Сибирская советская энциклопедия_Том3

верой в силу идей». «Короленко воплотил ро ­ мантику этого слоя как раз в момент, когда он был наиболее бессилен и потому наиболее романтичен. Он навязывает Действительности абстрактные категории права, свободы и исти­ ны, как силы, имманентные ей в целом, ибо не может мыслить и воспринимать мир вне этих категорий» («Лит. Энциклопедия», т. V). Для воплощения этих категорий «романтикам та­ кого соц. типа необходимо обращаться к раз­ ного рода «исключительным личностям»; от­ того же у них стирается понимание соц. диф­ ференциации и также заменяется романтиче­ ским восприятием коллектива. Огромное значе­ ние приобретает в творчестве Короленко при­ рода, рисунок пейзажа. Народники уделяли слабое внимание этому элементу художествен­ ного произведения; для них, как, напр., для Наумова, пейзаж— только дополнение к вос­ производимому быту, не более. Короленко вновь воскрешает старую, идущую от Турге­ нева, пейзажную традицию, разрабатывая ее тем же творческим методом романтика. Пейзаж у Короленко ни в коем случае не носит узко­ служебных целей, но является центр, образом, в свете к-рого раскрываются все стороны свя­ занного с ними быта; все особенности страны и населения, в глазах художника, тесно спая­ ны с пейзажным рисунком. В таком плане Ко­ роленко воспроизводит и Сибирь. Тематически Обложка его рассказы идут как бы в общем ряду сиб- интересов: мотивы тюрьмы и ссылки, бродяж­ ничество, сиб. крестьянство, быт русского чело­ века на окраине,— но трактовка этой темы уже совершенно иная. Галлерея его сиб. типов, это- образы романтических искателей воли (напр., бродяга «Соколинец») искателей правды («Яш­ ка», «Убивец», Степан — в рассказе «Марусина заимка»), искателей идеалов («Микеша»). Ф о­ ном, на к-ром действуют эти сиб. герои и меч­ татели, является холодный суровый быт «гиб­ лого места» — Сибири. Но вместе с тем Коро­ ленко достигает в своем изображении страны огромного мастерства: он совершенно отвер­ гает путь и метод этнографического рисунка своих предшественников. Местные слова и тер­ мины, географические названия и этнографи­ ческие детали играют крайне ограниченную роль в его творчестве; особенности страны он стремится передать исключит, в эпитетах, срав­ нениях, метафорах, во всей системе образов. Так зарисовываются прежде всего картины сиб. природы, — и в рус. лит-ре совершенно исключит., по силе выражения, являются его ленские пейзажи, картины ленского ледохода, сиб. мороза и полярного солнца. Так создалась и определилась новая поэтика сиб. темы; это — период народнической неоро­ мантики. Сохранилось известие, что в первый раз Короленко прочел «Сон Макара» в кругу товарищей по ссылке, среди к-рых находился полит, ссыльный поляк Ад. ШиманСкий. Рас­ сказ произвел огромное впечатление на послед­ него и послужил толчком к его собственной художественной работе в этом направлении. С 1886 появляются на польском языке расска­ зы Шиманского из быта якут, населения и Якут, ссылки (на рус. язык переведено очень немногое, по-польски они собраны в двух то­ миках «Эскизов»), К этой же школе писателей, сложившихся в условиях ссылки, принадлежав­ ших к тому же поколению и к той же соц. среде, что и Короленко, под влиянием к-рого гл. обр. и развивалось их творчество, отно­ сятся: Тан, Серошевский, Елпатьевский, отча­ сти Кон, Мельшин. С рассказа «Сон Макара» начинается в рус. лит-ре широкая полоса ху­ дожественных очерков и рассказов, посвящен­ ных жизни туземных племен Сиб.: первый рас­ сказ Тана «Кривоногий» («Рус. Богатство», 1896), его же «Чукотские рассказы» (1900), Се- рошевского «Якутские рассказы» (1895): первый очерк «В жертву богам» — в «Сиб. Сборнике» (1892), его же «На краю лесов» (1896), «Предел скорби (1900), «Побег» (1906), «Странники» (1908) и др., Кона «Сказки сиб. действительно­ сти» (1901) и пр. То обстоятельство, что авто­ ры были крупными исследователями в области собственно этнографии, не могло не отразить­ ся на характере их художественного творче­ ства. У некоторых из них часто наблюдается перегрузка этнографическими деталями за счет художественности. Так, напр., еще Коро­ ленко отметил у Тана «иссушающее обилие этнографического комментария». То же можно сказать о Коне, произведения к-рого в некото­ рых случаях являются как бы художественны­ ми иллюстрациями к этнограф, наблюдениям. Крупнейшим писателем этой плеяды пред­ ставляется несомненно Вацлав Серошевский, к-рый в равной меое принадлежит как русской, так и польской литературе. В его творчестве так­ же с достаточной четкостью отразился отход мелкобуржуазной интеллигенции от революцион­ ных позиций к буржуазному либерализму, к-рый совершенно последовательно привел Серошев- ского, в конце концов, в лагерь польских соци­ ал-фашистов. Типичный народник-этнограф, он внес этнографические элементы в свое художе­ ственное творчество, но они в значительной ме­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2