Сибирская советская энциклопедия_Том1

АМУРСАНА—монгольский князь, в середине XVIII в. делавший несколько попыток создать из Монголии самостоятельное государство и ру­ ководивший восстаниями против Китая. Умер в Сиб., куда бежал после неудач организован­ ных им восстаний. АМУРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — от ст. Куенга Забайкальской ж. д. до Хабаровска про­ тяжением 1.998 км, строилась средствами казны в течение 1908— 16 последовательными частя­ ми: головной участок, зап., ср. и вост. Громад­ ная дл. линии, необычайно суровые климатиче­ ские условия, горный характер местности, без­ дорожье, малая населенность и крайняя удален­ ность заставляют отнести постройку А. ж. д. к труднейшим в техническом отношении пред­ приятиям. Особые трудности представляло устройство водоснабжения в условиях вечной мерзлоты (см.) почвы. Мост через р. Амур, дл. до 3 км, является одним из крупнейших соору­ жений этого рода в мире. А. ж. д. проводилась с целью соединить тихоокеанское побережье с Европ. Россией непрерывн. рельсовым путем, проложенным целиком на рус. территории; ли­ ния проведена параллельно течению р. Амура, в расстоянии от 50 до 150 км. В настоящее вре­ мя А. ж. д. вошла своей зап. частью (со ст. Сковородино) в состав Забайкальской (см.), а вост.—в состав Уссурийской ж. д. (см.). АМУРСКАЯ КОЛЕСНАЯ ДОРОГА ( «Коле- с у х а»), «К крупн. гос. сооружениям, выпол­ нявшимся исключительно арестантским трудом, нужно отнести А. к. д., соединяющую Хаба­ ровск с Благовещенском. Постройка ее началась в мае 1898 и затем шла беспрерывно летом и зимой, привлекая ежегодно свыше 1.000 аре­ стантов, размещавшихся по линии дороги в ла­ герях, устраивавшихся в тех или др. пунктах по мере хода работ. Примера подобного соору­ жения, по его грандиозности, по тем затрудне­ ниям, с к-рыми сопряжена была прокладка до­ роги в пустынной, почти незаселенной и мало­ доступной местности, еще не было в тюремной практике др. государств. Достаточно сказать, что арестантам пришлось не только сделать сво­ им трудом все, что требовалось для дороги со всеми ее станционными и мостовыми сооруже­ ниями, на протяжении нескольких сотен верст, но раньше того расчистить леса, провести врем, пути сообщения, устроить жилища и организо­ вать водоснабжение, доставку одежды, пищи и всех др. материалов и запасов, при отсутствии возможности делать закупки на месте работ». Так характеризует постройку А. к. д. Гл. Тю­ ремное Упр. в своем докладе в 1900. А. к. д., или «Колесуха», по праву занимает «почетное» место в общей сист. царской катор­ ги. Она построена, можно сказать, на арестант­ ских костях и полита арестантской кровью. На­ чатая в 1898, она закончена постройкой в 1909. За 11 лет арестанты построили дорогу протя­ жением до 2.000 км. Положение арестантов, на­ ходившихся на тяжелой раб. «от рассвета до темноты», усугублялось, с одной стороны, не­ возможными условиями самой раб. (тучи кома­ ров. и мошкары летом, раб. на болоте по пояс в воде, малярия, чрезвычайно сильно распростр. среди арестантов, отсутствие медицинской по­ мощи и т. д.), с другой—той сист. обращения с рбч.-арестантами, к-рая неизменно проводилась во все время постройки дороги. Рбч.