Сибирская советская энциклопедия_Том3

да в несколько км изгороди. В дно ямы иног­ да втыкают вертикально заостренный с обоих концов кол. Ловят в ямы б. ч. различных ко­ пытных: коз, маралов, изюбров, сев. оленей, сохатых и реже хищников. Величина ямы за­ висит от величины животного, на к-рого она устраивается. Яма на коз имеет размеры 2,1 X X 0,7 X 1,7 м, изюбриная— немного • больше, а на сохатого — 2,4 X 1,0 X 2,1 м. Ямами ловят также и птиц, но редко. Для ловли тетеревов употребляют « к ош и», « к о вш и», « к у з о в а», « с т у п ы», « к о р о б а » , «с а д к и» (см. рис.) и пр. Самое приспособление этого рода состоит из тонких кольев, дл. 1,4— 1,7 м, вбитых в землю по кругу, диаметром 0,7 м и прикрытых сверху вращающимся на палочке кружком из прутьев или соломы. В качестве приманки к верх, концу кольев привязываются пучки ов­ сяной соломы с зернами. Садящиеся на кру­ жок тетерева проваливаются внутрь и вылететь оттуда не могут. Для ловли серых куропаток употребляются в е н т е р я , похожие на рыбо­ ловные, с крыльями или без них. Для ловли мелких хищников устраиваются из досок ло­ вушки вроде обык. крысоловок, с опускной дверцей. Волков кое-где ловят т. наз. «т ы- н о м» из двойного ряда кольев, вбитых по кругу или особ, срубом с отверстием на верху. Практиковавшееся прежде добывание волков, лисиц, россомах и др. хищников путем отрав­ ления, преим. стрихнином, в настоящее время ВОСПрещ енО . В. Д о р о г о ст ай ск ий . ЛОВЦОВ, Иван Александрович (1886— 1920)— кооператор. Р. в Самарской губ. Учился в Ка­ занском университете. В 1907 за участие в с.-р. организации был выслан в Якут, обл., от­ куда по этапу препровожден в Самару и в 1910 вновь сослан на поселение в с. Тасеевское Канского округа. С 1912 начал активную рабо­ ту в кооперации, сначала в Канске, затем Крас­ ноярске (председатель Енисейского губ. тор­ гово-пром. т-ва кооперативов) и с 1918 в «За- купсбыте» (см.), являясь типичным представи­ телем дореволюционной сиб. кооперации. 13 своей политической деятельности Л. примыкал к с.-р., способствуя свержению сов. власти в 1918 и поддерживая обреченную на гибель «демократию». Во время колчаковщины, рабо­ тая в «Закупсбыте» и об ’ективно помогая реак­ ции, находится к ней в «пассивной оппозиции». В конце 1919 Л. был арестован колчаковцами, в тюрьме заразился тифом и умер. ЛОДКИ — являются средствами передвиже­ ния по воде и вспомогательным орудием при рыбном промысле. Подразделяются в Сиб. на несколько типов в зависимости от их величи­ ны, внешнего вида, материала и способа изго­ товления. 1. Лодки-долбленки. « Ве тк а » (на Енисее, на Оби—«о б л а с о к»)—долбленка из ветлы (ивы), осины, тополя, редко из кедра и лиственницы (на Ниж. Тунгуске, устье р. Кочечумо). Выдал­ бливается теслом из сььрого и толстого отреза дерева диаметром 40—50 см. В выдолбленную середину вбиваются деревянные шпильки опре­ деленной длины, чтобы, обтесывая лодку сна­ ружи, не перетесать ее стенок. Обделанную «вет­ ку» распаривают над костром и разгибают борта, удерживая их распорками. Вес «ветки» (при длине 3 м) не более 10—12 кг; «ветка» под­ нимает одного — двух человек. Легко перено­ сится с места на место. Требует при плавании навыка и способности сохранять равновесие; вертка, за что у русских называется «душегуб­ кой». В движение приводится одним веслом дл. 2—2А1 м с лопастями по концам. Распростра­ нена среди туземцев Сев. Сибири. Служит