Сибирская советская энциклопедия_Том3
к развитию национально-монгольской культу ры. Выполнение своей задачи народники нераз рывно связывали с Л , в к-ром они видели большую силу и культурную ценность. Это положение обеспечивало ламству возможность осуществлять в нац.-освободительном движении известную роль, к-рая была наиб, реакционна с начала и до конца. В период рев. 1905 лам- ство добивалось от самодержавия, гл. обр., полной свободы в религиозной деятельности. После об’явления царского манифеста о «сво бодах» ламство организовало посылку депу тации к царю с благодарностью «за дарован ные народу свободы» и с выражением верно подданнических чувств. В период Февральской рев. Временное правительство встретило со стороны ламства горячую поддержку. В Петро граде организовался Бурято-Калмыцкий к-тет во главе с ламой Агваном Доржиевым и круп нейшим бурятским кулаком Ханхасаевым. IB своей декларации к-тет заявил о полной под держке нового буржуазного правительства. На с’ездах в этот период ламство подтверждало свою готовность служить Временному прави тельству, выступало за продолжение войны «до победного конца», ассигновывало на ведение войны средства и ратовало за созыв Учреди тельного собрания. После Февральской рево люции ламство вместе с ноенатом осуществля ло политику союза с русской буржуазией. Ламское духовенство являлось частью гос подствовавшего класса и широко эксплоатиро- вало массы. Большие народные средства ушли на постройку, ремонт и оборудование дацанов. По самым скромным исчислениям, оборудова ние одного Агинского дацана в течение 100 лет стоило свыше миллиона золотых рублей. Ста туя будды Майдари (см.), поставленная в Агин ском дацане в 1894, обошлась в 20.502 руб., когда корова стоила 10 рублей. Такая же ста туя, изготовленная для Цугольского дацана и привезенная в 1884 по частям на 50 верблюдах, обошлась еще дороже. Первый экземпляр буд дийских религиозных сочинений на тибетском яз. Ганджур и Данчжур был приобретен бурят ским ламством за огромную сумму, исчисляв шуюся несколькими тысячами быков. Населе ние расходовало крупные средства на содер жание самого ламства. Дацаны имели особую сист. обложения верующих, и каждый двор вносил в монастырь значит, ценности в день гах и в иатуре. Ламы имели собственные уча стки земли, сдаваемые ими в аренду. Дацаны занимались торговлей и контрабандой. Свобод ные средства ламы вкладывали в разные ком мерческие операции и на них наживали боль шие проценты. Все это сосредоточивало в ру ках богатой и правящей части ламства боль шие средства, дававшие ей возможность вести привольную жизнь. Октябрьская революция и ламаизм. Бу рят-монгольское ламство, как часть эксплоа- таторского класса, подобно духовенству дру гих культов, встретило Октябрьскую револ. враждебно и активно боролось за восстановле ние старого строя. В этих целях ламство ис пользовало прежде всего продолжительный пе риод гражданской войны в Бурятии. В 1918 возникло в-ноено-кулацко-ламской среде т. наз. антиавтономное движение, которое особенно ярко выразилось в хоринских степях в виде создания контрреволюц. теократической орга низации. Лама Киженгинского дацана Самдон Цыденов об’явил себя «великим ханом» и гла вой нового государства. Было организовано правительство, в составе наиб, влиятельных тай- шей (князей), ноенов, кулаков и лам. Теократы агитировали в массах, что подлинной «рево люционной» властью является власть теокра тическая, а все прочие революционеры суть «контрреволюционеры», к-рых надо беспощад но истреблять. Теократическое движение было окончательно ликвидировано лишь в 1922. Лам ство приняло активное участие в осуществле нии всевозможных планов борьбы с револю цией, шедшей под руководством империалистов- интервентов и при кровавом разгуле в Бурятии атамана Семенова. В это время дацаны, обыч но, являлись гнездами контрреволюции; в них сплачивались силы и происходили сговоры бу рятской знати, кулачества, ламства и рус. офи церства. Ламы выдавали Семенову революцио неров, помогали в снабжении белогвардейских отрядов продовольствием и боролись с ору жием в руках против партизан и красноармей цев. Под диктовку Японии и под руководством Семенова в феврале 1919 в Чите была созвана конференция панмонголистов в составе пред ставителей Внешней Монголии, Барги и Бу рятии и с участием лам; эта конференция вы несла решение организовать «велико-монголь ское» государство, об’единив им монгольские народы Азии. Тут же было избрано «временное правительство» под председательством «святей шего» Нейсе-Гегена Эта попытка использовать панмонголизм для борьбы с Сов. Россией не осуществилась, «правительство» вскоре распа лось; но вслед за этой авантюрой, после раз грома семеновских банд Красной армией, один из сподвижников Семенова барон Унгерн (см.) бежал во Внешнюю Монголию и там решил вновь использовать для борьбы с Сов. Россией с помощью ламства проект панмонгольского государства. Унгерн встретил радушный прием со стороны ургинского хутухты и др. знатных представителей монгольского духовенства. В на чале 1922 ламству стало очевидно, что контр революция потерпела поражение. Духовенство было вынуждено отказаться от политики от крытой борьбы с революцией и сделало по пытку приспособиться к советским условиям. В 1922 в среде ламского духовенства разверну лось обновленческое движение, возникшее по тем же самым причинам, по каким оно прояви лось в православной церкви. Обновленцы вы двинули ряд предложений реформистского ха рактера, в частности об отказе от личной соб ственности для духовных лиц, о введении в дацанскую жизнь коммунальных начал, о раз витии тибетской медицины на основе научных достижений, о поднятии культурности лам, о прекращении почитания перерожденцев (геге- нов или хубилганов) и т. д. На духовном со боре, состоявшемся в октябре 1922, произошел раскол ламства на два лагеря: обновленцев и их противников. Незначит. часть лам в деле обновления ламской церкви пошла еще дальше и получила название «нирванистов». Т. о., в ламстве образовались три основных группи ровки: обновленцы, нирванисты и консерва торы. Обновленцы захватили в свои руки поч ти весь аппарат иерархического управления во главе с хамбо-ламой и разработали «новое по ложение о ламском духовенстве» в духе прис пособления к сов. действительности. Возник шему в Бурятии в 1924 колхозному движению были сделаны попытки противопоставить орга низацию «трудовых общин буддийских мона хов» или ламских «коммун». Было разработано и представлено правительству Б.-М. Респ. т. наз. «положение о тибетской медицине», к-рым ламство добивалось признания и развития этой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2