Сибирская советская энциклопедия_Том3

к развитию национально-монгольской культу­ ры. Выполнение своей задачи народники нераз­ рывно связывали с Л , в к-ром они видели большую силу и культурную ценность. Это положение обеспечивало ламству возможность осуществлять в нац.-освободительном движении известную роль, к-рая была наиб, реакционна с начала и до конца. В период рев. 1905 лам- ство добивалось от самодержавия, гл. обр., полной свободы в религиозной деятельности. После об’явления царского манифеста о «сво­ бодах» ламство организовало посылку депу­ тации к царю с благодарностью «за дарован­ ные народу свободы» и с выражением верно­ подданнических чувств. В период Февральской рев. Временное правительство встретило со стороны ламства горячую поддержку. В Петро­ граде организовался Бурято-Калмыцкий к-тет во главе с ламой Агваном Доржиевым и круп­ нейшим бурятским кулаком Ханхасаевым. IB своей декларации к-тет заявил о полной под­ держке нового буржуазного правительства. На с’ездах в этот период ламство подтверждало свою готовность служить Временному прави­ тельству, выступало за продолжение войны «до победного конца», ассигновывало на ведение войны средства и ратовало за созыв Учреди­ тельного собрания. После Февральской рево­ люции ламство вместе с ноенатом осуществля­ ло политику союза с русской буржуазией. Ламское духовенство являлось частью гос­ подствовавшего класса и широко эксплоатиро- вало массы. Большие народные средства ушли на постройку, ремонт и оборудование дацанов. По самым скромным исчислениям, оборудова­ ние одного Агинского дацана в течение 100 лет стоило свыше миллиона золотых рублей. Ста­ туя будды Майдари (см.), поставленная в Агин­ ском дацане в 1894, обошлась в 20.502 руб., когда корова стоила 10 рублей. Такая же ста­ туя, изготовленная для Цугольского дацана и привезенная в 1884 по частям на 50 верблюдах, обошлась еще дороже. Первый экземпляр буд­ дийских религиозных сочинений на тибетском яз. Ганджур и Данчжур был приобретен бурят­ ским ламством за огромную сумму, исчисляв­ шуюся несколькими тысячами быков. Населе­ ние расходовало крупные средства на содер­ жание самого ламства. Дацаны имели особую сист. обложения верующих, и каждый двор вносил в монастырь значит, ценности в день­ гах и в иатуре. Ламы имели собственные уча­ стки земли, сдаваемые ими в аренду. Дацаны занимались торговлей и контрабандой. Свобод­ ные средства ламы вкладывали в разные ком­ мерческие операции и на них наживали боль­ шие проценты. Все это сосредоточивало в ру­ ках богатой и правящей части ламства боль­ шие средства, дававшие ей возможность вести привольную жизнь. Октябрьская революция и ламаизм. Бу­ рят-монгольское ламство, как часть эксплоа- таторского класса, подобно духовенству дру­ гих культов, встретило Октябрьскую револ. враждебно и активно боролось за восстановле­ ние старого строя. В этих целях ламство ис­ пользовало прежде всего продолжительный пе­ риод гражданской войны в Бурятии. В 1918 возникло в-ноено-кулацко-ламской среде т. наз. антиавтономное движение, которое особенно ярко выразилось в хоринских степях в виде создания контрреволюц. теократической орга­ низации. Лама Киженгинского дацана Самдон Цыденов об’явил себя «великим ханом» и гла­ вой нового государства. Было организовано правительство, в составе наиб, влиятельных тай- шей (князей), ноенов, кулаков и лам. Теократы агитировали в массах, что подлинной «рево­ люционной» властью является власть теокра­ тическая, а все прочие революционеры суть «контрреволюционеры», к-рых надо беспощад­ но истреблять. Теократическое движение было окончательно ликвидировано лишь в 1922. Лам­ ство приняло активное участие в осуществле­ нии всевозможных планов борьбы с револю­ цией, шедшей под руководством империалистов- интервентов и при кровавом разгуле в Бурятии атамана Семенова. В это время дацаны, обыч­ но, являлись гнездами контрреволюции; в них сплачивались силы и происходили сговоры бу­ рятской знати, кулачества, ламства и рус. офи­ церства. Ламы выдавали Семенову революцио­ неров, помогали в снабжении белогвардейских отрядов продовольствием и боролись с ору­ жием в руках против партизан и красноармей­ цев. Под диктовку Японии и под руководством Семенова в феврале 1919 в Чите была созвана конференция панмонголистов в составе пред­ ставителей Внешней Монголии, Барги и Бу­ рятии и с участием лам; эта конференция вы­ несла решение организовать «велико-монголь­ ское» государство, об’единив им монгольские народы Азии. Тут же было избрано «временное правительство» под председательством «святей­ шего» Нейсе-Гегена Эта попытка использовать панмонголизм для борьбы с Сов. Россией не осуществилась, «правительство» вскоре распа­ лось; но вслед за этой авантюрой, после раз­ грома семеновских банд Красной армией, один из сподвижников Семенова барон Унгерн (см.) бежал во Внешнюю Монголию и там решил вновь использовать для борьбы с Сов. Россией с помощью ламства проект панмонгольского государства. Унгерн встретил радушный прием со стороны ургинского хутухты и др. знатных представителей монгольского духовенства. В на­ чале 1922 ламству стало очевидно, что контр­ революция потерпела поражение. Духовенство было вынуждено отказаться от политики от­ крытой борьбы с революцией и сделало по­ пытку приспособиться к советским условиям. В 1922 в среде ламского духовенства разверну­ лось обновленческое движение, возникшее по тем же самым причинам, по каким оно прояви­ лось в православной церкви. Обновленцы вы­ двинули ряд предложений реформистского ха­ рактера, в частности об отказе от личной соб­ ственности для духовных лиц, о введении в дацанскую жизнь коммунальных начал, о раз­ витии тибетской медицины на основе научных достижений, о поднятии культурности лам, о прекращении почитания перерожденцев (геге- нов или хубилганов) и т. д. На духовном со ­ боре, состоявшемся в октябре 1922, произошел раскол ламства на два лагеря: обновленцев и их противников. Незначит. часть лам в деле обновления ламской церкви пошла еще дальше и получила название «нирванистов». Т. о., в ламстве образовались три основных группи­ ровки: обновленцы, нирванисты и консерва­ торы. Обновленцы захватили в свои руки поч­ ти весь аппарат иерархического управления во главе с хамбо-ламой и разработали «новое по­ ложение о ламском духовенстве» в духе прис­ пособления к сов. действительности. Возник­ шему в Бурятии в 1924 колхозному движению были сделаны попытки противопоставить орга­ низацию «трудовых общин буддийских мона­ хов» или ламских «коммун». Было разработано и представлено правительству Б.-М. Респ. т. наз. «положение о тибетской медицине», к-рым ламство добивалось признания и развития этой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2