Сибирская советская энциклопедия_Том1

чение ледникового периода сохранился умерен­ ный климат, т.-е. в Маньчжурии и Японии. В бас­ сейне А. встречается 90 различных форм рыб, т.-е. больше, чем в к.-л. др. водоеме СССР; из этого числа несколько форм свойственны толь­ ко А., напр., роды Pseudaspius и Mesocottus и виды: калуга, осетр амурский, амурская щука и др. В количеств, отношении амурская ихтио­ фауна также превосходит др. pp. Сиб. Промы­ словое значение здесь имеют, гл. обр., лососе­ вые (см.): кета и горбуша, заходящие из м. в А. для икрометания. Промысел этот, несмотря на свое недавнее прошлое, в значит, степени подорвал запасы лососевых, вынудил установить запрети, сроки для их добычи и усиленно раз­ вивать рыбоводство (см.) и охрану нерестилищ. Значение А. в хозяйственной жизни ДВК огром­ но (см. Дальне-Восточный край и Рыболовство). Изучение бассейна А. начато Палласом (1772); Крузенштерн <1805), Невельский (1849) изучали лиман А.; Миддендорф (1884), Шренк (1854—56), Маак (1855—59), Дыбовский (1869—77) дали описание А. и собрали большие коллекции, иллюстри­ рующие состав его фауны и флоры Бражников (1900—1904) изучал низовья; Берг (1904) дал сводную работу по рыбам А ; Солдатов (1909—13) вел исследования биологии рыб А. и наконец, с 1926 организована Тихоокеанская Научно- Промысловая Станция (см.), в задачи к-рой входит и систе­ матическое изучение вол А. Лит . : Бражников, В. К. Рыбные промыслы Д. Востока. Материалы по топографии и физ. географии Николаевского района, в. 2, СПб., 1904; Берг, JJ. С. Рыбы бассейна Амура, „Записки Акад. Наук. По физ.-мат. отд.“,т. 24, № 9, Пб., 1909; Солдатову В. К. Рыбные.промыслы Д. Востока, V II, Исслед. биологии лососевых Амура, ч. 1, СПб., изд. Деп. Земл., 1912; его же . Исслед. биологии и промысла осетровых А., СПб., изд. Деп. Земл., 1915; Болотов, А. А. Амур и его бассейн, Харбин, 1925 (О-во изучения Маньчжурского края); Рыбные и пушные богатства Дальнего Востока, Владивосток, изд. Науч- промбюро Дальрыбохоты, 1923. А. Б е р е з о в с к и й . До появления русских бассейн А. был заселен маньчжур­ ским» племенами. Из них наиб, значит, были дауры и дючеры, жившие по ср. течению А. Они занимались земледелием, скотоводством и охотой. П о имени дауров весь Приамурский край был рус. назван „Даурией". По ниж. течению А. оби­ тали ачаны и гиляки, стоявшие на более низкой ступени культуры. Почти единственным средством существования было для них рыболовство. Первые сведения об А. были поручены рус. от промышленников, проникших на А. с вер­ ховьев вост. прит. Лены— Витима и Олекмы. В 1643 из Якутска была снаряжена на А. военная экспедиция во главе с Вас. Поярковым. Экспедиция прошла все течение А., от Зеи до устья, из устья пошла к С. вдоль морского берега и вернулась Юдомским волоком. Известия, принесенные Пояр­ ковым о богатстве Даурии, вызвали организацию пром. экспе­ диции (Ерофея Хабарова, Святитского), снаряженных на частные средства. Первая экспедиция Хабарова носила рекогно­ сцировочный характер, в след, же годы (1651—53) Хабаоов предпринял покорение всего ср. и ниж. течения А., сопро­ вождавшееся жестоким разорением края. Даурия, захвачен­ ная частной пром. экспедицией, была затем принята моек, правительством, спешившим закрепить ново-приобретенные земли путем постройки острогов. На прит. А. Шилке был создан в Нерчинске военно-адм. пункт для управления Дау- рней. В 1666 на самом А. возник Албазинский острог (см. Албазин). Закреплены были также пути, ведшие на А. со стороны Лены. Захват рус. бассейна А., заселенного маньч­ журскими племенами, платившими ясак Китаю, вызвал со стороны последнего посылку на А. ряда военных экспедиций. Центром военных столкновений был Албазинский острог. Не имея возможности удержать в своих руках Даурию, моек, прави­ тельство решило вступить в мирные переговоры с китайцами. После долгих переговоров, под угрозой наступления китай­ цев и монголов на Селенгинск и Нерчинск, посольство Голо­ вина заключило в 1689 Керчинский договор, по к-рому вся обл. А. отошла к Китаю, и границею были признаны pp. Гор­ бина и Аргунь. Захват А. был произведен только в средине XIX в. ген.