Сибирская советская энциклопедия_Том3

мышленности, к-рая запроектирована к разви­ тию в период 2-го пятилетия. На территории Сиб., как в Зап.-Сиб., так и Вост.-Сиб. крае и ДВК, имеют распростр. весьма ценные мощные м-ния разноцветных глин. Среди них заслужи­ вают особ, внимания: цветные глины в Евсин- ском м-нии б. Н.-Сиб. окр. (интенсивная крас­ ная окраска), м-ния охр на склонах прав. бер. р. Бии, близ Старой Анжерки, в 128 км от Бий- ска. Значит, запасы разновидных цветных глин имеются в б. окр.: Томском, Рубцовском, Куз­ нецком и Барнаульском (у с. Сорокина). Бога­ тые залежи этого сырья имеются в Приенисей- ской полосе и в Вост.-Сиб. крае. Кроме того, в Зап.-Сиб. крае залегают самые мощные в СССР залежи барита. Барит в соединении с окисью цинка идет для приготовления белой краски «литопона». Среди баритовых м-ний осо ­ бенно значит. Змеиногорское, Салаирское и ряд м-ний в Хакассии и Минусинском районе. Планом развития Л. п. предусматривается на­ чало строительства в 1932 крупного лакокрасоч­ ного комбината в Н.-Сиб., с производством рас­ ширенного ассортимента продукции (лаки мас­ ляные, эмалевые, спиртовые, краски тертые, ка­ зеиновые, огнезащитные и др.). Кроме того, предусматривается строительство литопонного и цинко-белильного завода в Белово (Кузбасс). Здесь на месте находятся все необходимые для работы этого завода виды сырья (серная кисло­ та, окись цинка и барит). Наряду с этим раз­ витие Л п. пойдет по линии постройки ряда новь(х фабрик тертых красок: в первую оче­ редь в Кузбассе, Томске, Омске и Бийске. Основной компонент тертых красок—-олифа производится в Сиб. в достаточном размере. Имеются хорошо оборудованные олифоварки при 4 маслобойных заводах: Н.-Сиб., Омском, Томском и Бийском. В дальнейшем проектирует­ ся, кроме значит, расширения олифоварения и увеличения выработки растительных масел, вне­ дрять в производство тертых красок минераль- НЫе масла. Н. Бр я нце в . ЛАКСМАН, Эрик (1737— 96)—академик, ми­ нералог, химик и ботаник. Р. в Финляндии. В 1762 переселился в Пб. и через два года отправился в Сиб. для изучения флоры и про­ был здесь 7 лет. В Барнауле, где Лаксман начал свои изучения, он служил пастором. Совер­ шал поездки и ботанизировал до Кяхты и Нер­ чинска. После службы в Академии Л. вторично направился в Сиб. в Нерчинский округ. В даль­ нейшем жил близ Иркутска (у Байкала). Здесь он открыл употребление глауберовой соли для производства стекла и основал Тальцинский стеклоделательный завод, открыл залежи ляпис- лазури и ряд м-ний минералов в Прибайкалье, по Лене и Вилюю. Л. составил большие ботани­ ческие и минералогические коллекции, к-рые легли в основу музея Пб. Горного Ин-та и первого по времени в Сибири Иркутского музея и самый этот музей был создан (1870—82) в свя­ зи с деятельностью Лаксмана. Сборами Л. поль­ зовались и обрабатывали их многие ученые, в т. ч. Линней, Рихтер, Миддендорф. Сочинения Л. б. ч. не изданы. Умер на пути из Сиб. около Тобольска. О н ем : Грот , >7. Эрик Лаксман. сб. II отд. Академии Наук, т. XXIX, СПб., 1881; Лагус, В. Эрик Лаксман, его жизнь, путешествия и переписка, СПб., 1890. ЛАМАИЗМ (тибетское «лама»—учитель) — наиб, распространенное ответвление северного буддизма. Происхождение. Буддизм был занесен в Тибет из Ин- дик, где он возник за 5 столетий до христианства, в кру­ гах феодалов, как оеакция на разложение раннего индийского фео ализма под влиянием роста то г вого капитала. Вначале он был религиозно-философским учением, проповедывавшим отказ от благ житейского мира, труда, земных удовольствий. Основателем этого учения буддист считают легендарного мо­ наха будду—Готаму (или Шакья-Муни). Первоначальное уче­ ние буддизма непрерывно перерабатывалось и дополнилось новыми догматами, приспссооляясь к идеологии торговой буржуазии, сыгравшей позднее значит, роль в его распро­ странении в др. странах Азии. Буддизм заимствовал религиоз­ ные представления, существовавшие