Сибирская советская энциклопедия_Том3

ности борьбой за хлебную и соляную монопо­ лию, за право винокурения и т. п. Эта борьба, приобретшая в начале XIX в. необычайно ост­ рый характер, определяет собою характер об­ щественной жизни и возникающего литера­ турного движения. В противовес Тобольску и городам Зап. Сиб. первенствующее значение приобретает местная тема, и интеллигенция группируется уже не вокруг пришлого дворян­ ского чиновничества, но вокруг местной круп­ ной буржуазии. Более органический характер имело литературное движе­ ние В Иркутске, где оно с первых же шагов оказа­ лось тесно связанным с общим ходом обществен­ ной жизни. В условиях борьбы местной крупной буржуазии с администраци­ ей создалась большая ру­ кописная лит-pa, преимуще­ ственно сатирическая, до­ шедшая до нас только в очень слабой степени. В столичных и провинциаль­ ных (казанских) журналах выступает ряд представи­ телей местной интеллиген­ ции со статьями краевед­ ческого характера (Слов- цов, Калашников, С. и Н. С. Щукины, А. Лосев, Полик- сентьев идр.—все это по б. ч. учителя местной гимназии, Лосев — иркутский земле­ мер). Иногда краеведческие описания приобретают лирический характер и отличаются высоким патриотическим (сибир­ ским) под’емом и пафосом. Характерным при­ мером является книга «Новейшие и достовер­ ные сведения о Сибири...» (1817), официальным автором которой был иркутский вице-губер­ натор Семивский, фактическим же — А. Лосев. Поздним памятником этого краеведческого па­ фоса, осложненного литературными влияния­ ми, идущими из центра, является иркутский ученический сборник («Прозаические сочинения учеников иркутской гимназии» под ред. И. По- ликсентьева, 1836). Совершенно ясна классовая база этого сильного потока краеведческих писа­ ний. За их агит.-пропагандистским характе­ ром, за упорным противопоставлением Сибири Европ. России, за их лирикой и пафосом скры­ вается позиция «местных хозяев», стремящихся к безраздельному господству над краевыми бо­ гатствами. Эта позиция приобретала тем боль­ шее знач., что сиб. торг. капиталу, справивше­ муся с экономической конкуренцией бюрокра­ тии, приходилось вести более серьезную борьбу с наступающим на Сиб. московским капиталом (почему особо острое знач. в лит-ре получает проблема «Кяхтинского торга»). Отчетливее всего эти позиции сиб. крупной торг. буржуа­ зии выражены Александровым, заезжим литера­ тором, оставшимся на всю жизнь в Сибири и принадлежавшим к кружку иркут. культурного купечества (Баснин, Дудоровский), апологию ко­ торого он дал в своем «Воздушном тарантасе» (написано в 1827, но опубликовано в 1875 в «.Сб. Стат. сведений о Сибири и о сопредельных ей странах»), В 30-х гг. он пытался организовать в Иркутске издание периодического органа. В написанном им предисловии к программе иза. он развивал мысли о необходимости иметь соб­ ственную лит-ру о Сиб., чтобы своим «соб­ ственным языком» развить свой жизненный ум­ ственный элемент». Но для создания такой лит­ ры на месте в самой Сиб. еще не было доста­ точных предпосылок. Сиб. общественность не занимала такого места, чтобы иметь возмож­ ность влияния, выступая на страницах только местной печати. Было необходимо дать показ Сиб., противопоставив ее, как часть, имею­ щую йраво на самостоятельное развитие и су­ ществование, а не только, как привесок рос ­ сийского адм. аппарата и об’ект колониальной эксплоатации. Поэтому сиб. писатели со своими сиб. темами входят в об­ щее русло рус. лит-ры и тем самым в общий процесс становления буржуазной культуры; в рус. литературе вслед за сиб. краеведами и публицистами появляет­ ся, наконец, ряд писате- лей-иркутян: Полевой (см.) и его сестра Авдеева (см.), Калашников (см.), Щукин (см.) и др. Это выступле­ ние Сиб. в лит-ре было подготовлено и общим хо­ дом развития последней. Как раз в это время в рус. лит-ре происходит реши­ тельное наступление бур­ жуазных элементов. Ирку­ тяне бр. Полевые, получив­ шие духовную закваску в атмосфере иркут. классо­ вых боев, создают журнал «Московский Телеграф», который в течение почти десятилетия был передовым органом русской общественной мысли, являясь выразителем на­ чинающей осознавать себя как класс молодой русской буржуазии. Краеведческие моменты яв­ ляются и в данном случае одним из орудий борьбы стремящейся к господству в литерату­ ре новой социальной группы. «Экзотический дворянский романтизм уступает место подлин­ ному интересу к быту страны, усиливается изу­ чение народных преданий, песен и т. п. ви­ дов фольклора, но уже не в плане дворянской романтической фольклористики, но как изуче­ ние одного из существеннейших моментов жиз­ ни— хозяйства страны. Соответственно этому получают господство новые жанры: место р о ­ мантической поэмы, создававшейся переходным поколением, терявшего свою экон. силу, дво­ рянства, занимает роман с одной стороны исто­ рический, всегда представляющий богатые воз­ можности для классового осмысления совре­ менности на фоне прошлого, с другой— роман этнографический (часто в его первичной прик­ люченческой (авантюрной) форме); образец по­ следнего дал Некрасов в своем романе: «Три страны света», действие в к-ром частично про­ исходит в Сибири. Первое выступление иркутян в художествен­ ной лит-ре связано также с именем Николая По­ левого, напечатавшего в 1830 повесть «Соха­ тый», заимствованную, по указанию автора, из сиб преданий о разбойнике Сохатом. Но ее «сиб. характер» не в сюжете и не в действую­ щих лицах. Наоборот, быт, данный в повести, весьма далек от тех взаимоотношений, кото­ рые существовали в подлинной сиб. действи­ тельности, само же описание шайки разбойни­ ков кажется выхваченным из аналогичной не­ мецкой литературы. Но значение повести было не в этом. Значителен был прежде всего уже самый факт обращения к подлинному народ- Н. А. Полевой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2