Сибирская советская энциклопедия_Том3
ре подчинены художественному заданию. По выражению автора истории польской литера туры: «он соединяет в себе ученого и худож ника, этнографа и поэта». Этнографическая те ма трактуется у него в плане той же широ кой, лишенной четких соц. позиций гумани стической концепции. Вместе с тем Серошев- ский является одним из замечательнейших ху дожников сиб. приро ды. Сиб. пейзаж, после Короленко, стал неотде лимой частью повест вования, органически с ним слитой, и в твор честве всей этой груп пы необычайно полно и богато отобразилась разнообразная природа страны. Вслед за лен скими пейзажами Коро ленко в рус. лит-ру во шли картины сев. тун дры, тайги и урманов, зап.-сиб. степей, лесов, {пустынных берегов, ши роких и могучих рек и т. д. Наиболее сильны ми страницами в твор честве Серошевского яв ляются те, где он жи вописует власть стихии в быту населения («На каменном мысу»). Поль ская критика подчерки вает импрессионистиче скую манеру Серошев ского в описании кар тин природы. Серошев- ский неоднократно об ращался к впечатлени ям сев. сиб. природы и позже, во время своих путешествий по Кавка зу, Зап. России и Даль нему Востоку. "Любопы тен с этой стороны очерк «Беловежская пуща», где даны сравнит, кар тины сев. тайги, забай кальских урманов, кавказских лесов и Беловеж ской пущи. Др. темой, выдвинутой этим поколением пи сателей, была тема полит, ссылки. Одним из первых авторов был Мачтет («Хроника одного дня в местах не столь отдаленных», 1880). Ав тор не сумел подняться выше простой фото графичности, дав своего рода этнографическии очерк из быта полит, ссылки. Короленко не выделял этих моментов в качестве спец. темы, но косвенно они затронуты в целом ряде его рассказов и очерков («Сон Макара», «Соколи- нец», «Феодалы», «Мороз» и др.). Только у Тана, Серошевского и Елпатьевского быт и настроения полит, ссылки выступили в каче стве самостоятельных художественных проб лем. Из рассказов и повестей, связанных непо средственно с жизнью полит, ссылки, следует назвать: Тана «На каникулах», «На лося», «Очерки из города Пропадинска», Серошев ского «В сетях», «Побег», «Странники», Ел патьевского «Едут» и пр. Тема полит, ссылки в той интерпретации, как она дана в творчестве этой группы народников, выступает, в сущности, как тема полит, изгнан ничества, что чрезвычайно характерно для дея телей, уже утративших непосредственную связь с рев., уже не верящих в ее победу и живущих только реминисценциями. Это лиш ний раз подчеркивает и дает возможность уяс нить последующий путь и эволюцию этой груп пы народнических писателей. Эти настрое ния придавали особый колорит и всей концеп ции страны; Сиб. воспри нимается неизменно в призме изгнаннических настроений. Эта тради ция ведет свое начало еще от декабристов и является основнымлейт мотивом в восприятиях и изображениях Сиб. в рус. литературе. Так от ражены картины приро ды в творчестве Досто евского; так в 60-х гг. воспевал Сиб. ссыльный поэт Шумахер («Ой, ты, горечь злая мачеха, Си бирь!»). Под воздействи ем таких настроений воспринимали страну и др. писатели, хотя и не пережившие лично ссыл ки и изгнания, напр. Не красов в «Русских жен щинах» («Зачем, прок лятая страна, открыл те бя Ермак?»), Успенский с его формулой «вино ватой России», в орбиту таких восприятий втяги вается и творчество пи сателей сибиряков, свя занных с народничест вом: Омулевский, Михе ев и др., для к-рых Си бирь—также еще «стра на изгнания», «страна кандального звона» и пр. Этот же мотив яв ляется одним из основ ных в творчестве вто ростепенных местных писателей. Преодоление этих настроений Ядрин- цев выдвигал, как одну из задач и черт буду щей сиб. литературы Такому пониманию и та кой трактовке страны он противопоставлял свое собственное творчество (роман «На чу жой стороне», стихотворения: «Я рожден в стране далекой», «Ветрянка» и др.). Заверше нием этой «изгнаннической линии» в лит-ре и явилось творчество Короленко и его последо вателей. С наиб, силой эти настроения изгнан ника переданы в рассказе «Соколинец». Ощу щения скорби, тоски и жути служат основным тоном в пейзажах у Богораза и Елпатьевского, в несколько меньшей степени у Серошевского и достигает своего апогея в пейзажах Шиман- ского. Преодоление этих настроений, выработ ка и формулировка нового понимания сиб. темы и нового отношения к стране и явилось задачей след, поколения сиб. писателей, на ос новании новой буржуазности, выросшей из почвы крепкого сиб. крестьянства. Это поколение вышло уже из недр самой Сибири. Его появление и формирование тесно связаны как с под’емом, так и со спадом рево
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2