Сибирская советская энциклопедия_Том3
колаевск), «Красные Зори» (Иркутск), «Искус ство» (Омск). Из этих журн., однако, ни один не мог закрепиться на долгое время. Органи зация литер.-художественного журн., «Сибир ские Огни» (февраль 1922) в Н.-Сиб., под ред. М. Басова, Ф. Березовского, В. Правдухина, Д. Тумаркина, Ем. Ярославского и Л. Сейфул- линой (секретарь редакции), положила начало об’единению сиб. писателей. В самом начале работы журнала, издаваемого Сибкрайиздатом, в нем принимают участие—Л. Сейфуллина, Ф. Березовский, Г. Вяткин, В. Зазубрин, П. Драверт, И. Ерошин, Н Изонги, В. Итин, П. Казанский, А. Караваева, М. Кравков, К. Львова, Л. Мар тынов, А. Оленич-Гнененко, Г. Павлов, Г. Пуш- карев, В. Правдухин, А. Сорокин, К. Урманов и др. В последующем журн. привлек—И. Гольд берга, П. Далецкого, Н. Дубняка (Кудрявцева), Вс. Иванова, А. Каргополова, Е. Пермитина, А. Коптелова, Е. Минина, М. Никитина, М. Плот никова, М. Скуратова, Н. Смирнову, П. Стриж- кова, Ф. Тихменева, Р. Фраермана, А. Шугаева, А. Югова, П. Петрова, Н. Анова, Н. Чертову и др. В журн. печатались также Вяч. Шишков, П Орешин, Ст. Шилов, М. Премиров и другие. Основная масса писателей, об’единившихся вокруг журн. «Сиб. Огни», состояла из попут чиков, четко не осознававших классовой сущ ности рев. процессов и явлений. Сиб. деревня была основным источником тематики писателей того периода, но в изображении деревни в боль шинстве случаев доминировал показ стихийно го крестьянского движения, против старого царского режима, без учета диференциации крестьянства, без необходимого выявления ру ководящей роли пролетариата. В этом отноше нии характерны повести Вс. Иванова о парти занском движении в Сибири. Индивидуализм, стихийное проявление классовой борьбы, прек лонение перед «земляной мудростью» звучат и в произведениях Л. Сейфуллиной, хотя она большее внимание уделяет классовому рассло ению и классовой борьбе внутри сиб. деревни («Виринея»). Организующее, руководящее на чало в рев. борьбе основных масс крестьянства и партизан в произведениях того периода не показывается. Преклонению перед самобытно стью, непосредственностью, перед своеобрази ем сиб. природы, наряду с показом типов кон довой сиб. деревни свойственно и ряду произ ведений того периода др. писателей— Урманов «Аркан», «Красные бусы», Кравков «Из саян ских скитаний», «Таежными тропами», Пушка- рев «Младенцы гор» Делаются попытки отоб разить то новое, что внесла рев. в жизнь вост. народов Сибири. Показ роста нац. и рев. само сознания гиляков дает Фраерман, казаков дает A. Сорокин, хотя последним в основном руко водят не классовые, а «общечеловеческие» мо тивы. Некоторые из писателей не сумели по нять особенности тех процессов, к-рые проис ходили в первые годы рев. среди народностей Сиб. и дали ложное их изображение (Урма нов— ограниченность интересов казаков, Крав ков— идеализация быта тунгусов без показа классовых противоречий в их среде), уделяя преим. внимание внешним, экзотическим эле ментам (стихийности, природе, шаманам и пр.). В «Сиб Огнях» печатаются отрывки из романа B. Зазубрина «Два мира», рассказ «Амулет» Вс. Иванова. Жизнь рабочих Сиб. не находит почти никакого отражения в лит-ре, об’яснение чему надо искать в слабом развитии пром-сти , и в том, что основная подавляющая масса писате лей была связана с сиб. деревней. Только в историческом романе А. Караваевой «Золотой клюв» было показано положение рабочих се- ребро-плавильных заводов на Алтае. Выход журн. позволял привлечь старых (до* рев.) поэтов и выявить значит, количество но вых (Дж. Алтаузен, Вад Берников, Г. Вяткин, П. Драверт, Г. Дружинин, П. Дрягин, И. Еро шин, Вл. Заводчиков, В. Итин, Л. Мартынов, А. Несмелое, А. Оленич-Гнененко, А. Пиотров ский, И. Уткин, позднее —И. Мухачев, Мих. Ску ратов, С. Марков, печа тались также стихи — Н. Асеева, П. Орешина, М. Шкапской), по сво им классово-полит. уст ремлениям крайне раз нообразных, начиная от областников (Драверт) н до поэтов, к-рые, не из бежав ряда ошибок, в основном правильно по нимали роль и задачи поэзии в период проле тарской рев. (Оленич- Гнененко, Алтаузен). Со держание поэзии сход но с прозой. В стихах большое внимание уде ляется экзотике (Драверт, Мартынов) сиб. ста рине, проявлениям стихийности в отд. эпизодах гражд. войны (Скуратов, Павлов) и сиб кондо вой деревне с ее тайгою и глушью и иногда с проявлениями «есенинщины» и реакционного противопоставления деревни городу (Ерошин). Не понимая действительного существа нэпа и отражая в своих произведениях крест, огра ниченность и кулацкие тенденции, часть писате лей пришла вообще к противопоставлению де ревни городу (Каргополов), к особому вниманию в изображении деревни, как сплошной темноты и одичания (Анов «Глухомань»), к различного рода извращениям в гор. быту и мещанско-обы вательским темам (Зазубрин «Общежитие»), Это характерное явление для Л., выросшей в крест, окружении, влияние к-рого к тому же усугубля лось областническими по существу стремления ми ограничить, замкнуть сиб. Л. в рамках сиб. специфики и особенностей, оторвать ее от обще го хода развития рус. лит-ры, Л. Сейфуллина, к-рая в своем творчестве уделяла известное вни мание процессам классовой борьбы в деревне, также отмечает не дифференциацию, а «разло жение», которое якобы внесли городские люди в деревню («Виринея»), не учитывая того, что это разлагающее влияние на деревню оказыва ет гнилая культура буржуазного города. От сюда рождалось классово-враждебное отноше ние к пролетарскому городу. В последующем это полит, неверное утверждение, отражающее влияние чуждых пролетариату настроений и тенденций, привело некоторых писателей и ре дакцию журн. «Сиб. Огни» к ряду идеологиче ских ошибок (см. ниже). Все же этот период развития сиб. худож. Л. выдвинул таких пиеа- телей, как Л. Сейфуллина, А. Караваева, поэ тов — Уткина, Алтаузена. Вслед за «Сиб. Огнями» в 1923—25 издаются и др. журналы (см. Журналы). В Иркутске в 1923 выходят «Красные Зори», в к-ром сотруднича ли И. Уткин, Д. Алтаузен, М. Скуратов, И. Мол чанов. В Омске издается (1923) журн. «Голос Рев. Студенчества», в к-ром печатаются худо жественные произведения (Н. Кудрявцев-Дуб- няк и др ). В 1924 в Барнауле выпускается еже месячник «Алтайская Деревня». В Н.-Сиб. (1924) издается, как приложение к газ., журн. «Сиб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2