Сибирская советская энциклопедия_Том3
новывали и развертывали общие положения народнической мысли. Точно так же и сиб. лит-pa становится уча стком народнической лит-ры, и в свете народ нических концепций ставятся и разрабатывают ся отдельные проблемы сиб. быта и жизни, Основные темы—-сиб. деревня и сиб. крестьян ство, приисковый быт, тюрьма и ссылка, пере селенцы, туземцы (по терминологии того вре мени «сиб. инородцы»). Быт сиб. деревни на шел свое отражение в рассказах Г. Мачтета (см.) («Вторая правда», «Мы победили», «Сон одно го заседателя» и т. д.), Н. Астырева (см.) («На таежных прогалинах»), А. Сибирякова («Очерки забайкальской жизни»), очерк неизвестного ав тора, скрывшегося под буквенной подписью: М., рисующего быт сиб. деревни в очень мрач ных тонах,—такого же типа рассказ Н. Клар ка «Варначка» («Дело», 1887), «Коршуновцы» («Дело», 1872) и др. По б. ч. внимание писате лей направлено на этнографическое своеобра зие сиб. крестьянства и его отличие от кре стьянина Европ. России. Из этого, в общем, немногочисленного цикла особенно выделяют ся очерки Н. Астырева, где впервые делается еще нерешительная и не вполне ясная само му автору попытка вскрыть более отчетливо социальные противоречия сибирского крестьян ства, и Д. Н. Мамина-Сибиряка (см.), внимание к-рого уже всецело направлено на вскрытие и анализ этих противоречий («Сиб. рассказы», роман «Хлеб», сборник «В глуши»). «Той идеаль ной деревни, описание к-рой мы когда-то чита ли у наших беллетристов,— пишет он в одном рассказе,— нет и помину. Современная деревни представляет арену ожесточенной борьбы, на к-рой сталкиваются самые противоположные элементы, стремления и инстинкты. Перестрой ка этой, если позволено так выразиться, клас сической деревни с семейным патриархатом во главе и общинным устройством в основании, совершается на наших глазах, так что можно проследить во всей последовательности это брожение взбаломученных рядом реформ эле ментов, нарождение новых комбинаций и по степенное наслоение новых форм жизни. Ны нешняя деревня — это химическая лаборатория, в к-рой идет самая горячая, спешная работа». Широкую картину этих процессов Мамин-Си- биряк дает в своей эпопее из жизни Зап. Сиб. «Хлеб», посвященной изображению развала ста рого крестьянского натурального хозяйства и возникновению на его развалинах мелкой и крупной буржуазии, с одной стороны, и— с другой— земледельческого пролетариата. В тесной связи с крест, темой стоит и перес. тема, бывшая также одним из существеннейших моментов народнических изучений Сибири. Пе- реселенчество в первом этапе своего развития особенно привлекало внимание народников, как интересный соц. феномен; оно рассматривалось, как своеобразная «вольная колонизация» Сиб. (в противовес «штрафной», т.-е. ссылке) и как своеобразный пример народных движений. Од ним из первых, заинтересовавшихся этим явле нием, был Глеб Успенский («Поездка к пересе ленцам»), сюда же следует отнести очерки С. Марусина (Швецова) и др. Позже, когда пере селение принимает организованные бюрократи ческие формы и становится одним из элементов аграрной политики (царизма), стремящейся от влечь таким путем крестьянство центр, губер ний от аграрной революции, эта тема мобили зует вокруг себя представителей различных направлений и течений: от либерального дво рянства и буржуазии (Ив. Бунин «На край све та», Н. Телешов «За Урал» и пр.)—до реак ционного крепостничества (Дедлов «Переселен цы и новые места»). Но, в общем, вся художе ственная лит-pa о переселении не сумела охва тить всей проблемы в целом: ни произведения, вышедшие из либеральной и реакционной среды, ни народнические, не сумели подняться выше отдельных бытовых и психологических зари совок,— значение же переселенчества в жизни сиб. крестьянства, перенос на новую почву старых соц. противоречий, экон. закабаление переселенцев зажиточным сибиряком-старожи- лом, подлинный классовый смысл острой соц. вражды этих двух групп—все это осталось вне поля зрения художников, прикасавшихся к пе реселенческой проблеме. Примерно в том же плане шла и разработка приисковой темы. Темы приискового быта раз рабатывались еще Наумовым («Еж»), затем Сре тенским («Сибирские мученики»), Завитновым («В тайге»), В. Михеевым (см.) («Золотые рос сыпи»), Г. Мачтетом («В тайге и тундре») и др. В 1888 Ядринцевым был издан спец. сб. «Сибирские рассказы из жизни приискового люда», куда вошли очерки из приложений к «Вост. Обозрению» и где были перепечатаны названные выше рассказы Сретенского и Завит- нова. К 90-м гг. относятся очерки Н. В. Латки- на, печатавшиеся в «Рус. Вестнике» (1894—95)— ряд поверхностных зарисовок быта приисковых служащих и рабочих. В общей совокупности эти рассказы давали довольно четкую картину экон. и адм. эксплоатации приисковых рабочие, их бесправия, отвратительных условий рабочей и бытовой обстановки и дикого, пьяного раз гула по возвращении с приисков, заставляюще го снова возвращаться в ту же обстановку. Но создавшаяся в итоге этих разрозненных от дельных наблюдений картина, хотя и отлича лась широтой захвата, но не была ни яркой, ни глуб., и в этом отношении сиб. писатели, за трагивавшие приисковую тему, стоят значит, ни же того же Мамина-Сибиряка, к-рый в своих рассказах из быта уральских приисков сумел дать не только галлерею сочных бытовых кар тин, но и вскрыл те экон. причины, в результате к-рых рабочие массы оказывались в почти не ограниченной и, во всяком случае, бесконтроль ной власти хищных золотопром. хозяев. Для Мамина-Сибиряка приисковая тема была ча стью изображения единого капиталистического процесса; писатели-сибиряки подходили к ней с чисто-народнических позиций и не смогли подняться выше общих народолюбческих обла стнических тенденций и обличительного пафо са. В конце 60-х гг. пытался создать широкую эпопею сиб. приискового быта Л. Блюммер (по лит. ссыльный, позже крупный делец) в своем романе «На Алтае» (отд. изд.—1885, ранее печа тался в журн. «Заря», 1871). По свидетельству его биографа, Блюммер хотел дать «полную кар тину жизни и горной аристократии, прожигаю щей жизнь, и вороватых, развращенных уезд ных чиновников, и крестьян-староверов, и их беспощадных мучителей-урядников». Но этот грандиозный замысел остался невоплощенным— вместо широкого соц. полотна получилась эпо пея приключенческо-бульварного типа. Тако го же авантюрного типа романы А. Качко («В погоне за золотом», 1884), В. Романова («За Урал», 1884), последний отличается от осталь ных своей довольно резко выраженной реак ционной идеологией и др. В общем, следует отметить, что лит-pa на этом участке значи тельно отстала от публицистики, и, несомненно,, самое яркое, художественное изображение сиб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2