Сибирская советская энциклопедия_Том3

Идеализируя «степь», при сознательном зату­ шевании социальной действительности и клас­ совой борьбы в бурятском улусе, эти писатели выступали ярыми противниками города («город чужд и не близок... скучен, скучен во всем». Солбонэ-Туя. Сб. стих. «Цветостепь»). Одним из таких произведений, являвшимся в свое время средством воодушевления кулацко- лоенатской молодежи, был националистический гимн «Бурят-монгол биденэ» (Д. Намжилон). Особо следует указать на явно антисоветскую, правоэсеровскую публицистику журнала «Го­ лос Бурят-Монгола», издававшегося в Верхне- удинске в 1922, с большим усердием отводивше­ го свои страницы громовыми речами в даль- восточной учредилке редактора П. Дамбинова (Солбонэ-Туя) против большевизма и «кремлев­ ских заправил». Этот журнальчик был в то же время и органом «национал-демократической» литературы Социальная сущность бурятской «национал- демократической» лит-ры особенно отчетливо выявилась после советизации Бурятии, когда значительная часть «национал-демократических» писателей, сведя почти на-нет свою рифмован­ ную патетику о «степи», против «города много­ шумного» и большевизма,— предалась мистике и символизму, занявшись на досуге воспроизве­ дением божественных рассказов из ламскойлит­ ры («Бурято-монгольское чтение» И. Малкова) или бежала в доисторическое прошлое (поэма «Балта-Бэргэн» Солбонэ-Туя), лишь бы не ви­ деть «грядущего мира и совершающихся сейчас перемен». Позиция другой части этих писателей (Б. Ба- радийн, Д. Намжилон, Ч. Базарон и др.) выра­ зилась в многозначительном молчании, хотя в предыдущий буржуазно-демократам. период она заявила себя как воинствующая национал-де­ мократическая группировка. Она обнаружила признаки творческого вырождения и полную неспособность приблизиться к современности. Более последовательная в своей борьбе про­ тив завоеваний Октября часть бурятских писа­ телей сконцентрировала свое внимание на судь­ бе кулаков (стих. «Саяны»), обреченных исто­ рией на неизбежную гибель; в разных поэтиче­ ских аллегориях или со всей откровенностью разглагольствуя о «юрте восьмипалой, покосив­ шейся», которую неизвестно «в годах и днях летучих какая участь ждет» (Мунко-Саридак «Саяны»), По мере соц. преобразования Бурятии, актив­ ная часть буржуазно-кулацкой агентуры в бу­ рятской художественной лит-ре еще истеричнее копила о «бесчеловечности железа-исполина» для «Саянов» и о том, что: «Хоть здесь ничто не вечно, не вечна и краса, но как бесчеловечно в чугун одеть леса» (Мунко-Саридак «Саяны»). В эти годы еще не было в Бурятии более или менее подготовленных кадров марксистской кри­ тики, к-рые вскрывали бы завуалированные ал­ легориями замыслы реакционных и правооп­ портунистических литераторов. Следствием мо­ лодости и неопытности бурятской марксистской критики явилось недостаточное осознание роли лит-ры, как орудия классовой борьбы, отсюда и слабая борьба с буржуазно-кулацкими вылаз­ ками в литературе. Реакционный и правооппортунистический сек­ тор бурятской лит-ры, учтя это обстоятель­ ство, стремился всячески проникнуть в область культурного строительства, в первую очередь в область национального искусства. Отражением этого являлось: искусственное насаждение по­ нятий из древнего мертвого языка, ориентация на ламское искусство, попытка прививки услов­ но-мистического принципа в театре. Однако бурный рост строительства и но­ вые бытовые отношения оказывают сильнейшее влияние на часть старой, попутнической, интел­ лигенции, тем самым производя процесс диффе­ ренциации и в ее среде. Близкие нам слои бу­ рятского литературного попутничества уже сей­ час обнаруживают тенденцию к перерастанию в литературных союзников (Нацов, Батоцире- нов и другие). В современной попутнической литературе наиб, видным поэтом является Г. Дагуров, выявив­ шийся в послереволюционные годы. Но влияние прошлого и в нем еще настолько сильно, что он продолжает оставаться в стороне от совре­ менной тематики, работая на «нейтральном» ма­ териале, художественно реабилитируя легенды бурятской старины (поэма «Байкал»). Положительные явления, происходящие в по­ путническом секторе бурятской литературы, ни в какой мере не снимают с ведущей части бурятской литературы ответственности за со­ стояние попутнического сектора. Наоборот, они требуют еще более повышенного внимания к нему и всяческой помощи в целях действитель­ ного перерастания попутчиков в подлинных со­ юзников молодой бурятской пролетарской ли­ тературы как по линии овладения методом диа­ лектического материализма, так и изжития мел­ кобуржуазной двойственности, колебаний и происходящих на этой основе идеологических прорывов в творческой практике. Художественная лит-pa Бурятии, действитель­ но выражающая интересы трудящихся, появи­ лась лишь в начале восстановительного перио­ да, т.-е. в начале советизации прибайкальской части Бурятии, хотя стихийные революционные элементы в виде устной сатиры, песен или даже отдельных произведений (пьеса А. Тургена) бы­ ли в ней еще до революции. Вызванные революцией к активной борьбе за Советскую Бурятию, трудящиеся массы, выдви­ нули группу молодых писателей (Сампилон, X. Намсараев, Б. Абидуев, Б. Базаров и др.). Эта группа революционных писателей, творчески спаянная с современностью, с интересами тру­ дящихся, внесла новые, созвучные эпохе со ­ циальные мотивы в бурятскую лит-ру, все более и более насыщая ее революционным пафосом и классовой целеустремленностью, хотя в их творческом методе большое место еще зани­ мают схематизм, натурализм и бытовизм. Первым вкладом этого периода являются со­ ставленные литературным молодняком револю­ ционные, комсомольские и лирические песни, частушки («Манай залучудай зорилга», «Учи­ тель-Ленин» и др., перевод «Интернационала» и «Молодой гвардии»), стихотворения, воспеваю­ щие Октябрь (правда, часто весьма неконкрет­ но или в духе поэзии космизма), стихи, вос­ певающие национальное и социальное освобож­ дение трудящихся, соц. реконструкцию хоз-ва, стихи, разоблачающие реакционное кулачество, ноенатство и ламство. Но большинство этих произведений, несмотря на свою агитационность и злободневность, не представляет еше материала значительной ху- жественной ценности. Более значительными произведениями этого периода являются новеллы X. Намсараева «Ха- ра Чирайта», «Как овца наказала ламу» и по­ весть «Умцо ба хомто». В первой новелле метко обрисован тип суе­ верного улусника (крестьянина), думающего, что его болезнь—злой рок судьбы: попутно вскры­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2