-губ. Муравьевым. В 1849 была снаряжена экспеди­ ция Невельского (см.) на А., к-рая доказала, в противовес ранее господствовавшему мнению, судоходность А. на всем протяжении. В 185^,, в связи с началом Крымской кампании, по А. был произр н. сплав рус. войск, отправлявшихся на Камчатку. Окончат- льное занятие Приамурского края было произведено по Аргунскому договору (см.) 1858 и Пекинскому договору 1860. К. Б а з и л е в и ч Лит . : Миллер, Г. История о странах, при р. Амуре лежащих, когда оные состояли под росс, владением, „Ежем. Соч.“, СПб., 1757; Бахрушин, С. В. Казаки на Амуре, Л ., изд. Брокгауз-Эфрон, 1925; Огородников, В. И . Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в., Владивосток, 1927; Тимонов, В. Е. Очерк главных водных путей Приамурского края, СПб., 1897; Юргенсон, Р . О. О судоходном состоянии Амура с притоками, „Зап. Приамурского Отд. Р. Г. Об-ва“, в. 2, 1897; Карпов, А. И . Река Амур с ее притоками как пути сообщения, СПб., 1909; 11етропавловский, С. И . Ниж. тече­ ние Амура от Хабаровска до Николаевска, „Материалы для описания рус. рек и истории улучшения их судоходных усло­ вий", в. XV III, СПб., 1907; Долгоруков. Амур и его Притоки, „Тр. совещания о путях сообщения Сиб.“, т. II, Иркутск, 1908. АМУР (Ctenopharyngodon idella), рыба—из се­ мейства карповых, встречающаяся в р. Амуре, в оз. Ханка и в китайских водах. Достигает дл. 1 м и весом 25 кг. А. по наружному виду похожа на сазана, но отличается более низ­ ким удлиненным телом. Мясо расценивается высоко; добывается неводами. Большого про­ мыслового значения не имеет. АМУРО -ПРИМОРСКИЙ КРАЙ — включает обл. бассейна р. Амура и примыкающее к нему морское побережье; лежит на В. Азии между 42°10' и 56° с. ш. и 152 и 172° в. д. (ДВК), со ­ ставляя площадь в 1.300.000 км'2. Зап. часть, рас­ положенная по левобережью Амура до хр. Бу- реинского, наз. Приамурьем (см.), восточная— Приморьем (см.). АМУРО - ЯКУТСКАЯ ( Алд а н с к о - Я к у т - с к а я) МАГИСТРАЛЬ. Вопрос о соединении Якутии грунтовыми трактами с линией Уссу­ рийской ж. д. является актуальным. Путями, соединяющими Якут. Р. с ж. д., являются доро­ ги: 1) от ст. Могоча (Забайкальской ж. д.) на р. Тунгир (прав. прит. р. Олекмы) и р. Олекму; 2) от ст. Невер через верховья Тымптона, че­ рез Алданский золотоносный район в Якутск. От ст. Могоча до пос. Тупик на р. Тунгире тракт, дл. 102,5 км, был построен в 1916— 18. От пос. Тупик дальнейшее движение грузов происходит сплавом на карбазах по р. Тунгиру и далее по р. Олекме. Пригодность для сплава Тунгира только во время выс. ур. воды стави­ ла вопрос о продолжении тракта на 71,5 км от пос. Тупика до устья Бармакиты, прит. Олек­ мы, откуда Олекма является сплавной до устья на протяж. 1.099 км. Тормозом для грузо-пото- ка является порожистость Олекмы, отсутствие п.-т. связи, необходимость завоза рбч. в пос. Тупик для постройки карбазов. Особый инте­ рес Могочинский вариант получит при расши­ рении добычи золота по р. Олекме. Наиб. знач. для Якутии получил Амуро-Якутский вариант тракта: ст. Сковородино—Алданские прииски— Якутск. К постройке его приступлено в 1926. На всем своем протяжении А.-Я. м. пролегает по худшим в с.-х. отношении землям, захваты­ вая полосу альпийской тундры и лесотундры. Только местами проходит по небольшим участ­ кам, на к-рых возможно земледелие, на всем же своем протяжении район пригоден для оле­ неводства и скотоводства при проведении в бу­ дущем мелиоративных работ. Поселения при­ урочены к приискам и немногочисленны; вдоль линии пути разбросаны одиночные зимовья, по­ стройки временного типа. Специально пасса­ жирского движения по пути не существует, пас­ сажиры могут следовать с грузом или с почтой. Почтовое движение происходит зимой 2 раза в неделю на сменных лошадях от ст. Сковороди­ но до прииска Якут и отсюда до Тымптонского; далее на сменных оленях до Незаметного и до Тоен-Ары на Лене. Предельный вес почты 655 кг на двух пароконных подводах или на 6 —7 олень­ их нартах. Стоимость проезда пассажира до Якутска—136 руб. (в 1927). Срок доставки по­ чты при благоприятных условиях 10 дней. Л ит.: Молодых, И . Ф . К материалам о путях снабже­ ния Якутии, сб. „Очерки по изучению Якутского края", в. 2, Иркутск, 1928; его ж е . Пути сообщения Якутии, „Якутия", сборник статей, издание Академии Наук СССР, Л ., 1927; Се­ менов, А. Пути к алданскому золоту, журнал „Хозяйство, Якутии", 1925, I. В. П о д г о р б у н с к и й .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2