Сибирская советская энциклопедия_Том3

ных интересов, при чем этот процесс также должно рассматривать в двух стадиях его раз­ вития. Сначала он идет по чисто-буржуазной линии — с подчеркиванием своеобразия местной хозяйственной и бытовой обстановки в плане обособления ее и противопоставления иным хо­ зяйственным формам, — позже же, с созданием «крепкого» сиб. крестьянства — как осознание особого (по ленинской формулировке «амери­ канского») пути развития, чему особенно бла­ гоприятствовало отсутствие в Сибири крупно­ помещичьих форм хозяйства. Т. о.^ Л. с. есть участок общерусской лит-ры, отображающий на краевом (местном, областном) материале ее общий путь развития и происходящие в ней процессы борьбы классов. Наблюдаемые же в ней специфические местные черты и особенно­ сти являются лишь результатом той конкрет­ ной обстановки и условий, в которых протекал на местах общий процесс классовой борьбы и которые определили ту или иную расстанов­ ку социальных сил. При изучении этой краевой лит-ры нужно иметь в виду два основных момента, входя­ щих в состав этого понятия: с одной стороны, как местное литер, движение; с другой— как выход местных сил в общерусскую лит-ру и как разработка местной (сиб.) темы в обще­ русской художественной литературе. В таком направлении Л. с. и излагается в настоящем очерке: как история сиб. темы в русской лит-ре и как история местного литер, движения. Интерес к Сиб. в художественной лит-ре наиб, заметно обнаруживается во 11 половине XVIII века. XVIII век явился периодом энер­ гичного развития рус. колонизации. Расширяют­ ся территориальные рамки рус. экспансии, и со старыми хищническими методами колониально­ го грабежа сочетаются более организованные приемы торг.-пром. эксплоатации края. В связи с этим, а также с ростом эконом, связей с Ки­ таем, в русск. лит-ре обнаруживается усилен­ ный интерес к Сибири. К концу XVIII — началу XIX вв. относится ряд описаний кругосветных путешествий и экспедиций в Сибирь; в начале XIX века появляется ряд описаний и воспоми­ наний, принадлежавших, по б. ч., бывшим сиб. администраторам (Семивский, Корнилов, Мар- тос, Степанов, Пестов, В. Хвостов и др.); созда­ ются спец. журналы («Сиб. Вестник», «Азиат. Вестник» (см.); в художественной лит-ре упо­ минания о Сиб. встречаются в стихотворениях Державина, Дмитриева: артист Плавильщиков пишет комедию «Сибиряк», даже Екатерина II пишет пьесу «Шаман сибирский». В различных журн. появляются стихотворения и послания, обращенные к Сибири Одним из таких первых авторов был П. А. Словцов (см.). Во всех этих произведениях, не исключая и созданных в Сиб., не было еще знания страны. Господство­ вало отвлеченное представление о какой-то хо­ лодной, диковинной и богатой стране. К ней было приковано жадное внимание завоевателей- колонизаторов. Произведения этого периода мало чем отличаются от описаний иностранцев о России и Сибири. В значительном числе слу­ чаев связь с Сибирью была только чисто-внеш­ ней: сиб. заглавие или подзаголовок («Из сиб. жизни», «Из сиб. преданий») имели целью при­ дать произведениям «экзотический» привкус, возбудив тем самым более остро внимание чи­ тателей. Популярной темой служит «Ермак», опоэтизированный образ к-рого является как бы символом этой колонизации; Ермак превра­ щается в колониального героя (сначала дворян­ ского, позже буржуазного, — и тема «Ермака» дала материал для целого ряда поэм, трагедий и исторических романов (см. «Ермак в художе­ ственной литературе»). Этот элемент экзотики очень характерен для. основных направлений русской лит-ры начала XIX века, отображающих основные линии лит­ ры колониальных империй после Французской, рев. и Наполеоновских войн и к-рые имели опору и в русском историческом процессе. Од­ ной из излюбленных форм в русской лит-ре на­ чала XIX века, связанной с т. наз. « с а нтиме н- т а л и з м о м», являются «чувствительные путе­ шествия», выражавшие идею капиталистической, экспансии периода первоначального накопле­ ния. Среди многочисленных произведений это­ го рода встречаются и путешествия по Сибири. Как характерный пример, можно указать на> «Путешествие по Сибири г-на Трунина. Пись­ ма, писанные к другу в Москве» («Нов. Лит-ры»,. т. III, 1802) или неоконченные записки В. Дими­ триева («Ореады», 1809). Отзвук этой манеры можно проследить и в более поздних «Письмах из Сибири» П. А. Словцова (1825—27) и в «Пу­ тевых заметках» Вадима *** (Пассека) и др. За­ тронула сиб. тему и сантиментальная повесть^ напр., «Кавата и Тунгильби», тунгусская по­ весть Ф. Булгарина («Соревнов. Проев.», 1819). Конечно, ни о к.-л. сиб. колорите или отобра­ жении страны здесь нет и речи: тунгусы—про­ сто отвлеченное именование, за к-рым не скры­ валось никаких реальных представлений. Особенно силен экзотический элемент в ро­ мантической лирике. Основной жанр — лириче­ ская поэма байроновского типа («Кавказский пленник», «Цыгане», «Бахчисарайский фонтан»- Пушкина). Обязательными аксессуарами такой поэмы является наличие экзотической обста­ новки, романтические мотивы любовной интри­ ги, фигура разочарованного героя и рядом с ним идеальная героиня-туземка; наконец, в ка­ честве обязательного мотива входят также раз­ личные этнографические картины: описание природы и быта «дикого племени». Так наряду с кавказской и вообще восточной экзотикой создается «экзотика сибирская», появляется ряд стихотворений и поэм с сиб. сюжетами и «сиб. колоритом»; рядом с кавказскими и турецкими пленниками— пленники уральские и киргизские; рядом с молодыми черкешенками — «киргизские девы», «прекрасные бурятки», «тунгуски»; в от­ клик «татарской песне» Пушкина — «песни кир­ гизские», бурятские и т. д. Наконец, по образ­ цу пушкинской поэмы «Братья разбойники» соз­ дается ряд поэм с признаниями и исповедя­ ми ссыльных, сиб. беглецов и т. п. Главнейшие из этих произведений— поэмы: «Киргизский пленник» Муравьева (1828), «Сетование киргиз- кайсацкого пленника» Кудряшева (1829), «Пес­ ня сиб. казачки» В. Карлгофа (1827), «Бурят­ ская песня» Таскина (1828), «Татарская (сибир­ ская) песня» И. Петрова (1830), «Покорение Си­ бири» Трилунного (Струйского), «Ссыльный» Иноземцева, «Сибирь, Думы», сборник стихо­ творений (1832) Е. К. (Евгр. Ковалевского) и др. Особенно популярен образ экзотической кра- савицы-туземки. Так, образ красавицы-якутки «воспевали» сосланные в Якутскую обл. дека­ бристы: Бестужев-Марлинский и Чижов; поэты Кузьмин и Петров воспевают «дев Енисея», ир­ кутский поэт Я. Г. бурятку («Мирза или бурят­ ка на празднике», «Галатея», 1829). В прозе эта романтическая тема нашла свое отражение в романе В. Ушакова «Киргиз-кайсак» (1829). Ко­ нечно, и в этих произведениях также трудно найти подлинные черты местного колорита, как и в произведениях более раннего периода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2