении 5.913 км в течение 35 дней в ср. с хранением в маслохранилищах и пере­ валкой в Новом Порту доставляют сиб. боче- нок с маслом на лондонский рынок. В период апрель-сентябрь масло до Нового Порта и пог­ раничных ст., а также на наши внутренние рын­ ки, перевозится в изотермических вагонах (лед­ никах), в остальное время года в обычных то­ варных Вместимость изотермических вагонов 89 ц (нетто) или 172 боченка, товарного— 120 ц или 230 боченков. Холодильным ж.-д. парком перевозится более 80% всех погрузок сиб. мас­ ла. Следует масло спец. маршрутными поезда­ ми, скорость пробега до пристани в среднем 11— 12 суток. По пути следования оборудова­ ны льдохранилища, из к-рых набивают льдом камеры изотермических вагонов. Вагоны скон­ струированы для льдо-соленого охлаждения, что дает t° в них +4—4,5° С. Ж.-д. транспорт свою задачу по доставке масла при t° не выше пре­ дельной (+6°С) за последние годы выполняет удовлетворительно. Немаловажное знач. в до­ ставке сиб. масла к ж.-д. магистрали имеет вод­ ный транспорт, к-рый по своему спец. обору­ дованию далеко превзошел довоенный, когда масло без всякого охлаждения отправлялось в трюмах пароходов и простых баржах. На пле­ се Оби и Иртыша оборудовано несколько то­ варо-пассажирских пароходов с машинными хо­ лодильными установками. Наиб, слабым местом в транспортировке сиб. масла является гуже­ вая доставка. Сиб. масло в ср. от завода до приемного пункта маслозаготовителей проходит 75 км, при чем на расстоянии до 53 км от при­ емного пункта находятся 40% заводов, от 54 до 107 км—38% и далее 107 км—22%. В 1926 транспортирование масла обследовала особая комиссия, к-рая нашла, что при перевозке гу- жем масло, благодаря потере в качестве, теря­ ет в стоимости в ср. по 1 р. 20 к. на центнер. Для сохранения качества масла при гужевых перевозках употребляются всякого рода изоля­ ционные материалы: кочма, пакля и др.; ведут­ ся опыты по применению особых чехлов, пок­ рышек, телег с изоляционными ящиками и т. п., но все это не разрешает полностью этого важ­ ного вопроса сиб. М. торговли. Сохранение ка­ чества масла требует значит, ускорения прохож­ дения расстояния от завода до склада загото­ вителей и коренного улучшения условий пере­ возок, что возможно лишь при механизации транспорта. Опыты перевозки масла на автомо­ билях дали прекрасные результаты. Так, даже на расстоянии свыше 107 км— первоначальная t° масла повышалась на 2—3°С, тогда как при гужевой доставке это повышение достигало 6—8°С. В 1929 работало до 20 автомобилей по перевозке масла. Пятилетним планом намечено заменить гужевой транспорт автомобильным, ис­ пользовав его для перевозок масла и сливок. В производственно-сбытовом процессе суще­ ственное место занимает экспертиза масла (оп­ ределение качества и оценка). Она дает воз­ можность контролировать производство, опре­ делять заготовительные и сбытовые цены, ре­ гулировать отправки на те или иные рынки и осуществлять гос. инспекцию по маслу. Экспер­ тиза производится в местах приемки, погрузки и прибытия масла Оценка масла производится по 100-балльной сист., с присвоением отдельным качественным признакам масла предельной (мак­ симальной) суммы баллов—вкус и запах 50 бал­ лов, обработка и консистенция—25, цвет—5, по­ солка— 10, наружный вид и упаковка—10. Мас­ ло, оцененное от 88 до 100 балов, относится к I сорту; 80—87 ко Н-му; 70—79 к Ш-му (см. Бра­ кераж). В последнее время в гл. приемных пунк­ тах оборудованы молочные лаборатории, кон­ тролирующие качество и стандартные нормы доставляемого масла. Ср. заготовительные цены устанавливаются на масло в 85 баллов (базис­ ная цена). За повышение или понижение баллов от 85 за каждый кило-балл соответственно уве­ личивается или уменьшается расценка. К экспор­ ту не допускается масло, оцененное ниже 80 бал­ лов. Дальнейшая экспертиза производится в ме­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2