Сибирская советская энциклопедия_Том3

изданы^ московским изд-вом «Федерация» от­ дельной книгой— «Эпопея Петра Куницы»), посвящены Красной армии. Наиб, ранние из них не всегда дают верное представление о Красной армии (оторванность героев от ра­ бочего класса, элементы j анархичности), но в по­ следующих автор более глубоко вскрывает про­ летарскую сущ н ость Красной армии. Так, на­ пример, в рассказе «По­ беда земляков из села Поляны» Г. Павлов пока­ зывает участие красно­ армейцев в разрешении конкретных задач соц. строительства (борьба с кулаком, проведение хлебозаготовок, коллек­ тивизация). В произве­ дениях Г. Павлова на­ шла отражение и герои­ ческая борьба ОКДВА. Первые произведения Н. Кудрявцева посвящены вопросам классовой борьбы в деревне («Зеле­ ная топь»), проискам классового врага, про­ бравшегося в ряды партии («Без кавычек»), бы­ ту гор. мещанства («Подобедов ползет в щель»). В этих произведениях сказываются творческие поиски и колебания автора, стремление «описать человека и явления как они есть»—-без глубоко­ го вскрытия противоположностей и выявления основных из них. В последующем Н. Кудрявцев значит, освобождается от этих недостатков (рассказ «Штукатуры»), беря темой моменты борьбы за индустриальную стройку. Творчество пролетарских поэтов, наряду с наличием по­ пыток отобразить индустриальную и колхоз­ ную стройку в Сиб., отличалось отвлечен­ ностью, схематизмом и некоторым налетом сиб. экзотики. Ограниченность числа произве­ дений, принадлежащих пролетарским писате­ лям, отсутствие в их произведениях актуальных тем современности побудило с’езд Сиб. АПП вынести решение: «Усиливая борьбу за чет­ кую литер.-полит. ли­ нию, укрепляя свою о р ­ ганизационную работу, Сиб. АПП должна в дальнейшем центр тя­ жести перенести на раз­ витие творческой про­ дукции и на обсужде­ ние основных творче­ ских проблем, развернув по ним широкую дис­ куссию и соревнование различных творческих направленийвделе прак­ тической выработки ху­ дожественного диалек- тико - материалистиче- ского метода». С конца 1928 в тема­ тике произведений сиб. писателей намечается значит, перелом. В 1931 в изд. «Федерация» вы­ шли книги членов Сиб. отдела ВССП—П. Пе­ трова «Борель» (роман печатался в «Сиб. Ог­ нях» за 1928—29) и Ис. Гольдберга «Поэма о фарфоровой чашке» (печаталась в 1930, там же). В первом произведении показана борьба рабочих за восстановление прииска, борьба про­ тив «тунгусников» и «спиртоносов», эксплоати- ровавших золотоискателей. Во втором—борьба рабочих за восстановление и реконструкцию фарфорового завода. Оба произведения, демон­ стрируя поворот к рабочей тематике, имеют не­ достатки—некоторый перевес бытовой стороны над общественно-производственной, психологии над социологией, недостаточно четкую обрисов­ ку с классовой стороны отдельных типов и яв­ лений. В 1929 в «Сиб. Огнях» печатался роман Е. Минина «Широкий жест» (из жизни рабочих дрожжевого завода). Т. о. начинается поворот писателей в сторону отображения жизни рабо­ чих, хотя еще в восстановительный период. Совершается поворот также и в разработке крестьянской тематики — отображается начав­ шийся процесс коллективизации в сиб. дерев­ не. Г. Пушкарев в повести «Земля кричит» («Сиб. Огни», 1929) сделал попытку показать изменение кержацкой деревни, ход классовой борьбы в ней, но не избежал ряда ошибок (механистическое представление о руководя­ щей роли города по отношению к деревне, не­ дооценка силы кулачества и его сопротивле­ ния). Роман «Новые поля» А. Коптелова («Сиб. Огни», 1929) ставит целью отобразить новый общественный порядок, к-рый создается в де­ ревне, но не показывает классовой дифферен­ циации и ее решающего знач. в перестройке деревни на новых началах, в борьбе с кулаче­ ством. Роман Коптелова «Светлая кровь» по­ казывает влияние индустриализации на сел. хоз-во и на хоз.-полит. под’ем нац. мень­ шинств. Наиб, ярким и ценным произведением, рисующим процесс коллективизации деревни, является «Капкан» Е. Пермитина (отрывки в «Сиб. Огнях» за 1929 и отдельной книгой в 1930 в изд. «Федерация»), в к-ром автор дает образ крестьянина-се- редняка в его движении дщ . д . г ч ч с чи К КОЛХОЗУ. Е. ПерМИТИ- 4ШВНЯШ& С т т т и и т и ну удалось показать I крестьянина -середняка, I который, под умелым, | правильным руководст­ вом рабочего, преодоле- Jjjffi ^ вает свои колебания, нТОРОИ мелко-собственнические И В г> 1 1 р * ц « тенденции, а также по- Д М В И Г А Н Т казать и преимущества [ артельного колхозного труда. Вышедший в 19311 роман , Е. Пермитина «Ко гти» продолжает . разработку той же те- »* мы о переделке на соц. началах деревни и об ш ' i f .и участии в этом деревен- “ ской молодежи и комсомола. М. Никитин, кро­ ме ряда очерков, пишет повести «Суданский негр», «Единорогий носорог», к-рые, хотя и стра­ дают некоторыми недостатками (поверхност­ ность анализа классовых процессов и сущности соц. строительства), все же являются показа­ телем поворота к современности. Показателем поворота к соц. строительству сиб. писателей является особ, очерковая литература. В них наиб, полно изображается ход соц. строитель­ ства в Сибири. За годы 1929, 1930 и 1931 в журч. «Сиб. Огни» печатается ряд очерков Е. Мини­ на (о Кузбассе, Риддере, о колхозах), Л. Мар­ тынова (о совхозах и колхозах; очерки затем изданы отдельной книгой — «Грубый корм») Г. Вяткина (о работе Зап.-Сиб. с.-х. опытной станции), М. Никитина (о Туруханском крае— вышли отдельной книгой «Путь на Север»), о Кузбассе, Турксибе и совхозах (вторая книга очерков в издательстве «Федерация»—«Второй гигант»), А. Коптелова (о Турксибе, о хлебвза-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2