Сибирская советская энциклопедия_Том3
верой в силу идей». «Короленко воплотил ро мантику этого слоя как раз в момент, когда он был наиболее бессилен и потому наиболее романтичен. Он навязывает Действительности абстрактные категории права, свободы и исти ны, как силы, имманентные ей в целом, ибо не может мыслить и воспринимать мир вне этих категорий» («Лит. Энциклопедия», т. V). Для воплощения этих категорий «романтикам та кого соц. типа необходимо обращаться к раз ного рода «исключительным личностям»; от того же у них стирается понимание соц. диф ференциации и также заменяется романтиче ским восприятием коллектива. Огромное значе ние приобретает в творчестве Короленко при рода, рисунок пейзажа. Народники уделяли слабое внимание этому элементу художествен ного произведения; для них, как, напр., для Наумова, пейзаж— только дополнение к вос производимому быту, не более. Короленко вновь воскрешает старую, идущую от Турге нева, пейзажную традицию, разрабатывая ее тем же творческим методом романтика. Пейзаж у Короленко ни в коем случае не носит узко служебных целей, но является центр, образом, в свете к-рого раскрываются все стороны свя занного с ними быта; все особенности страны и населения, в глазах художника, тесно спая ны с пейзажным рисунком. В таком плане Ко роленко воспроизводит и Сибирь. Тематически Обложка его рассказы идут как бы в общем ряду сиб- интересов: мотивы тюрьмы и ссылки, бродяж ничество, сиб. крестьянство, быт русского чело века на окраине,— но трактовка этой темы уже совершенно иная. Галлерея его сиб. типов, это- образы романтических искателей воли (напр., бродяга «Соколинец») искателей правды («Яш ка», «Убивец», Степан — в рассказе «Марусина заимка»), искателей идеалов («Микеша»). Ф о ном, на к-ром действуют эти сиб. герои и меч татели, является холодный суровый быт «гиб лого места» — Сибири. Но вместе с тем Коро ленко достигает в своем изображении страны огромного мастерства: он совершенно отвер гает путь и метод этнографического рисунка своих предшественников. Местные слова и тер мины, географические названия и этнографи ческие детали играют крайне ограниченную роль в его творчестве; особенности страны он стремится передать исключит, в эпитетах, срав нениях, метафорах, во всей системе образов. Так зарисовываются прежде всего картины сиб. природы, — и в рус. лит-ре совершенно исключит., по силе выражения, являются его ленские пейзажи, картины ленского ледохода, сиб. мороза и полярного солнца. Так создалась и определилась новая поэтика сиб. темы; это — период народнической неоро мантики. Сохранилось известие, что в первый раз Короленко прочел «Сон Макара» в кругу товарищей по ссылке, среди к-рых находился полит, ссыльный поляк Ад. ШиманСкий. Рас сказ произвел огромное впечатление на послед него и послужил толчком к его собственной художественной работе в этом направлении. С 1886 появляются на польском языке расска зы Шиманского из быта якут, населения и Якут, ссылки (на рус. язык переведено очень немногое, по-польски они собраны в двух то миках «Эскизов»), К этой же школе писателей, сложившихся в условиях ссылки, принадлежав ших к тому же поколению и к той же соц. среде, что и Короленко, под влиянием к-рого гл. обр. и развивалось их творчество, отно сятся: Тан, Серошевский, Елпатьевский, отча сти Кон, Мельшин. С рассказа «Сон Макара» начинается в рус. лит-ре широкая полоса ху дожественных очерков и рассказов, посвящен ных жизни туземных племен Сиб.: первый рас сказ Тана «Кривоногий» («Рус. Богатство», 1896), его же «Чукотские рассказы» (1900), Се- рошевского «Якутские рассказы» (1895): первый очерк «В жертву богам» — в «Сиб. Сборнике» (1892), его же «На краю лесов» (1896), «Предел скорби (1900), «Побег» (1906), «Странники» (1908) и др., Кона «Сказки сиб. действительно сти» (1901) и пр. То обстоятельство, что авто ры были крупными исследователями в области собственно этнографии, не могло не отразить ся на характере их художественного творче ства. У некоторых из них часто наблюдается перегрузка этнографическими деталями за счет художественности. Так, напр., еще Коро ленко отметил у Тана «иссушающее обилие этнографического комментария». То же можно сказать о Коне, произведения к-рого в некото рых случаях являются как бы художественны ми иллюстрациями к этнограф, наблюдениям. Крупнейшим писателем этой плеяды пред ставляется несомненно Вацлав Серошевский, к-рый в равной меое принадлежит как русской, так и польской литературе. В его творчестве так же с достаточной четкостью отразился отход мелкобуржуазной интеллигенции от революцион ных позиций к буржуазному либерализму, к-рый совершенно последовательно привел Серошев- ского, в конце концов, в лагерь польских соци ал-фашистов. Типичный народник-этнограф, он внес этнографические элементы в свое художе ственное творчество, но они в значительной ме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2