Сибирская советская энциклопедия_Том3

ре подчинены художественному заданию. По выражению автора истории польской литера­ туры: «он соединяет в себе ученого и худож­ ника, этнографа и поэта». Этнографическая те­ ма трактуется у него в плане той же широ­ кой, лишенной четких соц. позиций гумани­ стической концепции. Вместе с тем Серошев- ский является одним из замечательнейших ху­ дожников сиб. приро­ ды. Сиб. пейзаж, после Короленко, стал неотде­ лимой частью повест­ вования, органически с ним слитой, и в твор­ честве всей этой груп­ пы необычайно полно и богато отобразилась разнообразная природа страны. Вслед за лен­ скими пейзажами Коро­ ленко в рус. лит-ру во­ шли картины сев. тун­ дры, тайги и урманов, зап.-сиб. степей, лесов, {пустынных берегов, ши­ роких и могучих рек и т. д. Наиболее сильны­ ми страницами в твор­ честве Серошевского яв­ ляются те, где он жи­ вописует власть стихии в быту населения («На каменном мысу»). Поль­ ская критика подчерки­ вает импрессионистиче­ скую манеру Серошев­ ского в описании кар­ тин природы. Серошев- ский неоднократно об ­ ращался к впечатлени­ ям сев. сиб. природы и позже, во время своих путешествий по Кавка­ зу, Зап. России и Даль­ нему Востоку. "Любопы­ тен с этой стороны очерк «Беловежская пуща», где даны сравнит, кар­ тины сев. тайги, забай­ кальских урманов, кавказских лесов и Беловеж­ ской пущи. Др. темой, выдвинутой этим поколением пи­ сателей, была тема полит, ссылки. Одним из первых авторов был Мачтет («Хроника одного дня в местах не столь отдаленных», 1880). Ав­ тор не сумел подняться выше простой фото­ графичности, дав своего рода этнографическии очерк из быта полит, ссылки. Короленко не выделял этих моментов в качестве спец. темы, но косвенно они затронуты в целом ряде его рассказов и очерков («Сон Макара», «Соколи- нец», «Феодалы», «Мороз» и др.). Только у Тана, Серошевского и Елпатьевского быт и настроения полит, ссылки выступили в каче­ стве самостоятельных художественных проб­ лем. Из рассказов и повестей, связанных непо­ средственно с жизнью полит, ссылки, следует назвать: Тана «На каникулах», «На лося», «Очерки из города Пропадинска», Серошев­ ского «В сетях», «Побег», «Странники», Ел­ патьевского «Едут» и пр. Тема полит, ссылки в той интерпретации, как она дана в творчестве этой группы народников, выступает, в сущности, как тема полит, изгнан­ ничества, что чрезвычайно характерно для дея­ телей, уже утративших непосредственную связь с рев., уже не верящих в ее победу и живущих только реминисценциями. Это лиш­ ний раз подчеркивает и дает возможность уяс­ нить последующий путь и эволюцию этой груп­ пы народнических писателей. Эти настрое­ ния придавали особый колорит и всей концеп­ ции страны; Сиб. воспри­ нимается неизменно в призме изгнаннических настроений. Эта тради­ ция ведет свое начало еще от декабристов и является основнымлейт­ мотивом в восприятиях и изображениях Сиб. в рус. литературе. Так от­ ражены картины приро­ ды в творчестве Досто­ евского; так в 60-х гг. воспевал Сиб. ссыльный поэт Шумахер («Ой, ты, горечь злая мачеха, Си­ бирь!»). Под воздействи­ ем таких настроений воспринимали страну и др. писатели, хотя и не пережившие лично ссыл­ ки и изгнания, напр. Не­ красов в «Русских жен­ щинах» («Зачем, прок­ лятая страна, открыл те­ бя Ермак?»), Успенский с его формулой «вино­ ватой России», в орбиту таких восприятий втяги­ вается и творчество пи­ сателей сибиряков, свя­ занных с народничест­ вом: Омулевский, Михе­ ев и др., для к-рых Си­ бирь—также еще «стра­ на изгнания», «страна кандального звона» и пр. Этот же мотив яв­ ляется одним из основ­ ных в творчестве вто­ ростепенных местных писателей. Преодоление этих настроений Ядрин- цев выдвигал, как одну из задач и черт буду­ щей сиб. литературы Такому пониманию и та­ кой трактовке страны он противопоставлял свое собственное творчество (роман «На чу­ жой стороне», стихотворения: «Я рожден в стране далекой», «Ветрянка» и др.). Заверше­ нием этой «изгнаннической линии» в лит-ре и явилось творчество Короленко и его последо­ вателей. С наиб, силой эти настроения изгнан­ ника переданы в рассказе «Соколинец». Ощу­ щения скорби, тоски и жути служат основным тоном в пейзажах у Богораза и Елпатьевского, в несколько меньшей степени у Серошевского и достигает своего апогея в пейзажах Шиман- ского. Преодоление этих настроений, выработ­ ка и формулировка нового понимания сиб. темы и нового отношения к стране и явилось задачей след, поколения сиб. писателей, на ос­ новании новой буржуазности, выросшей из почвы крепкого сиб. крестьянства. Это поколение вышло уже из недр самой Сибири. Его появление и формирование тесно связаны как с под’емом, так и со спадом рево­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2