Сибирская советская энциклопедия_Том1
чение ледникового периода сохранился умерен ный климат, т.-е. в Маньчжурии и Японии. В бас сейне А. встречается 90 различных форм рыб, т.-е. больше, чем в к.-л. др. водоеме СССР; из этого числа несколько форм свойственны толь ко А., напр., роды Pseudaspius и Mesocottus и виды: калуга, осетр амурский, амурская щука и др. В количеств, отношении амурская ихтио фауна также превосходит др. pp. Сиб. Промы словое значение здесь имеют, гл. обр., лососе вые (см.): кета и горбуша, заходящие из м. в А. для икрометания. Промысел этот, несмотря на свое недавнее прошлое, в значит, степени подорвал запасы лососевых, вынудил установить запрети, сроки для их добычи и усиленно раз вивать рыбоводство (см.) и охрану нерестилищ. Значение А. в хозяйственной жизни ДВК огром но (см. Дальне-Восточный край и Рыболовство). Изучение бассейна А. начато Палласом (1772); Крузенштерн <1805), Невельский (1849) изучали лиман А.; Миддендорф (1884), Шренк (1854—56), Маак (1855—59), Дыбовский (1869—77) дали описание А. и собрали большие коллекции, иллюстри рующие состав его фауны и флоры Бражников (1900—1904) изучал низовья; Берг (1904) дал сводную работу по рыбам А ; Солдатов (1909—13) вел исследования биологии рыб А. и наконец, с 1926 организована Тихоокеанская Научно- Промысловая Станция (см.), в задачи к-рой входит и систе матическое изучение вол А. Лит . : Бражников, В. К. Рыбные промыслы Д. Востока. Материалы по топографии и физ. географии Николаевского района, в. 2, СПб., 1904; Берг, JJ. С. Рыбы бассейна Амура, „Записки Акад. Наук. По физ.-мат. отд.“,т. 24, № 9, Пб., 1909; Солдатову В. К. Рыбные.промыслы Д. Востока, V II, Исслед. биологии лососевых Амура, ч. 1, СПб., изд. Деп. Земл., 1912; его же . Исслед. биологии и промысла осетровых А., СПб., изд. Деп. Земл., 1915; Болотов, А. А. Амур и его бассейн, Харбин, 1925 (О-во изучения Маньчжурского края); Рыбные и пушные богатства Дальнего Востока, Владивосток, изд. Науч- промбюро Дальрыбохоты, 1923. А. Б е р е з о в с к и й . До появления русских бассейн А. был заселен маньчжур ским» племенами. Из них наиб, значит, были дауры и дючеры, жившие по ср. течению А. Они занимались земледелием, скотоводством и охотой. П о имени дауров весь Приамурский край был рус. назван „Даурией". По ниж. течению А. оби тали ачаны и гиляки, стоявшие на более низкой ступени культуры. Почти единственным средством существования было для них рыболовство. Первые сведения об А. были поручены рус. от промышленников, проникших на А. с вер ховьев вост. прит. Лены— Витима и Олекмы. В 1643 из Якутска была снаряжена на А. военная экспедиция во главе с Вас. Поярковым. Экспедиция прошла все течение А., от Зеи до устья, из устья пошла к С. вдоль морского берега и вернулась Юдомским волоком. Известия, принесенные Пояр ковым о богатстве Даурии, вызвали организацию пром. экспе диции (Ерофея Хабарова, Святитского), снаряженных на частные средства. Первая экспедиция Хабарова носила рекогно сцировочный характер, в след, же годы (1651—53) Хабаоов предпринял покорение всего ср. и ниж. течения А., сопро вождавшееся жестоким разорением края. Даурия, захвачен ная частной пром. экспедицией, была затем принята моек, правительством, спешившим закрепить ново-приобретенные земли путем постройки острогов. На прит. А. Шилке был создан в Нерчинске военно-адм. пункт для управления Дау- рней. В 1666 на самом А. возник Албазинский острог (см. Албазин). Закреплены были также пути, ведшие на А. со стороны Лены. Захват рус. бассейна А., заселенного маньч журскими племенами, платившими ясак Китаю, вызвал со стороны последнего посылку на А. ряда военных экспедиций. Центром военных столкновений был Албазинский острог. Не имея возможности удержать в своих руках Даурию, моек, прави тельство решило вступить в мирные переговоры с китайцами. После долгих переговоров, под угрозой наступления китай цев и монголов на Селенгинск и Нерчинск, посольство Голо вина заключило в 1689 Керчинский договор, по к-рому вся обл. А. отошла к Китаю, и границею были признаны pp. Гор бина и Аргунь. Захват А. был произведен только в средине XIX в. ген.