Сибирская советская энциклопедия_Том3
ных интересов, при чем этот процесс также должно рассматривать в двух стадиях его раз вития. Сначала он идет по чисто-буржуазной линии — с подчеркиванием своеобразия местной хозяйственной и бытовой обстановки в плане обособления ее и противопоставления иным хо зяйственным формам, — позже же, с созданием «крепкого» сиб. крестьянства — как осознание особого (по ленинской формулировке «амери канского») пути развития, чему особенно бла гоприятствовало отсутствие в Сибири крупно помещичьих форм хозяйства. Т. о.^ Л. с. есть участок общерусской лит-ры, отображающий на краевом (местном, областном) материале ее общий путь развития и происходящие в ней процессы борьбы классов. Наблюдаемые же в ней специфические местные черты и особенно сти являются лишь результатом той конкрет ной обстановки и условий, в которых протекал на местах общий процесс классовой борьбы и которые определили ту или иную расстанов ку социальных сил. При изучении этой краевой лит-ры нужно иметь в виду два основных момента, входя щих в состав этого понятия: с одной стороны, как местное литер, движение; с другой— как выход местных сил в общерусскую лит-ру и как разработка местной (сиб.) темы в обще русской художественной литературе. В таком направлении Л. с. и излагается в настоящем очерке: как история сиб. темы в русской лит-ре и как история местного литер, движения. Интерес к Сиб. в художественной лит-ре наиб, заметно обнаруживается во 11 половине XVIII века. XVIII век явился периодом энер гичного развития рус. колонизации. Расширяют ся территориальные рамки рус. экспансии, и со старыми хищническими методами колониально го грабежа сочетаются более организованные приемы торг.-пром. эксплоатации края. В связи с этим, а также с ростом эконом, связей с Ки таем, в русск. лит-ре обнаруживается усилен ный интерес к Сибири. К концу XVIII — началу XIX вв. относится ряд описаний кругосветных путешествий и экспедиций в Сибирь; в начале XIX века появляется ряд описаний и воспоми наний, принадлежавших, по б. ч., бывшим сиб. администраторам (Семивский, Корнилов, Мар- тос, Степанов, Пестов, В. Хвостов и др.); созда ются спец. журналы («Сиб. Вестник», «Азиат. Вестник» (см.); в художественной лит-ре упо минания о Сиб. встречаются в стихотворениях Державина, Дмитриева: артист Плавильщиков пишет комедию «Сибиряк», даже Екатерина II пишет пьесу «Шаман сибирский». В различных журн. появляются стихотворения и послания, обращенные к Сибири Одним из таких первых авторов был П. А. Словцов (см.). Во всех этих произведениях, не исключая и созданных в Сиб., не было еще знания страны. Господство вало отвлеченное представление о какой-то хо лодной, диковинной и богатой стране. К ней было приковано жадное внимание завоевателей- колонизаторов. Произведения этого периода мало чем отличаются от описаний иностранцев о России и Сибири. В значительном числе слу чаев связь с Сибирью была только чисто-внеш ней: сиб. заглавие или подзаголовок («Из сиб. жизни», «Из сиб. преданий») имели целью при дать произведениям «экзотический» привкус, возбудив тем самым более остро внимание чи тателей. Популярной темой служит «Ермак», опоэтизированный образ к-рого является как бы символом этой колонизации; Ермак превра щается в колониального героя (сначала дворян ского, позже буржуазного, — и тема «Ермака» дала материал для целого ряда поэм, трагедий и исторических романов (см. «Ермак в художе ственной литературе»). Этот элемент экзотики очень характерен для. основных направлений русской лит-ры начала XIX века, отображающих основные линии лит ры колониальных империй после Французской, рев. и Наполеоновских войн и к-рые имели опору и в русском историческом процессе. Од ной из излюбленных форм в русской лит-ре на чала XIX века, связанной с т. наз. « с а нтиме н- т а л и з м о м», являются «чувствительные путе шествия», выражавшие идею капиталистической, экспансии периода первоначального накопле ния. Среди многочисленных произведений это го рода встречаются и путешествия по Сибири. Как характерный пример, можно указать на> «Путешествие по Сибири г-на Трунина. Пись ма, писанные к другу в Москве» («Нов. Лит-ры»,. т. III, 1802) или неоконченные записки В. Дими триева («Ореады», 1809). Отзвук этой манеры можно проследить и в более поздних «Письмах из Сибири» П. А. Словцова (1825—27) и в «Пу тевых заметках» Вадима *** (Пассека) и др. За тронула сиб. тему и сантиментальная повесть^ напр., «Кавата и Тунгильби», тунгусская по весть Ф. Булгарина («Соревнов. Проев.», 1819). Конечно, ни о к.-л. сиб. колорите или отобра жении страны здесь нет и речи: тунгусы—про сто отвлеченное именование, за к-рым не скры валось никаких реальных представлений. Особенно силен экзотический элемент в ро мантической лирике. Основной жанр — лириче ская поэма байроновского типа («Кавказский пленник», «Цыгане», «Бахчисарайский фонтан»- Пушкина). Обязательными аксессуарами такой поэмы является наличие экзотической обста новки, романтические мотивы любовной интри ги, фигура разочарованного героя и рядом с ним идеальная героиня-туземка; наконец, в ка честве обязательного мотива входят также раз личные этнографические картины: описание природы и быта «дикого племени». Так наряду с кавказской и вообще восточной экзотикой создается «экзотика сибирская», появляется ряд стихотворений и поэм с сиб. сюжетами и «сиб. колоритом»; рядом с кавказскими и турецкими пленниками— пленники уральские и киргизские; рядом с молодыми черкешенками — «киргизские девы», «прекрасные бурятки», «тунгуски»; в от клик «татарской песне» Пушкина — «песни кир гизские», бурятские и т. д. Наконец, по образ цу пушкинской поэмы «Братья разбойники» соз дается ряд поэм с признаниями и исповедя ми ссыльных, сиб. беглецов и т. п. Главнейшие из этих произведений— поэмы: «Киргизский пленник» Муравьева (1828), «Сетование киргиз- кайсацкого пленника» Кудряшева (1829), «Пес ня сиб. казачки» В. Карлгофа (1827), «Бурят ская песня» Таскина (1828), «Татарская (сибир ская) песня» И. Петрова (1830), «Покорение Си бири» Трилунного (Струйского), «Ссыльный» Иноземцева, «Сибирь, Думы», сборник стихо творений (1832) Е. К. (Евгр. Ковалевского) и др. Особенно популярен образ экзотической кра- савицы-туземки. Так, образ красавицы-якутки «воспевали» сосланные в Якутскую обл. дека бристы: Бестужев-Марлинский и Чижов; поэты Кузьмин и Петров воспевают «дев Енисея», ир кутский поэт Я. Г. бурятку («Мирза или бурят ка на празднике», «Галатея», 1829). В прозе эта романтическая тема нашла свое отражение в романе В. Ушакова «Киргиз-кайсак» (1829). Ко нечно, и в этих произведениях также трудно найти подлинные черты местного колорита, как и в произведениях более раннего периода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2