Сибирская советская энциклопедия_Том3
правителя Монголии. В XVII в, Л. начал про никать из Монголии в Туву (б. Урянхайский край), где он насаждался также господство вавшим классом. В XIX в. эта религия была воспринята большинством тувинского населе ния, хотя одновременно (до самого последнего времени) существовал шаманизм. По соседству с монголами Халхи жили буряты. Те и др. занимались, гл. о б р , скотоводством, говорили на одном языке, хотя и разных наречий, вели между собой оживленные торговые сношения. Эти обстоятельства благоприятствовали про никновению Л. в Бурятию. К XVII в. относится первое знакомство бурят с ламаизмом. Им за интересовались, прежде tecero, представители бурятской знати. Ламство в противоположность неорганизованным шаманам, представляло спло ченную организацию—более совершенную опо ру и орудие для класса угнетателей. Бурятская аристократия приглашала лам из Монголии, держала их у себя в качестве писарей, лекарей и жрецов, обучала у них своих детей монголь ской грамоте, приобретала предметы культа, создавала передвижные буддийские храмы и т. д., стремясь распространить новую религию среди широкой массы эксплоатируемых ими бу рят. Распространение Л. сопровождалось упор ной борьбой между последователями старой и новой веры, и в этой борьбе ламы опирались на авторитет и власть феодалов. Л. выдержал большое сопротивление со стороны шаманов. Идя навстречу мировоззрению и религиозным привычкам бурят, ламство допустило в свой культ многие шаманские обряды, в т. ч. ста рые народные религиозные праздники По свидетельству бурятских летописей, у хо- ринских бурят в 1712 было уже 150 лам; они приняли рос. подданство и стали усиленно про- поведывать свою религию. Во второй половине XVIII в. из хоринских степей свыше сотни лам переселились к агинским бурятам. В начале XIX в. ламы проповедывали среди тункинских, иркутских и баргузинских бурят и отчасти сре ди тунгусов. В 1741 в Бурятии насчитывалось уже 617 лам, в 1822 свыше 2.500, в 1861— до 10 тыс., а к 1916 ламство составляло почти десятую часть населения и исчислялось в 15 тысяч. В 1822 бурят, принявших Л., было 80 тыс., в 1850— 100 тыс., в 1883— 150 тыс., а еще через 20 лет почти все бурятское население Забай калья и часть зап. бурят (10%) исповедывали новую религию. В 30-х гг. XVIII в. был открыт первый непередвижной буддийский храм не далеко от современной Кяхты; в 1741 он был перенесен в урочище Хилгантай и получил на звание Цогольского дацана (монастыря). Вслед за ним был открыт Гусино-Озерский дацан В 1806 построен дацан у хоринских бурят, в 1811— у агинских, в 1832— у баргузинских. В 1822 в Буоятии насчитывалось 10 дацанов, а в средине XIX в. — 34 дацана, из них 32 в Забай калье и 2 в зап. части Бурятии. Дальнейший рост дацанов был приостановлен распоряже ниями царского правительства. Во второй половине XIX в. Л. из Монголии начал проникать в Горный (Рус.) Алтай. Корен ные насельники его, особ, из пограничной по лосы, поддерживали издавна довольно тесные сношения со своими монгольскими соседями на почве торговли и религиозного культа. Ламы занимались тайной пропагандой ламаизма сре ди алтайцев. Особ, сильное влияние Л. сказа лось в 1904 в возникновении национально-осво бодительного движения среди алтайцев, изве стного под названием бурханизм Монгольские ламы вели заблаговременную подготовительную работу среди узкого круга алтайцев весьма конспиративно от рус. властей. Они подгото вили первые кадры проповедников нового ре лигиозного направления среди алтайцев-шама- нистов — они же активно содействовали оф ор млению этой религиозно-политической оболоч ки бурханистского движения в интересах влия тельных родовичей, становившихся с развитием меновых отношений представителями туземно го торгового капитала и пытавшихся оградить свои позиции от натиска рус. торгового капи тала (см. Бурханизм). Учение и культ. Учение и культ Л. сложились в ре зультате многих религиозно-философских и культовых на слоений