-губ. Муравьевым. В 1849 была снаряжена экспеди ция Невельского (см.) на А., к-рая доказала, в противовес ранее господствовавшему мнению, судоходность А. на всем протяжении. В 185^,, в связи с началом Крымской кампании, по А. был произр н. сплав рус. войск, отправлявшихся на Камчатку. Окончат- льное занятие Приамурского края было произведено по Аргунскому договору (см.) 1858 и Пекинскому договору 1860. К. Б а з и л е в и ч Лит . : Миллер, Г. История о странах, при р. Амуре лежащих, когда оные состояли под росс, владением, „Ежем. Соч.“, СПб., 1757; Бахрушин, С. В. Казаки на Амуре, Л ., изд. Брокгауз-Эфрон, 1925; Огородников, В. И . Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в., Владивосток, 1927; Тимонов, В. Е. Очерк главных водных путей Приамурского края, СПб., 1897; Юргенсон, Р . О. О судоходном состоянии Амура с притоками, „Зап. Приамурского Отд. Р. Г. Об-ва“, в. 2, 1897; Карпов, А. И . Река Амур с ее притоками как пути сообщения, СПб., 1909; 11етропавловский, С. И . Ниж. тече ние Амура от Хабаровска до Николаевска, „Материалы для описания рус. рек и истории улучшения их судоходных усло вий", в. XV III, СПб., 1907; Долгоруков. Амур и его Притоки, „Тр. совещания о путях сообщения Сиб.“, т. II, Иркутск, 1908. АМУР (Ctenopharyngodon idella), рыба—из се мейства карповых, встречающаяся в р. Амуре, в оз. Ханка и в китайских водах. Достигает дл. 1 м и весом 25 кг. А. по наружному виду похожа на сазана, но отличается более низ ким удлиненным телом. Мясо расценивается высоко; добывается неводами. Большого про мыслового значения не имеет. АМУРО -ПРИМОРСКИЙ КРАЙ — включает обл. бассейна р. Амура и примыкающее к нему морское побережье; лежит на В. Азии между 42°10' и 56° с. ш. и 152 и 172° в. д. (ДВК), со ставляя площадь в 1.300.000 км'2. Зап. часть, рас положенная по левобережью Амура до хр. Бу- реинского, наз. Приамурьем (см.), восточная— Приморьем (см.). АМУРО - ЯКУТСКАЯ ( Алд а н с к о - Я к у т - с к а я) МАГИСТРАЛЬ. Вопрос о соединении Якутии грунтовыми трактами с линией Уссу рийской ж. д. является актуальным. Путями, соединяющими Якут. Р. с ж. д., являются доро ги: 1) от ст. Могоча (Забайкальской ж. д.) на р. Тунгир (прав. прит. р. Олекмы) и р. Олекму; 2) от ст. Невер через верховья Тымптона, че рез Алданский золотоносный район в Якутск. От ст. Могоча до пос. Тупик на р. Тунгире тракт, дл. 102,5 км, был построен в 1916— 18. От пос. Тупик дальнейшее движение грузов происходит сплавом на карбазах по р. Тунгиру и далее по р. Олекме. Пригодность для сплава Тунгира только во время выс. ур. воды стави ла вопрос о продолжении тракта на 71,5 км от пос. Тупика до устья Бармакиты, прит. Олек мы, откуда Олекма является сплавной до устья на протяж. 1.099 км. Тормозом для грузо-пото- ка является порожистость Олекмы, отсутствие п.-т. связи, необходимость завоза рбч. в пос. Тупик для постройки карбазов. Особый инте рес Могочинский вариант получит при расши рении добычи золота по р. Олекме. Наиб. знач. для Якутии получил Амуро-Якутский вариант тракта: ст. Сковородино—Алданские прииски— Якутск. К постройке его приступлено в 1926. На всем своем протяжении А.-Я. м. пролегает по худшим в с.-х. отношении землям, захваты вая полосу альпийской тундры и лесотундры. Только местами проходит по небольшим участ кам, на к-рых возможно земледелие, на всем же своем протяжении район пригоден для оле неводства и скотоводства при проведении в бу дущем мелиоративных работ. Поселения при урочены к приискам и немногочисленны; вдоль линии пути разбросаны одиночные зимовья, по стройки временного типа. Специально пасса жирского движения по пути не существует, пас сажиры могут следовать с грузом или с почтой. Почтовое движение происходит зимой 2 раза в неделю на сменных лошадях от ст. Сковороди но до прииска Якут и отсюда до Тымптонского; далее на сменных оленях до Незаметного и до Тоен-Ары на Лене. Предельный вес почты 655 кг на двух пароконных подводах или на 6 —7 олень их нартах. Стоимость проезда пассажира до Якутска—136 руб. (в 1927). Срок доставки по чты при благоприятных условиях 10 дней. Л ит.: Молодых, И . Ф . К материалам о путях снабже ния Якутии, сб. „Очерки по изучению Якутского края", в. 2, Иркутск, 1928; его ж е . Пути сообщения Якутии, „Якутия", сборник статей, издание Академии Наук СССР, Л ., 1927; Се менов, А. Пути к алданскому золоту, журнал „Хозяйство, Якутии", 1925, I. В. П о д г о р б у н с к и й .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2