для быстрых передвижений, высмотра сетей, охо­ ты и др. целей. «К а лд а н к а» (Обь) — долбле­ ное дно из кедра с кедровыми широкими бор ­ тами, пришитыми к днищу кедровыми корня­ ми. Грузопод’емность— 2 чел.; служит для про­ мысла «калданом» и плавного сетного лова. Д о л б л е н к а б о л ь ш и х р а з м е р о в — ча­ сто с одним набоем из досок для повышения борта, распространена среди рус. рыбаков по горным рекам, при чем fra таких лодках про­ тив течения ходят на шестах длиной 3—4 м, отталкиваясь ими о дно реки. 2. Лодки, имеющие в основе остов. «Б е р е- с т я н к а» — плоскодонная лодка, имеющая в основе легкий деревянный каркас, обтянутый берестой. Служит у туземцев Сев. Сиб., гл, обр. у тунгусов, для тех же целей, что и «вет­ ка». Легка, устойчива на воде, поднимает до трех чел. в зависимости от длины. Весло — двухлопастное. Непрочна и распространена ре­ же. « Б айд а р к а » — узкая лодка с плоским дном, состоящая, как и берестянка, из легкого деревянного или костяного остова, обтянутого сплошь шкурой к.-л. ластоногого; для седока оставляется круглое отверстие, также наглухо заделываемое шкурой. Совершенно непроница­ ема для воды даже в перевернутом виде. Уп­ равляется и приводится в движение двухлопа­ стным веслом. Легка, быстроходна, но неустой­ чива. Распространена у туземцев ДВК и слу­ жит для охоты. 3. Лодки досчатые — открытые. «Г и л я ц- к а я» — строится из 3 широких и длинных до­ сок; одна служит дном, другие—бортами; корл ма перпендикулярно обрезана и забрана попе­ речной доской. Днище выгнуто, нос припод-, нят над водой и часто украшен характерным о р ­ наментом. Доски скрепляются деревянными шипами; весла (1—2 пары) с широкими, вычур­ ной формы, лопастями; парус квадратной ф ор ­ мы, поддерживаемый диагонально шестом, ук­ репленным в мачте. Необыкновенно легка, бы­ строходна, устойчива на волнах, грузопод’емна с ничтожной осадкой. Незаменима в Ниж. Аму­ ре и лимане; дл. 6— 7 м; распространена у ги­ ляков, мангунов и гольдов, также у русских. «Л о д к и -н а б о йн и ц ы » — делаются из до­ сок 2'А—3 см толщины. Грузопод’емность раз­ лична, в зависимости от ее назначения и вели­ чины. Сюда относятся « п е р е м е т н и ц а » (Ени­ сей, на Оби i«r о р о д о в у ш к а») — 3 набоя, грузопод’емность 0,4—0,5 т, длина 4—6 м. Слу­ жит для высмотра переметов, самоловов, сетей и для поездок. Весел одна пара. «X а йю р к а»— грузопод’емность до 2 тонн. Длинная, узкая с 5—6 парами весел. « Н е в о д н и к » (Енисей), « з а в о з н я » (Обь)—лодка из досок с 4—6 на- боями, грузопод’емность 1—3 г; употребляется для лова рыбы закидными неводами и для пере­ возки грузов. В кормовой половине помост или подтоварник для помещения невода или гру­ зов. Весел 1—3 пары. К носу и к корме прикреп­ ляются 2 якоря для удерживания лодки на месте во время подтягивания невода. Для пере­ возки рыбы и грузов служат большие лодки из толстых досок, часто с обрезанной кормой ( « м о р е х о д к а » — Байкал, « ши т и к » — Ени­ сей, « р ыб н и ц а»— Амур). « Кр ыл а т к а » — большая открытая лодка, имеющая тип невод­ ника и грузопод’емность до 10 и более г. Отличительная особенность — широкая нашив­ ка к бортам, в ср. части достигающая выс И м и более. Дл. лодки 10 и более м, шир. 3—ЗА м. Употребляется в низовьях Оби для перевозки грузов на рыбных промыслах; всегда букси­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2