Сибирская советская энциклопедия_Том3
статочно слабо, при том основой интереса к ней зап.-европ. лит-ры была колониальная эк спансия, с идеей к-рой на протяжении не одно го столетия носились командующие классы пе редовых капиталистических стран. Лит. (помимо указанной в тексте): Goedes, G.Textes d ‘auteurs grecs et latin relatifs йl ‘extreme Orient, Paris, 1910; Tomaschek, N. Kritik d. altesten Nachrichten uber den Skytischen Nor- den, „Sitzungsberg. d. W ien . Akad., phil.-hist. Classe", Bd. CXV II; Мищен ко, Ф. Известия Геродота о вне-скиф- ских землях Р о с сии , „Жури. Мин-ва Н арод . Просвещения", СП б ., 1896, 1 ; Weinhold. D ie Polargegenden Europas nach den Vorstellungen d. deutschen Mittelalters, „Sitzb. d. Nier. Akad Bd. LXV I I I ; Larsen. K. Cervante Vorstel lungen vom Norden, „Studien z . Verg- leich. Littgesch 1905, Bd. V; Le ne- v igations de Pantagruel, Paris, 19 5; Оксенов А . Сибирь до эпохи Ермака по сведениям западно-европейских писа телей и путешественников (1245— 1578), „Томск. Губ. Вед.“, 1888, 2—6, 8—13; Тыжнов, И . О б з о р иностранных изве стий о Сибири 2-й полов. X V I века, „Сиб. Сб орн ." 1887 и „Литературный С б орн ." , И ркутск ., 1890; Алексеев, М. П. Сибирь в известиях иностгэн ных писателей и путешественников, Иркутск, 1932; его ж е , Сибирь в р ом а не Д. Д еф о Иркутск , 1928. Для х арак теристики ориентализма в европ . лит-ре XVII-XV I1I вв : Martino, P. L, Orient dans la literature franqaise X V I I—X V I I I , Paris, 1906; Conant, M . P. The Oriental tale in England in X V I I I cent. London, 1908; Reichwein, A. China und Europa, Berlin, 1923. О поэме Ш еми ссо : Алек сеев, М. П . Немецкая поэма о декаб ристах, в сб. „Бунт Декабристов", Л ., 1926; Азадовский, М. П оэма Ш ам и ссо о декабристе Бестужеве, „Сиб. Огни“ , 1926, 3; Вихлянцева, В. Перевод поэ мы Ш еми ссо „Сиб. Огни“, 19а0, польских писателях в Сибири: M ichal lan ik . Dzieje Polakow na Syberji, Kra kow , 1928; новое комментированное изд .„Беньовского“ Славац- к ог о —Kleiner’a J . (Krakow, 1923); „Ангелли", перев. А. К. Вино градова, М ., 1913; о поэме Сюинберна: Алексеев, М . Г1. Си бирская ссылка и английский поэт, „Сиб. Огни“, 1928, 4; о романе Руд. Гейста: Маца, И . Литература и пролетариат на Западе, М ., 1927; перечень англ. повествований на сиб. темы в указателе Ernest D. Baker‘a. Gu ide to the best F iction in E ng lich . London , 1913 ( c m . Index s. v. „Siberia") Общий свод европ. сочинений о Сиб. в каталоге Ленинградской Гос. П уб личной Библиотеки: „Catalogue de la Section des Russica", St., Petersb., 1873, 2 тома; М ежов , В. Сиб. библиография, т. I I I , СП б . 1892. М . А л е к с е е в . IV. Бурятская литература. Монгольскую пись менность буряты получили вскоре после рас пространения буддизма в Забайкалье (см. Ла маизм), но долгое время широкого распростра нения монгольская грамотность не имела, т. к. разговорный язык значительно отличался от письменного литературного языка. Грамотность сделалась своего рода привилегией духовенства (ламства) и зажиточных классов. Ламство создало большую переводную (с ти бетского языка) культовую литературу. При крупных монастырях были образованы библио теки и кустарное печатание книг (путем ксило графии). Медленнее развивалась светская лите ратура — она обнимала преимущественно исто рические сочинения (полулегендарные истории отдельных бурятских родов). Западные районы Бурятии, где ламаизм ши рокого распространения не получил, совсем не имели письменности. Попытки создания алфави та в дореволюционное время не были доведены до конца. Зато чрезвычайным богатством отли чается устный народный эпос зап. бурят. Сохра нилось много былин, сказок, песен. Сюжетами былин являются героические подвиги богаты рей и их борьба с представителями злого на чала. Существуют эпопеи в несколько тысяч и даже десятков тысяч стихов (Гесер-Богдо, Ашир- Богдо, Хурин-Алтан-Ху&ун и др.). Господствовавший в период проникновения; ламаизма в Бурятию феодально-родовой строй,, сохранявший свои основные черты почти до кон ца XIX века, представлял весьма благоприятную- для развития новой религии почву. Удельный вес ламства в Бурятии долгое время был весь ма велик (см. Ламаизм). Ламаизм стал крупней шим фактором социальной жизни Бурятии, на ложившим отпечаток на все стороны быта; он подчинял своим интересам и извращал все ростки национальной куль туры. Этим и было обуслов лено долгое отсутствие свет ской письменной лит-ры у бурят. На базе роста капита лизма начала расти и светская культура бурятского народа, что приблизительно относится к началу второй половины XIX. века. Нарождающаяся националь ная буржуазия выдвинула на историческую сцену и нацио нально-буржуазную интелли генцию, оппозиционно-настро енную в отношении русского- империализма и царизма, стре мившегося колонизовать и рус ифицировать Бурятию. Дви жение бурятской интеллиген ции, начавшееся с требования культурно-национальной авто номии, по мере общего роста рев. движения в России (1905) и классового расслоения в бу рятском улусе постепенно ста ло принимать характер массо вого национально-освободительного движения. Этот период (с 1905 по 1917) явился в то же время начальным периодом развития бурят ской литературы. В сиб. печати впервые появ ляются произведения бурятских писателей. О с новной мотив большинства из них—протест про тив национального и классового (феодального)’ угнетения (см. публицистику в журн. «Сибирские Вопросы» в 1907, пьесу «Ухул» Д. Абошеева). Отсюда идея просветительства в пьесах («Ар- хия-Зимэ» Барлукова, «Харташан» Ч. Базарона), сатира на ноенство и русское чиновничество («Жигдэн» Б. Барадийн) и подчеркивание про исходящего в условиях роста капитализма клас сового расслоения в улусе (пьесы А. Тургэна и Барлукова «Архин-Зимэ», «Хубха Чоно»), Наиб, типичным по своему замыслу произве дением, представляющим стиль бурятской лит ры этого периода, является пьеса «Архин-Зи мэ», в к-рой даны типы беззаботного, консерва тивного, начавшего деградировать ноена Хон- гора и предприимчивого улусника Сойбона. Ограниченная рамками буржуазно-демократи ческого строя, бурятская лит-ра не могла вы явить себя до победы Октябрьской революции. Только Октябрьская революция могла создать и создала все предпосылки для широкого разви тия бурятской литературы, которая с этого мо мента вступает на путь широкого развития. Первый период послереволюционного разви тия Бурятии (с октября 1917 по 1922), затянув шийся вследствие гражданской войны, составля ет буржуазно-демократический этап послеок тябрьской литературы. Лит-ра этого периода, представленная в основном националистической интеллигенцией (Солбонэ-Туя, Барадийн, Нам- жилон, 4. Базарон и др.) выражала интересы всей бурятской «степи» и ее поэтизацию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2