Сибирская советская энциклопедия_Том3

среди большевиков и, особ., среди военноплен­ ных, из к-рых формировал отряды интернацио­ налистов для борьбы за сов. власть. Редакти­ ровал издававшуюся в Омске на мадьярском яз. газ. интернационалистов «Революция». Во время чехословацкого мятежа командовал мадьярскими частями, защищавшими Омск. Участвовал в бою на ст. Мариановка. После занятия Омска J1. был арестован белогвардей­ цами и 2 июня 1919 расстрелян. ЛИГНИТ—см. Бурый уголь и Каустобиолиты. ЛИДИЙСКИЙ КАМЕНЬ ( п р о б и р ный к а ­ мень) — черный роговик (см.). Употребляется для проб благородных металлов. М-ния: берег Большого Чебачьего оз. в Петропавловском окр.; по р. Селенге в Забайкалье; о-в Аграфе­ ны.; на р. Лене (Якутская Республика). ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ И МАЛО­ ГРАМОТНОСТИ.—Л. н., как широкая общест­ венно-политическая деятельность партии и сов. власти, получила офиц. узаконение в декрете СНК РСФСР 26 декабря 1919, подписанном В. И Лениным. Ленин прежде всех и глубже всех по­ нял и расценил бескультурье, неграмотность многомиллионных рабочих и бедняцко-серед- няцких крестьянских масс, как величайший тор­ моз на пути социалистического строительства. Неоднократно в своих выступлениях он подчер­ кивал полит, значение возможно быстрой лик­ видации неграмотности. Характеризуя в 1923 (см. «Страничку из дневника», Собр. соч.. т. XVIH, ч. 2) культурное состояние Республики, поль­ зуясь при этом данными демографических пе­ реписей 1897 и 1920, Ленин выделил особую от­ сталость Сибири. Результаты этих двух пере­ писей давали такие показатели; Населенные территории Европейская Россия Северный Кавказ Сибирь (Западная) Всего Грамотных на 1.000 душ! всего населения j 1897 1920 229 330 150 281 108 218 223 319 Г о д ы Число ликпунктов и школ для мало­ грамотных Число учащихся 1920/21 1.251 49.537 1921/22 701 18.188 ; 1922/23 74 1.355 1923/24 833 25.663 ] 1924/25 2.167 80.700 1925/26 2.353 71.900 1926/27 2.950 102.785 1927/28 2.656 88.528 Потребовалось свыше 20 лет, чтобы увеличить число грамотных на 1.000 населения с 223 до 319 человек. Даже сравнительно более быстрый темп роста грамотных в Сиб. в ср. с др. об­ ластями дает ничтожные результаты. Л. н., как организованная массовая работа, в Сиб. крае начата с 1920/21 учебного года. Уже к моменту второй демографической переписи в де­ кабре 1926, в Сиб. крае на каждую тысячу насе­ ления переписью зарегистрировано 309 грамот­ ных. Темп роста только за первые 6 лет работы сов. власти во много раз превысил «темпы» до­ революционной России. Эти успехи целиком должны быть отнесены за счет развернутой массовой работы по Л. и. с па­ раллельным расширением сети детских школ. Но все же Сиб., в сравнении с др. обл. РСФСР, в темпах Л. н. отставала: по РСФСР за 6 лет % грамотности населения поднялся на 12,6, а по Сиб. краю на 9,1. В списке отдельных обла­ стей, республик, краев к концу 1926 Сиб. край занял 16-е место между Башкирской АССР и Бурято-Монгольской АССР. Вплоть до начала 1928129 борьба с неграмот­ ностью в крае велась в основном методами ап­ паратной работы органов народного образова­ ния через сист. платных ликпунктов и школ ма­ лограмотных. Силы общественности привлека­ лись к непосредственной работе по обучению взрослых грамоте в одиночном или групповом порядке в очень ограниченных размерах и пре- им. в городах. В границах нынешнего Зап.- Сиб. края итоги работы по Л. н. и м. за 8 лет характеризуются следующими данными: Такие темпы работы создавали, в лучшем слу­ чае, стабильность негра­ мотности в крае, но не уменьшали ее, т. к. чи­ сло обученных в ликбе­ зе ежегодно покрыва­ лось и даже перекрыва­ лось притоком новых неграмотных, ' главным ооразом из числа пе­ реростков, не охвачен­ ных в свое время дет­ ской школой, и частич­ но за счет широкого потока переселенцев. 1928/29 явился годом решительного перелома в методах борьбы с неграмотностью. Работа по Л. н. была впервые развернута как массовый культ, поход. Моментом, определившим этот пе­ релом в крае, явилось решение Сиб. Краевого к-тета партии, вынесенное в октябре 1928. Впер­ вые навербованная в среде студенчества, уча­ щихся, учителей, грамотных рабочих, батра­ ков и бедняцко-середняцких масс крестьянства культармия в 40 тыс. чел. приняла непосред­ ственное участие в работе по обучению гра­ моте, и в результате за 1928129 по Сиб. краю было обучено 232 тыс. чел. взрослых неграмот- ных-малограмотных. Особенностью в развер­ тывании ликбезпохода в 1929130 явилось об’еди- нение сил и средств всех организаций на основе единого плана работы под непосредственным ру­ ководством штабов ликбезпохода. За этот год по Сиб. краю, в его старых границах, было обучено уже 608 тыс. неграмотных-малограмот- ных, что превысило почти в полтора раза итоги работы по Л. н. в крае за 8 предыдущих лет (по 1927/28 включительно было обучено 439.065 человек). В 1930/31 ликбезпоход в крае был под­ нят на новую, более высокую ступень, став о с ­ новным (наравне с ВНО) маршрутом культэста- феты. Это дало возможность по окончании зим­ ней учебы развернуть летом 1931 значит, ши­ ре предыдущих годов сеть летних ликпунклов, групп и школ малограмотных. В результате за год в границах нынешнего Зап.-Сиб. края обу­ чено 870 тыс. человек. Из года в год рос и % обучаемых малограмотных. Из 60S тыс. чел.,, окончивших обучение в 1929/30, малограмотных было обучено 120 тысяч человек или 20% всех обученных, а в работе 1930 31 процент обучен­ ных малограмотных поднялся уже до 31. Итоги борьбы с неграмотностью за три по­ следних года должны расцениваться с двух сто­ рон: во-первых, со стороны приобщения более чем миллионной массы бывших неграмотных- малограмотных трудящихся к книге и к актив­ ному сознательному участию в соц. строитель­ стве и, во-вторых, со стороны создания тысяч­ ной армии общественников-культармейцев, гото­ вых к борьбе на любом участке культурного и хоз. строительства. Культармия в крае продол­ жает неизменно расти: если в 1928/29 по ликбе­ зу работало 40 тыс. культармейцев, то в 1929/30 в ее рядах насчитывалось уже 100 тыс. чело­ век, а культэстафета 1930/31 привлекла, к уча­ стию в маршруте по ликбезу 153 тыс. человек. В связи с ростом культармии резко изменилось за последние годы соотношение между количе­ ством обученных в сист. ликпунктов и школ ма­ лограмотных, и количеством обученных в оди­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2