-арестант был бесправнее рабочей скотины, к-рую аре­ станты заменяли. Чтобы задушить в корне вся­ кую мысль о возмущении невозможными усло­ виями каторжного труда, об отказе от раб., воинская охрана сист. избивала арестантов, вся­ чески над ними издеваясь. Мысль о побеге у арестантов была самой затаенной мечтой. Но бежать было почти невозможно. Летом—непро­ ходимая тайга и болота, зимой следы на снегу, по к-рым очень легко было верховым найти и догнать пеших арестантов. В 1899, по официаль­ ным данным, побегов было 42, убежало всего только трое. В 1902 было 62 побега, убежало всего 8 чел. В 1903 бежало 29 арестантов, из них 5 чел. убиты при преследовании, 16 пой­ маны, остальные 8 в большинстве погибли в тайге. Пойманные при попытке к побегу под­ вергались таким избиениям и издевательствам, что часто предпочитали не сдаваться живыми в руки преследователей. Работы выполнялись уроками. По офиц. данным урок на каж- кого рбч.-арестанта составлял в ср. 0,38 куб. саж. земляных раб. в день. Вознаграждение вы­ давалось в течение зимнего периода работ сс.- кат. по след, расчету: плотникам, пильщикам и занятым на земляных раб.-—за урок 3 коп., за сверхурочные раб. 7 коп., выходящим на пр. раб.—за урок 2 коп., а за сверхурочные раб. 6 коп.; арестантам, выполнявшим хоз. раб., 6 коп. за каждый рабочий день. Врач только дважды в году об’езжал рабочие команды, осматривая исключительно тяжело-больных. При рабочих командах находились ротные фельдшера, под­ час совершенно безграмотные не только в ме­ дицинском отношении. Эти ротные фельдшера являлись властителями здоровья и жизни тысяч арестантов. В 1906 царское правительство на­ чало посылать на «Колесуху» и политических каторжан, преим. солдат и матросов, осужден­ ных за военные восстания, и крестьян, осужден­ ных за аграрные беспорядки. В 1907 с прихо­ дом на А. к. д. большой партии солдат и ма­ тросов из Нерчинской каторги и Александров­ ской центр, каторжной тюрьмы положение на «Колесухе» несколько улучшилось. Администра­ ция почувствовала в прибывшей партии солдат и матросов силу, людей, могущих постоять за себя, и вынуждена была с этой силой считать ся. См. также Каторга и ссылка. Л и т . Брпвский, Р . На Амурской колесной дороге, „Рус. Богатство", 1905, 9; Градов, А. Через „Колесуху" на волю, изд. „Нов. Литература*'; Виноградов-Бессель, А. Амурская колес­ ная дорога, „Былое14, 1917, 3; Соболь, А. Амурская колесная дорога, „Былое", 1917, 3; его ж е . „Колесуха", Дешевая библ., изд. „Кат и Ссылка", 1925; Врублевский, Ф. Воспоминания об Амурской колесной дороге, „Каторга и Ссылка", М., 1923, 6. И. Д у б и н с к и й . АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ—образована в 1858 с обл. ц. в Благовещенске, в составе Вост.-Сиб., позднее Приамурского ген.-губ-ства, управля­ лась военным губернатором с особыми полно­ мочиями по охране пограничной полосы; адм. деление (1913): Амурский у., окр. Амурского ка­ зачьего войска и горно-прйисковые окр.: Зей­ ский и Буреинский и прииски Джаландинской сист. Территория (1917) 410 тыс. км2, жит. (1897) 120.306, в 1911—261.500. В 1921—25 входила в состав Д.-В. Респ. и Д.-В. Обл. с разделением на уу.: Благовещенский, Завитинский, Зейский и Свободненский. Территория равняется довоен­ ной; население (1925)—392.234 жит. В 1926 при районировании ДВК составила окр. Амурский и Зейский. «АМУРСКАЯ ПРАВДА» — ежедн. газ., выхо­ дит в Благовещенске с февраля 1920; орг. Амур­ ского Окр. исполкома, Окр. К-тета ВКП(б) и Окр. профсовета. «А. П.» уделяет значит, вни­ мание местным вопросам, являясь, по количе­ ству рабселькоров и по содержанию статей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2