Сибирская советская энциклопедия_Том3

правителя Монголии. В XVII в, Л. начал про­ никать из Монголии в Туву (б. Урянхайский край), где он насаждался также господство­ вавшим классом. В XIX в. эта религия была воспринята большинством тувинского населе­ ния, хотя одновременно (до самого последнего времени) существовал шаманизм. По соседству с монголами Халхи жили буряты. Те и др. занимались, гл. о б р , скотоводством, говорили на одном языке, хотя и разных наречий, вели между собой оживленные торговые сношения. Эти обстоятельства благоприятствовали про­ никновению Л. в Бурятию. К XVII в. относится первое знакомство бурят с ламаизмом. Им за­ интересовались, прежде tecero, представители бурятской знати. Ламство в противоположность неорганизованным шаманам, представляло спло­ ченную организацию—более совершенную опо­ ру и орудие для класса угнетателей. Бурятская аристократия приглашала лам из Монголии, держала их у себя в качестве писарей, лекарей и жрецов, обучала у них своих детей монголь­ ской грамоте, приобретала предметы культа, создавала передвижные буддийские храмы и т. д., стремясь распространить новую религию среди широкой массы эксплоатируемых ими бу­ рят. Распространение Л. сопровождалось упор­ ной борьбой между последователями старой и новой веры, и в этой борьбе ламы опирались на авторитет и власть феодалов. Л. выдержал большое сопротивление со стороны шаманов. Идя навстречу мировоззрению и религиозным привычкам бурят, ламство допустило в свой культ многие шаманские обряды, в т. ч. ста­ рые народные религиозные праздники По свидетельству бурятских летописей, у хо- ринских бурят в 1712 было уже 150 лам; они приняли рос. подданство и стали усиленно про- поведывать свою религию. Во второй половине XVIII в. из хоринских степей свыше сотни лам переселились к агинским бурятам. В начале XIX в. ламы проповедывали среди тункинских, иркутских и баргузинских бурят и отчасти сре­ ди тунгусов. В 1741 в Бурятии насчитывалось уже 617 лам, в 1822 свыше 2.500, в 1861— до 10 тыс., а к 1916 ламство составляло почти десятую часть населения и исчислялось в 15 тысяч. В 1822 бурят, принявших Л., было 80 тыс., в 1850— 100 тыс., в 1883— 150 тыс., а еще через 20 лет почти все бурятское население Забай­ калья и часть зап. бурят (10%) исповедывали новую религию. В 30-х гг. XVIII в. был открыт первый непередвижной буддийский храм не­ далеко от современной Кяхты; в 1741 он был перенесен в урочище Хилгантай и получил на­ звание Цогольского дацана (монастыря). Вслед за ним был открыт Гусино-Озерский дацан В 1806 построен дацан у хоринских бурят, в 1811— у агинских, в 1832— у баргузинских. В 1822 в Буоятии насчитывалось 10 дацанов, а в средине XIX в. — 34 дацана, из них 32 в Забай­ калье и 2 в зап. части Бурятии. Дальнейший рост дацанов был приостановлен распоряже­ ниями царского правительства. Во второй половине XIX в. Л. из Монголии начал проникать в Горный (Рус.) Алтай. Корен­ ные насельники его, особ, из пограничной по­ лосы, поддерживали издавна довольно тесные сношения со своими монгольскими соседями на почве торговли и религиозного культа. Ламы занимались тайной пропагандой ламаизма сре­ ди алтайцев. Особ, сильное влияние Л. сказа­ лось в 1904 в возникновении национально-осво­ бодительного движения среди алтайцев, изве­ стного под названием бурханизм Монгольские ламы вели заблаговременную подготовительную работу среди узкого круга алтайцев весьма конспиративно от рус. властей. Они подгото­ вили первые кадры проповедников нового ре­ лигиозного направления среди алтайцев-шама- нистов — они же активно содействовали оф ор ­ млению этой религиозно-политической оболоч­ ки бурханистского движения в интересах влия­ тельных родовичей, становившихся с развитием меновых отношений представителями туземно­ го торгового капитала и пытавшихся оградить свои позиции от натиска рус. торгового капи­ тала (см. Бурханизм). Учение и культ. Учение и культ Л. сложились в ре­ зультате многих религиозно-философских и культовых на­ слоений и, прежде всего, отображают антинаучное мировоз­ зрение и содержат обширную трактовку о необходимости соблюдения верующими многочисленных законов, направлен­ ных на закрепление и оправдание классового угнетения тру­ дящихся. По учению Л., все материальное заключается в трех отдельных мирах: небесном, земном и подземном. Существа этих трех миров делятся на 6 разрядов: обитатели неба—тен- грии и асурии (воинственные божества); обитатели земли- люди и животные; обитатели подземного мира—бириты и адские существа. Тенгрии и асурии постоянно ведут между собой борьбу, и их жизнь относительно счастлива. В подзем­ ном мире—адские страдания. Бириты живут в преддверьях ада, где они ощущают невероятный голод, но удовлетворить его не могут. В аду царствует страшный судья Эрли-Хан со своими слугами; здесь грешники подвергаются самым сильным мучениям. Жизнь—это мучительный круговорот бесконечных перерождений. Рождение человека не есть нача­ ло его бытия, как и смерть не является концом. На своем пути существо много раз перерождается, принимая форму или адских существ, или бирита, или животных, или человека, или, наконец, обитателей небес, смотря по заслугам. В этом мире нет и не может быть спасения. Блажен­ ство может быть получено только тогда, когда суще­ ство достигнет нирваны. Путь к нирване Л. удлинил и создал множество ступенек блаженства на небесах, развив дополни­ тельно пространное учение о небесных царствах. Существо, побывав положенное количество лет в том или ином царстве, вновь вступает в круговорот перерождений. Н о , побывав в высших небесных царствах, оно может уже легко достигнуть нирваны. Кроме этих царств Л. признает еще одно царство— рай-Сукавади, блаженство к-рого равносильно блаженству в нирване. Мораль Л. в основе учит непротивлению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле, отрешению от благ житейского мира, смирению, терпению и любви ко всем живым существам. Особое внимание отведено запрещению убивать живые существа, вплоть до самых мельчайших. О ламе проповедуется, как о совершеннейшем существе, к к-рому следует относиться с благоговением, всегда кормить его, беспредельно верить в него и исполнять все его прика­ зания. Л. предписывает читать молитвы, совершать много­ численные религиозные обряды. Молитв у ламаитов очень много. Есть такие, смысла к-рых молящиеся не понимают, но одно их прочтение или написание, по учению лам, обладает магической силой. Сильно развита в Л. обрядовая сторона, связанная обычно с принесением жертв различным духам и божествам и с преподнесением ламству подарков и платы за совершаемые требы. Религиозная деятельность ламства сосредотачивается гл. обр. в дацанах. Здесь живет часть лам, имеются храмы и религиоз­ ные школы, но много лам живут в своих семьях в степи. Ламы разделяются на ряд степеней. Ламскую иерархию до­ полняют разные категории лам по степени их „учености" и по адм. службе. Среди них имеются профессионалы, лекари, художники, скульпторы, типографщики и др. Дацан изготов­ ляет предметы культа, а при некоторых монастырях суще­ ствуют особые кустарные типографии. Ламаизм и классы в Бурятии. Ламство никог­ да не являлось социально-однородной органи­ зацией. В среде духовенства была значитель­ ная часть, близко общавшаяся с трудящими­ ся и мало обеспеченная. Но эта низовая про­ слойка ламства зависела от правящей головки, к-рая руководила религиозной деятельностью и вершила всеми делами внутри духовенства. Естественно, что и вся деятельность ламства в целом, его роль в общественной жизни опре­ делялась классовыми интересами правящей и обеспеченной части ламского духовенства. К началу проникновения Л. в Бурятию сре­ ди бурят-монгольского населения существовала верхушечная группа в лице князьков, зайсанов, шуленг и пр. Этот верхушечный слой населе­ ния не только непосредственно участвовал вме­ сте с ламством в насаждении среди трудящих­ ся новой религии, но и в дальнейшем помогал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2