Сибирская советская энциклопедия_Том3
укрепляться ламству, как своему идеологиче скому союзнику, в котором он видел крепкую опору для укрепления своей власти над мас сами. Тесный союз между ламством и аристо кратией (ноенатом) проходит через всю исто рию Бурятии вплоть до Октябрьской револю ции. Господство ноено-ламского союза отража лось на всех сторонах жизни бурят-монголов и закреплялось правовыми нормами. По «Степ ному Уложению» 1808, за оскорбление ламы, как и представителя начальства, виновные ка- Агинский дацан (главный храм) рались штрафом до 50 р., подвергались наказа нию розгами и принудительным работам. В це лях укрепления власти эксплоататорской вер хушки практиковалось отобрание у «виновных» клятвенной присяги. В органах народного само управления дореволюц. Бурятии, особ, в преж них Степных думах, наряду с бурят-монголь- скими феодалами состояло ламское духовен ство и имело большое влияние на решение всех вопросов хоз.-политической жизни бурят-мон гольского народа. Ламство было прямым по мощником ноената в его торговых операциях, выступая в качестве скупщиков, счетоводов и всякого рода коммерсантов и участвуя в тор говых сделках. Во второй половине XVII в. Бурятия подпала под власть России. Царское правительство управляло этой колониальной окраиной не только через своих русских чинов ников, но и с помощью туземной знати. Свою колониальную политику царское правительство осуществляло также и с помощью ламства. Ламство вместе с подкупленной и поощряв шейся царизмом бурят-монгольской феодаль ной головкой было настроено монархически и фактически состояло на службе самодержавия. Политика царского правительства в ламском вопросе была связана с рядом обстоятельств, мешавших ему проводить неизменно одну и ту же линию в этом вопросе. Во-первых, нель зя было отказать господствовавшей в России православной церкви вести борьбу с «языче ством» и насаждать среди бурят православие. Но в то же время вера лам была тоже рели гией, защищавшей и оправдывавшей эксплоа- тацию, и ламство было не менее мощной орга низацией, чем православное духовенство, но, в отличие от последнего, имело большое влияние на массы бурят-монгольского населения. Во- вторых, перед правительством России неодно кратно стояла проблема расширения влияния рус. капитализма на Центр. Азию, к-рую оно мечтало осуществить с помощью ламства и ламаитской религии. В результате этих об стоятельств царизм одной рукой содействовал православной церкви в ее борьбе с ламаизмом, а др. одаривал правящую головку ламства и в то же время ограничивал его деятельность. В 1728 царским чиновником Рагузинским Л. был признан религией дозволенной, а по цар скому указу 1741 ламы были приведены к при сяге на верноподданничество «белому» царю. В 1764 было поставлено над ламством высшее духовное и адм. лицо с титулом бандидо-хам- бо-ламы; этой мерой правительство преследо вало цель прежде всего в лице хамбо-ламы иметь над ламайским духовенством своего пос лушного чиновника и через него проводить свою политику. В 1853 было введено в дей ствие «положение о ламайском духовенстве», к-рым, с одной стороны, было запрещено от крывать новые дацаны, установлены для них «штаты» монахов, введены разные ограниче ния для лам, но с др. стороны — ламство было щедро одарено земельными наделами: хамбо- ламе полагалось иметь 500 десятин, ширетуям по 200, «штатным» ламам от 30 до 60 и даже хуваракам по 15 дес. каждому. Это «положе ние» находилось в действии до конца рус. са модержавия. Ламство, несмотря на ряд прави тельственных ограничений в его деятельности, было угодливым помощником самодержавия. В дацанах ламы молились за царя, вознося его до «перерождения высочайшего». Екатерина II и ряд последующих царей и цариц ламством рекламировались, как божества на земле, пере рожденцы будд. Во время империалистической войны 1914—17 ламы агитировали за поддержку войны, собирали на ее нужды большие сред ства, проводили в дацанах молебствия «о нис послании победы» и ездили на театр военных действий обрабатывать бурят в духе повино вения начальству. За такую верную службу рус. царизму и капитализму виднейшие ламы получали всевозможные царские награды. При активной поддержке монгольского ламства рус. самодержавие добилось протектората над Внеш ней Монголией и мечтало подчинить своему влиянию Внутреннюю Монголию и Тибет. На почве национально-колониального гнета в Бурятии в царское время возникло националь но-освободительное движение. Идеологами его были представители бурятской интеллигенции, которая вырастала, гл. обр., из зажиточно,- кулацкой среды и многими нитями была свя- Группа бурятских лам во гЛаве с исправником и приставами зана с ноенатом и ламством. Эта интеллиген ция нац.-освободительное движение восприняла в форме народничества. Своей задачей нацио нал-народники ставили национальное самоопре деление бурят-монголов, а некоторые выход из положения видели в политическом союзе всех монгольских племен (панмонголизм), и все они свою задачу легально выражали стремлением
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2