Сибирская советская энциклопедия_Том3
обязывают сибирские литературные организа ции, перестроить свою работу в соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932, под нять художественную -литературу на еще более высшую ступень. Литературные организации, бо рясь за наибольшую мобилизацию советских пи сателей вокруг задач социалистического строи тельства, за связь литературы с политическими задачами современности, ликвидируя кружко вую замкнутость, элементы командирования и администрирования, консолидируя писательскую общественность на базе генеральной линии пар тии, на базе политики советской власти, ведя беспощадную борьбу на два фронта—(против правого оппортунизма, как главной опасности, и 'против «левых» извращений и заскоков, дол жны победить и идейно уничтожить буржуаз но-кулацкую и близкую к ней литературу, прео долеть отставание и полностью овладеть искус ством воспроизводить всю сложность и величие нашей эпохи, выдвинуть и воспитать еще но вые отряды писателей из рабочих и колхозни ков, помочь писателям, стремящимся участво вать в социалистическом строительстве, перей- # ти на позицию коммунизма, на рельсы проле- * тарской идеологии, организовать мысли, чув ства и действия широчайших масс читателей для борьбы с остатками капиталистических клас сов, для борьбы за построение бесклассового социалистического общества. Л и т.: Художественная литература в Сибири, 1922—27, сб., Н.-Сиб.; Здо нов, Н . В. Материалы для сибирского словаря писателей, М., 1928; Резолюция бюро Сибкрайкома ВКП(б) о журнале „Сибирские Огни", „Сиб. Огни", 1928,4; На два фронта (Постановления ЦК ВКП(б) от 25 декабря 1929, бюро Сибкрайкома ВКП(б) от 26 декабря 1929, резолюция Сиб. АПП от 27 декабря 1929), там же, 1929, 6; Карокаева, А. Пролетарские писатели Сибири, „Октябрь", 1929, 10; Высоц кий, А. Два с ‘езда, Резолюции второго с ‘езда Сиб. АПП и второго с'езда Сиб. Союза Писателей), Сиб. отдел ФОСП; Н.-Сиб., 1930; его ж е . В творческий поход, „Сиб. Огни", 1930,3; Федосеев, Г. Сибирская художественная литература, „Земля Советская", 1930, 7; Высоцкий, А. Под „левым" флагом—курс направо, „Сиб. Огни", 1930,9; Факты о сторонниках „литера туры факта", „На Лит. Посту", 1930, 21-22. А. Высоцкий. III. Сибирь в западно-европейской литературе. Европ. художественная Л. о Сибири не только не изучена, но даже еще не приведена в изве стность и библиографически не описана. О странах Сев. Азии народы Европы долго имели самое туманное представление. Сочине ния греческих географов в течение многих веков служили почти единственными источни ками, откуда европейцы могли почерпать све дения о странах Сев. Азии. Возникшая в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) новая географиче ская наука, несмотря на запас фактов, по лученных из непосредственных наблюдений, должна была выдержать довольно длительную борьбу с авторитетом древних землеописате- лей, к-рый многочисленные тогда поклонники античной культуры считали неопровержимым; чем труднее была поверка сообщенных ими данных, тем неохотнее с ними расставались; вот почему, в применении к областям совре менной Сиб., в Европе очень долго удержива лась античная географическая номенклатура; что же касается рассказов древних, то они ча сто воспроизводились без изменений даже в научных трудах, не говоря уже о поэтических произведениях, к-рые пользовались ими очень охотно и свободно. Ранние века европ. истории внесли мало но вого в познание европейцами Сибири. Визан тийцы смогли занести в свои анналы, наряду с цитатами из греческих авторов, предания на родов, пришедших из Азии. Господствовавшее в варваризованной Европе натуральное хоз-во. с его примитивными формами обмена, не могло способствовать дальним путешествиям с торго-j. вой целью. Чужие страд ны, некогда лучше из вестные, забывались -и представления о них смешивались с вымы слами. С др. стороны- подчинение авторитету церкви, придерживав шейся латинского яз., к-рый становился все более и более чуждым населению, был благо дарной почвой для раз вития фантастических сказаний о мире и насе ляющих его людях. Та ковы были источники многочисленных средневековных легенд о дико винных странах и чудовищных народах. Харак терна необыкновенная живучесть этих расска зов, к-рые наполняют популярную во всей Европе книгу XIV в., известную под им. «Путе шествий Мандевилля», и не были опровергнуты еще первыми путешественниками на Восток. (Плано-Карпини) и другими. С середины XIII в. начались европ. посоль ства к монголам; через Россию и Ср. Азию- прошли один за другим, направляясь на во сток, Асцелин, Плано-Карпини, Рубрук и Марко- Поло. Сведения, доставленные ими в Европу, были новы, но все они интересовались, гл. обр., народами-властителями и оставили очень ма ло данных о подчиненных им или самостоя тельно живших на севере туземных племенах. У Плано-Карпини (1246) мы находим первое- упоминание о самоедах. Рубрук, посол Людо вика IX к Мангу-хану, очень кратко говорит- о киргизах и оренгаях («лесные урянгиты»- П--------- — : 1 fiLISABETII, оо \. ’ 1 Ш 2 1 Ш М SJMIfllK; »EI.A rniSEDEJtBICHO,>4>toie. I . ' - РАН М-. COTTIJf- • , mrXIFRk IMBTIt ' С,', I A P ^ n iS , Г cnnecicctT вт ’ • ••■»•••....«.и,.*.!* •' .V ' . fct ’ W i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2