и, прежде всего, отображают антинаучное мировоз зрение и содержат обширную трактовку о необходимости соблюдения верующими многочисленных законов, направлен ных на закрепление и оправдание классового угнетения тру дящихся. По учению Л., все материальное заключается в трех отдельных мирах: небесном, земном и подземном. Существа этих трех миров делятся на 6 разрядов: обитатели неба—тен- грии и асурии (воинственные божества); обитатели земли- люди и животные; обитатели подземного мира—бириты и адские существа. Тенгрии и асурии постоянно ведут между собой борьбу, и их жизнь относительно счастлива. В подзем ном мире—адские страдания. Бириты живут в преддверьях ада, где они ощущают невероятный голод, но удовлетворить его не могут. В аду царствует страшный судья Эрли-Хан со своими слугами; здесь грешники подвергаются самым сильным мучениям. Жизнь—это мучительный круговорот бесконечных перерождений. Рождение человека не есть нача ло его бытия, как и смерть не является концом. На своем пути существо много раз перерождается, принимая форму или адских существ, или бирита, или животных, или человека, или, наконец, обитателей небес, смотря по заслугам. В этом мире нет и не может быть спасения. Блажен ство может быть получено только тогда, когда суще ство достигнет нирваны. Путь к нирване Л. удлинил и создал множество ступенек блаженства на небесах, развив дополни тельно пространное учение о небесных царствах. Существо, побывав положенное количество лет в том или ином царстве, вновь вступает в круговорот перерождений. Н о , побывав в высших небесных царствах, оно может уже легко достигнуть нирваны. Кроме этих царств Л. признает еще одно царство— рай-Сукавади, блаженство к-рого равносильно блаженству в нирване. Мораль Л. в основе учит непротивлению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле, отрешению от благ житейского мира, смирению, терпению и любви ко всем живым существам. Особое внимание отведено запрещению убивать живые существа, вплоть до самых мельчайших. О ламе проповедуется, как о совершеннейшем существе, к к-рому следует относиться с благоговением, всегда кормить его, беспредельно верить в него и исполнять все его прика зания. Л. предписывает читать молитвы, совершать много численные религиозные обряды. Молитв у ламаитов очень много. Есть такие, смысла к-рых молящиеся не понимают, но одно их прочтение или написание, по учению лам, обладает магической силой. Сильно развита в Л. обрядовая сторона, связанная обычно с принесением жертв различным духам и божествам и с преподнесением ламству подарков и платы за совершаемые требы. Религиозная деятельность ламства сосредотачивается гл. обр. в дацанах. Здесь живет часть лам, имеются храмы и религиоз ные школы, но много лам живут в своих семьях в степи. Ламы разделяются на ряд степеней. Ламскую иерархию до полняют разные категории лам по степени их „учености" и по адм. службе. Среди них имеются профессионалы, лекари, художники, скульпторы, типографщики и др. Дацан изготов ляет предметы культа, а при некоторых монастырях суще ствуют особые кустарные типографии. Ламаизм и классы в Бурятии. Ламство никог да не являлось социально-однородной органи зацией. В среде духовенства была значитель ная часть, близко общавшаяся с трудящими ся и мало обеспеченная. Но эта низовая про слойка ламства зависела от правящей головки, к-рая руководила религиозной деятельностью и вершила всеми делами внутри духовенства. Естественно, что и вся деятельность ламства в целом, его роль в общественной жизни опре делялась классовыми интересами правящей и обеспеченной части ламского духовенства. К началу проникновения Л. в Бурятию сре ди бурят-монгольского населения существовала верхушечная группа в лице князьков, зайсанов, шуленг и пр. Этот верхушечный слой населе ния не только непосредственно участвовал вме сте с ламством в насаждении среди трудящих ся новой религии, но и в дальнейшем помогал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2