Сибирская советская энциклопедия_Том3
люционного движения 1905. Бурная поросль этого поколения представлена именами Оли- гера (см.), Шишкова (см.), Гольдберга (см.), Но воселова (см.), Гребенщикова (см.), Вяткина (см.), Жилякова (см.), Окулова (см.), Исакова (см.), А. Сорокина (см.), Вережникова (см.), Бах метьева (см.), Березовского (см.), В. Анучина и др. С ними же непосредственно связаны писате ли—полит, ссыльные, представители рев. тече ний 900-х гг., именно в сиб. ссылке сформиро вавшиеся как писатели: Войтинский (см.), Дра- верт (см.), Пруссак (см.). Писателей этого по коления нельзя втиснуть в рамки единого ли- тер.-общественного направления. При внешнем единстве областных мотивов их творчества они, вследствие более четкого определения классо вых противоречий как в общерус. жизни, так и в Сиб., значит, отличаются друг от друга рез кими социально-классовыми чертами своего письма и всего облика творчества. Начальным периодом этого литер, движения следует считать появление «Первого литер, сборника сибиряков» (1906), в к-ром об’едини- лась группа сиб. литер, молодежи (Гольдберг, Березовский, Вяткин, Дубровский (см.) и др.). С того же времени начинают появляться расска зы писателей-сибиряков и на страницах «тол стых» журналов: с 1906— Олигер, и несколь ко позже— Вережников, а с 1912—13— писате ли-сибиряки выступают в столичных изданиях уже целой группой, давая повод говорить кри тике об особом течении в рус. литературе. За это время появились рассказы и повести Гре бенщикова (в «Современнике» — «Ханство Ба- тырбека», «Волчья жизнь»; в «Ежемесячном Журнале» (1914— 15) «Змей Горыныч», «Лесные короли», «На Иртыше»; в «Летописи» Горько го, сыгравшего огромную роль в организации и сплочения сиб. писателей—«Любава» (1917). В «Летописи» же за 1916— 17 повести Новоселова «Беловодье», «Жабья жизнь»; в «Современном Мире» — рассказы из амурской приисковой жизни Вережникова (1912—13) и Исакова (см.) «Там, в горных долинах» (1916); Шишков печа тался в «Заветах»: «Краля» (1912), «Суд ско рый» (1914); в «Енисейском Журнале» — «Чуй- ские были» (1914) и в «Летописи», где было по мещено одно из главнейших его произведений «Тайга» (1916). В «Вестнике Европы» (1915—16) появились рассказы Вл. Войтинского («Белая ночь», «По Сибири» и др.); в «Новом Слове» и «Современнике» (1913)—рассказы Окулова («Ог- га» и др.). В центр, же изд-вах выходит ряд сб. сибиряков: «Тунгусские рассказы» Гольдберга (1914), «В просторах Сибири» Гребенщикова (1914), его же «Степь да небо» (1917), «Змей Горыныч» (1916), Шишкова «Сибирский сказ» (1915), Вяткина «Под сев. небом» (1913), в Каза ни — сб. стихотворений Драверта «Под небом Якутского края» (1911) и т. д. Наконец, проис ходит оживление и в самой Сиб., где выходит целая серия альманахов (см.), а также неболь ших литературных, преимущественно ежене дельных, журналов: «Молодая Сибирь» (Томск, 1909), «Сибирская Новь» (Томск, 1910), «Сиб-ий журнал для всех» (Томск, 1912), «Сибирская Не деля» (Иркутск, 1913—14), «Сиб-кий студент» (Томск, 1915) и др. Эти попытки завершаются созданием журнала (с областническими установ ками) «Сиб. Записки» (см.) (1916—19), и «Сиб. Рассвет» (см.) (1918— 19); последний стоит уже на грани двух эпох. В Иркутске во время войны, перед рев. выходил небольшой литер, журн. «Багульник», стоявший на позициях интерна ционализма и об ’единявший группу молодых поэтов, представителей тогдашних «левых те чений в поэзии» (во главе с В. Пруссаком), мар ксистских критиков и публицистов: Е. Преоб раженский (см.), Е. Ярославский (см.), В. 6а- тин-Быстрянский (см.), Н. Чужак. В творчестве Шишкова, Гольдберга, отчасти Олигера и некоторых др. отобразилась полу- патриархальная, пронизанная собственнически ми интересами, сиб. деревня: косная и недовер чивая к далекому— чиновному и торговому, а позже революционному — городу. С наиб, вы пуклостью эта сторона отображена в творче стве Гребенщикова с его идеализацией и апо логией зажиточного старожильческого кре стьянства. Свое завершение она получила в по революционный период его деятельности, ког да Гребенщиков с логической неизбежностью оказался в стане контррев. и эмиграции. Гене тически писатели-сибиряки тесно связаны с те матикой предыдущей эпохи. Почти все они на чинают с этнографических тем («Тунгусские рассказы» Гольдберга, «Ханство Батырбека» Гребенщикова, «Исишкина мечта» Новоселова, «Чуйские были» Шишкова и др.). В отличие от предыдущей эпохи, собственно этнографиче ские моменты уже отступают на второй план, и центр, место занимают мотивы социальные. Эта связь с предыдущим поколением писате лей обнаруживается и в основном методе раз вертывания и раскрытия сиб. темы через пей заж. Все писатели этой группы— пейзажисты; картины природы занимают в их творчестве огромное место, но отношение к природе и ме тод ее художественного воссоздания—уже иной Сиб. природа перестает быть чужой и враждеб ной, наоборот, в их творчестве как бы вновь воскресает тот лирический краеведческий па фос, к-рый был так характерен для первых деятелей сиб. лит-ры, и к-рый также тесно свя зан с их областническими установками. Областнические установки периода 1905—1906 уже далеко не те, что установки 60—70-х гг. Идейная роль народничества снижается. Пози ции мелкобуржуазной народнич. интеллигенции, передовые для 60—70-х гг., становятся реакци онными, и значит, часть сиб. писателей смыкает ся с эсерами, становясь выразителями идеологии сиб. деревенской буржуазии. Сиб. стихия для них—крестьянская стихия, и сами они всецело во власти этого крестьянского мелкобуржуазно го мироощущения, в призме к-рого ими и вос принимается вся Сибирь. Власть сиб. деревен ской стихии обнаруживается не только в тема тике (преобладание произведений, воспроизво дящих быт сиб. деревни), но и во всей сист. образов, в стиле, во всем мироощущении писа телей этой эпохи, поскольку оно обнаруживает ся в художественных образах. Это особенно рельефно проявилось в наиб, значит, вещах этого периода, как «Тайга» Шишкова, «Бело водье» Новоселова, «Темное» и «Братья Верхо туровы» Гольдберга. Деревня изображается, по преим., в мрачных и суровых тонах темного быта. Отсутствие понимания классовой борьбы внутри самой сиб. деревни, неуменье вскрыть ее соц. расслоение вело, с одной стороны, к идеа лизации этого быта (Гребенщиков), с другой— к сознанию неизбежной покоренное™ этому бы ту, к сознанию его безвыходности и порождало пессимистические концепции в восприятии Сиби ри. Гольдберг рисует молчаливую деревню, «от гороженную от белого света» «широкими поля нами», «бескрайною тайгою и выс. хребтами»; она изображается всецело «во власти темного» и его герои бьются в тяжелых, трудных, но безуспешных попытках «разрушить этот плен»; такую же попытку вырваться из-под власти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2