Сибирская советская энциклопедия_Том3

литературе». Формы этой будущей сиб. лит-ры были не ясны, но было горячее убеждение, что «должна появиться местно-патриотическая прес­ са», свои «литературные мечтания», «свои музы­ канты, свой театр». Успех и роль сибиряков в тит-ре как раз в этот период не мало содей­ ствовал укреплению и росту таких «мечтаний». Наиб, крупным и та­ лантливым из плеяды сибиряков, выступивших в лит-ре в коние 60— 70 гг., был И. А. Кущев- ский (см.), автор «Нико­ лая Негорева» (1871), но значение этого романа, где поставлена пробле­ ма буржуазного рене­ гатства демократической интеллигенции, лежало вне сиб. интересов и сиб. темы. К Сибири от­ носится только ряд его небольших и малозначительных рассказов из быта сиб. ссыльных и горнорабочих. Наиболее крупными из них являются очерки «Места, не столь отдаленные», помещенные в «Отеч. За­ писках» (1875) под псевдонимом Хайдакова. Большой популярностью среди радикальной интеллигенции 70-х гг. пользовался роман Ому- левского «Шаг за шагом» (1870). Роман являет­ ся характерным продуктом беллетристики 70-х гг. и примыкает к тому ряду романов и пове­ стей Шеллера-Михайлова, Бажина, Слепцова, которые получили в истории лит-ры название «беллетристики новых людей», т.-е. к произ­ ведениям, выводящим общественных деятелёй новой формации. Среди них роман Омулевско- го выделяется наибольшим радикализмом, соз­ давшим ему огромную популярность, упорно державшуюся в течение нескольких десятиле­ тий; не малую роль в этой популярности сыг­ рали и беспрерывные цензурные и адм. пресле­ дования книги, доходившие до из’ятия из биб­ лиотек старых изд. романа и уничтожения но­ вых. Оригинальной чертой романа, придавшей ему особ, остроту, явилось введение в роман фигур двух деятелей освободительного движе­ ния. Один — декабрист; в другом — своеобраз­ но отложились черты Бакунина и Петрашев- ского. Автор связывает с ними своего героя, подчеркивая тем самым революционную тра­ дицию и преемственность. Действие происходит в Сиб.; центр, моментом романа является бунт рабочих на стекольном заводе, фоном ж е—за­ стоявшаяся, рутинная жизнь сиб. городка Уша- ковска (т.-е. Иркутска). Т. о. этот роман в исто­ рии Л. с. занимает исключительное место, как первая попытка отображения революционного брожения на сибирской почве: в романе впер­ вые в литературу вводятся типы и образы си­ бирских заводских рабочих. Вместе с тем ро ­ ман Омулевского — первая попытка в русской литературе дать изображение рабочей стачки. Следующим поколениям читателей Омулевский известен был более как лирик. Лирика его но­ сила ярко выраженный гражданский характер. Эта гражданская стихия тесно сплетается с сибирскими темами и настроениями, которые и являются центральными мотивами его поэтиче­ ского творчества, образуя особый цикл в его лирике («Сиб. мотивы»). Основной нотой этого цикла является высокий «патриотический па­ фос» и восторженность. Местный колорит вы­ ражен очень слабо; специфически сиб. пере­ дается исключительно путем географических и этнографических подчеркиваний. Но т. не м. его лирика пользовалась очень долго популяр­ ностью, особ, в самой Сиб. и создала много­ численных подражателей. Влиянием его окра­ шена сиб. поэзия последних десятилетийXIX ве­ ка. Эта роль, которая выпала на долю поэзии. Омулевского, давала повод говорить о нем, как об отце сибирской поэзии. Третьим крупным представителем сибирской, группы в лит-ре 60—70-х гг. был Н. И. Наумов (см.), один из типичнейших писателей-беллетри- стов народнического лагеря. Первое литератур­ ное выступление Наумова относится еще к 1858,. когда он, находясь на военной службе, дебю­ тировал в «Военном Сборнике» (под псевдони­ мом: Корзунов) рассказом из солдатской жиз­ ни; в 60-х гг. он вместе с др. сибиряками (Зна­ менским, Ядринцевым и др.) принимает участие в «Искре». В 1874 вышел в свет первый сбор­ ник рассказов Наумова «Сила солому ломит», произведший огромное впечатление и сразу же сделавший имя автора одним из популярней­ ших в современной ему литературе. За этим сб. последовали: «В тихом омуте» (1881), «В забы­ том краю» (1882), «Паутина» (1885). Осн. тема­ ми очерков Наумова являлись разнообразные формы экон. эксплоатации и адм. угнетения сиб. сел. населения и приисковых рабочих. Эк- сплоатация и обирание торговцами-кулакамв возвращающихся с работы приисковых рабочих («Паутина»), эксплоатация скупщиками деревен­ ской бедноты («Юровая»), грабеж и обман ра­ бочих со стороны приисковой администрации. («Еж») и т. д. Эти темы были так остро постав­ лены в произведениях Наумова и создавали та­ кую мрачную картину порабощения населения тесно сплоченным союзом торговца и власти, что его книгами, особ, первым сборником, рев. народники 70—80-х гг. пользовались как агита­ ционной литературой. Т. о. в круг народниче­ ских тем был введен новый (сиб.) материал, и на нем как бы проверялись и утверждались осн. проблемы народничества,— с другой, во­ просы сиб. быта получили принципиальный ха­ рактер и вводились в ряд общественных проб­ лем, разрабатываемых художественной литера­ турой. В творчестве Наумова сиб. тема оконча­ тельно порывала с традициями этнографиче­ ской романтики и становилась уже темой дей­ ственно общественного значения; этнографизм Наумова носит уже не экзотический характер, но резко социальный. По тому же пути соц. этнографизма пошло и дальнейшее развитие сиб. темы и сиб. лите­ ратуры. В целом этот соц. этнографизм носил ярко выраженный народнический характер, так же, как почти всецело народническими являлись экон. и этнографические изучения Сибири. На- родно-хоз. жизнь Сиб. представляла ряд свое­ образных особенностей (отсутствие помещичье­ го хозяйства, своеобразные формы зем. и по­ датной общины, переселение, уголовная ссыл­ ка, туземцы), к-рые не могли не привлечь вни­ мания представителей народнической мысли, оказавшихся их невольными наблюдателями. Из среды полит, ссылки в 80—90-х гг. очень скоро выделился ряд крупнейших исследователей как в области экономики, так и в этнографии. Экономические исследования Гурвича, Кочаров- ского, Швецова, Петропавловского-Каронина, Голубева, Чермака; этнографические — Кроля, Штернберга, Богораза, Макаренко, Виташев- ского, Ковалика, Кулакова, Майнова, Серошев- ского, Трощанского — все это преим. народни­ ческие работы, к-рые на сиб. материале обос­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2