в народных массах Ин­ дии, что обеспечило ему успех также и среди широких масс насе­ ления. В I I I в. до христианскои эры буддизм был признан уже гос. религией и в руках господствовавших классов стал вполне сложившимся орудием классового угнетения. В ре­ зультате наслоения различных религиозныл представлений в буддизме видоизменился образ будды, к-рый из таинствен­ ного и легендарного монаха превратился в божество, иску­ пителя людских страданий и спасителя человечества. Было развито учение о многочисленных буддах, управляющих миром и будущих мироправителей (бодисатв). Создано про­ странное учение об адских муках. Появились особые предпи­ сания о милостыне, об обетах, о мудрости. В таком перера­ ботанном виде, получившем название „махаяны" („широкого пути спасения"), буддизм в VII в. был занесен в Тибет. С помощью гос. в,.асти и господствовавших классов буддий­ ская религия в Тибете получила широкое распространение. На почве различных социальных движений и, гл. обр., борьбы между господствовавшими классами за власть-, в тибетском буддизме образовалось много сект, среди к-рых первенству­ ющее влияние заняла секта „гелугпа" или „желтошапочников", оформившаяся в XV веке. Учение этой секты сложилось в результате попыток об ‘единить различные течения в одну религиозную систему, получившую название ламаизма. Глава этой секты вскоре захватил в Тибете верховную власть, не только церковную, но и государственную, стал именоваться далай-ламой. Была создана сложная церковная иерархия. Отведено большое внимание различным обрядам и культу, что придавало ламаизму большую пышность и торжествен­ ность. В Тибете образовался культ „хубил 1 анов“—почитание воплощенцев небесных будд и бодисатв или перерожденцев „великих" лам. До распросгранения буддизма в Тибете господствовала религия „бон па*, представлявшая собой вид древнего шама­ низма. Л. взял многое из этой старой религии тибетцев. В пантеон индийских божеств были включены местные боже­ ства, почитавшиеся шаманистами. В Л. перешла вера в су­ ществование множества злых и добрых духов. Заимствованы были также и некоторые шаманские обряды. Распространение ламаизма в Монголии, Бу­ рятии и Русском Алтае. Л. получил распро­ странение в Тибете среди народов Внутр. и Внеш. Монголии, тувинцев, калмыков, вост. и отчасти зап. бурят и незначительной части забайкальских тунгусоб, удовлетворяя запро­ сы родового строя, вместо более примитив­ ной власти шаманов. Постоянные связи между народами Азии облегчали проникновение его в новые районы. Одними из первых, приняв­ ших Л., были калмыки, жившие в Джунгарии и откочевавшие позднее, в средине XVII ст., в Астраханские степи и низовья р. Дона. В Мон­ голии новую религию принимали сначала мон­ гольские князья и служилая аристократия, а затем она насаждалась и среди народных масс. Большую деятельность в утверждении Л. в Монголии проявило китайское правительство, к-рое с помощью этой религии надеялось проч­ нее закрепить за собой обширные монгольские степи. Часть монастырей в Монголии была по­ строена по распоряжению китайского прави­ тельства. В 1586 был открыт первый монастырь в Хал- хе или Сев. Монголии, а спустя 50 лет там же появился первый хубилган под названием «ху- тухты» (т.-е. «святого»). Число монастырей и лам в Северной Монголии быстро вырастало. Каждый хошун (адм.-территориальная единица) стал иметь свой монастырь, к-рый в то же время, обычно, служил и резиденцией князя. Монастыри эти имели большие земельные уго- дия с закрепленным на них трудовым населе­ нием, вели крупную торговлю и представляли собою феодально-теократические центры. К на­ чалу XX века общее количество посвятивших себя служению ламайской церкви превышало треть всего халхаского населения. Во время китайской рев. 1911, одновременно с провоз­ глашением независимости Внешней Монголии, ургинский хутухта получил власть светского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2