Сибирская советская энциклопедия_Том3
Особняком в этом ряду стоит поэма Рылеева «Войнаровский». Формально она также принад лежит к общему кругу романтических поэм 20-х гг., но она уже связана у Рылеева с под линно -историческими лицами (Войнаровский, историк Сибири — Миллер), насыщена гражд. мотивами и вместе с тем в ней отчетливо чув ствуется стремление поэта освободиться от установив шихся шаблонов и более точно и правдиво передать местный колорит и черты местного быта. Для созда ния этой поэмы Рылеев изучает местные источни ки, путешествия, пользует ся рассказами лиц, знаю щих Сев. Сиб. (напр., В. И. Штейнгеля) — и в поэме он с большой чуткостью сумел воспроизвести пей зажи Сев. Сиб. и общий рисунок северного быта. М. п., для передачи мест ного колорита Рылеев ши роко пользуется введением в текст т. наз. провинциа- лизмов, т.-е. местных слов и выражений, и даже со провождает поэму спец. примечаниями для поясне ния этнографических и диа лектологических моментов. К тому же типу принад лежат поэмы Бальдауфа (см.) и Таскина, служивших горн, инженерами в Забай калье. Поэма Бальдауфа «Авван и Гайро (тунгусская повесть)» обладает доволь но высокими художествен ными достоинствами. Тема поэмы — любовь русского к тунгусской девушке; построена она на том же противопоставлении, кото рое стало каноническим в русской литерату ре со времен «Кавказского пленника» и «Цы ган»— разочарованный, рефлективный предста витель городской, культурной жизни и полная здорового, радостного ощущения жизни «дева степей». Но за всей условностью и трафарет ностью поэмы обнаруживается подлинное поэ тическое выражение, навеянное местной при родой, и стремление найти и выработать ху дожественные средства для передачи местного колорита. С этой стороны поэма Бальдауфа и особенно его лирические стихотворения («К бу рятке», «Самуйя») должны быть причислены к лучшим произведениям старинной лирики с си бирской тематикой. Произведения Бальдауфа, написанные еще в начале 30-х гг., в печати по явились только в 70-х, в сборнике «Воспоми нания бывших питомцев Горного института». В том же сборнике помещены произведения А. Таскина «Нерчинские беглецы», «Ночь на бе регу Онон-Борзи» и др., также написанные в 30-х годах. В пейзажных картинах Таскина на первый план выступают исторические раздумья о великом прошлом туземных племен. Эти моти вы мрачной суровости и былого величия стра ны также принадлежат к числу общих мест со временной поэтики Сибири. Эти же мотивы встречаются в лирике Ив. Петрова, у Инозем цева, позже у А. Штукенберга («Сибирские ме лодии», СПб., 1846). Такими же культурными одиночками были и разбросанные по разным местам Сиб. поэты- декабристы А. Одоевский, В. Кюхельбекер, В. Раевский, А. Бестужев-Марлинский, Н. Чижов. В лирике декабристов отразились гл. обр. на строения и переживания изгнанников. В приз ме настроений изгнанников передаются и впе чатления от сиб. природы. Таковы, напр., «Ар- гунь», «19 октября 1836 г.» — В. Кюхельбекера; «Кн. Волконской* и «Куда несетесь вы, крылатые ста ницы» — А. Одоевского; «Икугуан» — В. Раевского; «Журавли»—Чижова; «Ше- бетуй»—Марлинского. Наи более яркими представите лями этой изгнаннической лирики являются Кюхель бекер и Одоевский. Дека бристы же впервые, в ли це Марлинского и Чижова, обратились к нар. поэзии туземных племен, как к источнику поэтической ра боты: баллады Чижова «Ну- ча», «Воздушная дева»; бал лада Марлинского «Са- атырь» заимствованы из якутского фольклора. На конец, Марлинский дал ряд сибирских очерков в прозе («Исых», «Отрывки из сиб. рассказов»), сюда же сле дует отнести «Письма к д-ру Эрману» («Сибирь и Кавказ»), Эти очерки яв ляются одними из первых опытов того жанра, кото рый получил позже назва ние «очерковой прозы»; за чинателем его для Сиб. был Марлинский. Ему подража ли Н. Бобылев («Белый ме сяц»), М. Александров («Воздушный тарантас») и др. Основной чертой очерков Марлинского является их лирический пейзаж. По замеча нию академика Котляревского, он «был первым писателем, в случайных и беглых заметках которого местный колорит был выдержан в согласии с правдой». В этих же очерках Мар линский наряду р этнографическими зарисов ками затронул и ряд общих вопросов, в том числе и об экономическом значении и роли Си бири, в частности, Марлинский первый выска зал убеждение, что «Сибирь — будущая стра на мануфактур» (т.-е. промышленности). Но, в общем, вся эта «Sibirica» есть только отзвук общей колонизационной линии и ни в какой мере не отражает ни эконом, развития Сиб., ни ее соц.-классовых противоречий. Это еще толь ко «сиб. тема», но ни в какой мере не «сиб. литература». Последняя создается в самой Сиб. писателями, тесно и органически с ней связан ными, ее уроженцами и непосредственными дея телями, представителями различных ее соц. слоев. Литер, группировки и течения создаются в Сиб. уже с конца XVIII века. Первым цен тром их является старейший культурный центр Сибири — Тобольск. Тобольск до рус. периода был крупнейшим эконом, и культурным центром Сибири. Он был резиденцией сиб. хана и центром торговли с Китайскими Туркестаном и Кашгаром. Это знач. Тобольск удерживал некоторое время и после завоевания Сиб. русскими. В XVII веке То больск еще успешно торговал с Бухарой, но затем постепенно бухарская торг. перешла в Ирбит и на юг, Тобольск же все более и более Из книги В. Димитриева „Ореады", 1809
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2