Сибирская советская энциклопедия_Том3

колаевск), «Красные Зори» (Иркутск), «Искус­ ство» (Омск). Из этих журн., однако, ни один не мог закрепиться на долгое время. Органи­ зация литер.-художественного журн., «Сибир­ ские Огни» (февраль 1922) в Н.-Сиб., под ред. М. Басова, Ф. Березовского, В. Правдухина, Д. Тумаркина, Ем. Ярославского и Л. Сейфул- линой (секретарь редакции), положила начало об’единению сиб. писателей. В самом начале работы журнала, издаваемого Сибкрайиздатом, в нем принимают участие—Л. Сейфуллина, Ф. Березовский, Г. Вяткин, В. Зазубрин, П. Драверт, И. Ерошин, Н Изонги, В. Итин, П. Казанский, А. Караваева, М. Кравков, К. Львова, Л. Мар­ тынов, А. Оленич-Гнененко, Г. Павлов, Г. Пуш- карев, В. Правдухин, А. Сорокин, К. Урманов и др. В последующем журн. привлек—И. Гольд­ берга, П. Далецкого, Н. Дубняка (Кудрявцева), Вс. Иванова, А. Каргополова, Е. Пермитина, А. Коптелова, Е. Минина, М. Никитина, М. Плот­ никова, М. Скуратова, Н. Смирнову, П. Стриж- кова, Ф. Тихменева, Р. Фраермана, А. Шугаева, А. Югова, П. Петрова, Н. Анова, Н. Чертову и др. В журн. печатались также Вяч. Шишков, П Орешин, Ст. Шилов, М. Премиров и другие. Основная масса писателей, об’единившихся вокруг журн. «Сиб. Огни», состояла из попут­ чиков, четко не осознававших классовой сущ­ ности рев. процессов и явлений. Сиб. деревня была основным источником тематики писателей того периода, но в изображении деревни в боль­ шинстве случаев доминировал показ стихийно­ го крестьянского движения, против старого царского режима, без учета диференциации крестьянства, без необходимого выявления ру­ ководящей роли пролетариата. В этом отноше­ нии характерны повести Вс. Иванова о парти­ занском движении в Сибири. Индивидуализм, стихийное проявление классовой борьбы, прек­ лонение перед «земляной мудростью» звучат и в произведениях Л. Сейфуллиной, хотя она большее внимание уделяет классовому рассло­ ению и классовой борьбе внутри сиб. деревни («Виринея»). Организующее, руководящее на­ чало в рев. борьбе основных масс крестьянства и партизан в произведениях того периода не показывается. Преклонению перед самобытно­ стью, непосредственностью, перед своеобрази­ ем сиб. природы, наряду с показом типов кон­ довой сиб. деревни свойственно и ряду произ­ ведений того периода др. писателей— Урманов «Аркан», «Красные бусы», Кравков «Из саян­ ских скитаний», «Таежными тропами», Пушка- рев «Младенцы гор» Делаются попытки отоб­ разить то новое, что внесла рев. в жизнь вост. народов Сибири. Показ роста нац. и рев. само­ сознания гиляков дает Фраерман, казаков дает A. Сорокин, хотя последним в основном руко­ водят не классовые, а «общечеловеческие» мо­ тивы. Некоторые из писателей не сумели по­ нять особенности тех процессов, к-рые проис­ ходили в первые годы рев. среди народностей Сиб. и дали ложное их изображение (Урма­ нов— ограниченность интересов казаков, Крав­ ков— идеализация быта тунгусов без показа классовых противоречий в их среде), уделяя преим. внимание внешним, экзотическим эле­ ментам (стихийности, природе, шаманам и пр.). В «Сиб Огнях» печатаются отрывки из романа B. Зазубрина «Два мира», рассказ «Амулет» Вс. Иванова. Жизнь рабочих Сиб. не находит почти никакого отражения в лит-ре, об’яснение чему надо искать в слабом развитии пром-сти , и в том, что основная подавляющая масса писате­ лей была связана с сиб. деревней. Только в историческом романе А. Караваевой «Золотой клюв» было показано положение рабочих се- ребро-плавильных заводов на Алтае. Выход журн. позволял привлечь старых (до* рев.) поэтов и выявить значит, количество но­ вых (Дж. Алтаузен, Вад Берников, Г. Вяткин, П. Драверт, Г. Дружинин, П. Дрягин, И. Еро­ шин, Вл. Заводчиков, В. Итин, Л. Мартынов, А. Несмелое, А. Оленич-Гнененко, А. Пиотров­ ский, И. Уткин, позднее —И. Мухачев, Мих. Ску­ ратов, С. Марков, печа­ тались также стихи — Н. Асеева, П. Орешина, М. Шкапской), по сво­ им классово-полит. уст­ ремлениям крайне раз­ нообразных, начиная от областников (Драверт) н до поэтов, к-рые, не из­ бежав ряда ошибок, в основном правильно по­ нимали роль и задачи поэзии в период проле­ тарской рев. (Оленич- Гнененко, Алтаузен). Со­ держание поэзии сход­ но с прозой. В стихах большое внимание уде­ ляется экзотике (Драверт, Мартынов) сиб. ста­ рине, проявлениям стихийности в отд. эпизодах гражд. войны (Скуратов, Павлов) и сиб кондо­ вой деревне с ее тайгою и глушью и иногда с проявлениями «есенинщины» и реакционного противопоставления деревни городу (Ерошин). Не понимая действительного существа нэпа и отражая в своих произведениях крест, огра­ ниченность и кулацкие тенденции, часть писате­ лей пришла вообще к противопоставлению де­ ревни городу (Каргополов), к особому вниманию в изображении деревни, как сплошной темноты и одичания (Анов «Глухомань»), к различного рода извращениям в гор. быту и мещанско-обы­ вательским темам (Зазубрин «Общежитие»), Это характерное явление для Л., выросшей в крест, окружении, влияние к-рого к тому же усугубля­ лось областническими по существу стремления­ ми ограничить, замкнуть сиб. Л. в рамках сиб. специфики и особенностей, оторвать ее от обще­ го хода развития рус. лит-ры, Л. Сейфуллина, к-рая в своем творчестве уделяла известное вни­ мание процессам классовой борьбы в деревне, также отмечает не дифференциацию, а «разло­ жение», которое якобы внесли городские люди в деревню («Виринея»), не учитывая того, что это разлагающее влияние на деревню оказыва­ ет гнилая культура буржуазного города. От­ сюда рождалось классово-враждебное отноше­ ние к пролетарскому городу. В последующем это полит, неверное утверждение, отражающее влияние чуждых пролетариату настроений и тенденций, привело некоторых писателей и ре­ дакцию журн. «Сиб. Огни» к ряду идеологиче­ ских ошибок (см. ниже). Все же этот период развития сиб. худож. Л. выдвинул таких пиеа- телей, как Л. Сейфуллина, А. Караваева, поэ­ тов — Уткина, Алтаузена. Вслед за «Сиб. Огнями» в 1923—25 издаются и др. журналы (см. Журналы). В Иркутске в 1923 выходят «Красные Зори», в к-ром сотруднича­ ли И. Уткин, Д. Алтаузен, М. Скуратов, И. Мол­ чанов. В Омске издается (1923) журн. «Голос Рев. Студенчества», в к-ром печатаются худо­ жественные произведения (Н. Кудрявцев-Дуб- няк и др ). В 1924 в Барнауле выпускается еже­ месячник «Алтайская Деревня». В Н.-Сиб. (1924) издается, как приложение к газ., журн. «Сиб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2