Сибирская советская энциклопедия_Том1
сложен, гл. обр., палеозоем, в верховьях Амгу- ни выходы порфиров и гранитов. Исследован мало. АМГУНЬСКО-АМУРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ— тянется по р. Амгуни и захватывает низовье р. Амура. Обширная, сильно заболоченная рав нина со многими оз. и протоками. Русла рек крайне извилисты. Сложена, гл. обр., озерно речными отложениями. Ср. выс. 25—50 м. По крыта лесом, мокрыми лугами и кустарниками. Населена очень мало. АМЕРИКА—зал. в сев. части зал. Петра Ве ликого, близ Владивостока; вдается в берега на 13 км, при шир. в 12 км; глуб. 30—40 м; берега гористы; впад. р. Сучан. АМЕТИСТ—фиолетовая разновидность квар ца (см.); благодаря приятному цвету и твердо сти, издавна считается, драгоценным камнем. Наиб, ценятся густо и однородно окрашен ные. А. глубокого тона. В Сиб. А. встречает ся как в миндалинах траппов (см.), так и в кварцев, и аплитовых жилах. Последние м-ния заслуживает ббльшего внимания, т. к, в них со держится лучший ограночный материал. А. из траппов не дают игры при искусственном осве щении. М-ния: в кварцевых жилах гранитных областей: Казакстан (окрестн. Борового, Баян- Аула, Каркаралинска), Алтай (Талицкие и Тиге- рекские белки), Якут. Р. (сист. р. Колымы); в траппах: Туруханский край (Норильские горы), Якут. Р. (сист. р. Вилюя), Камчатка и др. См. Драгоценные и цветные камни. АМЗАС-ТАСКЫЛ ( Б о льшой з у б )—голец 2.047 м абс. выс., представляет одну из наиб, выс. точек хр. Тыгир-Тыш (Тигер-Тизы) в Куз нецком Алатау (см.). АММИ-ЯМА—высшая точка Западного хр. на о-ве Сахалине, близ японской границы, 1.167 м абсолютной высоты. АММОНИТЫ—вымершая группа головоногих моллюсков (Cephalopoda), господствовавшая в мезозое. Это подвижные животные, обитавшие в глубоких м. Раковина их, чаще всего свернутая в виде плоской спирали, обычно покрыта ребри стой скульптурой и при хорошей сохранности нёсет на поверхности всегда сложно рассечен ную и важную в сист. отношении лопастную линию, т.-е. линию пересечения боков, поверх ности раковины с внутренними перегородками— септами. Ископаемая фауна А. служит важней шей основой для изучения морских отложений мезозойских систем. Остатки А. широко разви ты и в мезозое Сиб. Так, в нижнетриасовых от ложениях ДВК встречаются Meekoceras, Ussu- ria. В верхней юре Сев. Сиб. развиты: Cardio- ceras cordatum, С. kostromense, Amaltheus rnar- garitatus, Phylloceras Hebertinum; на восточном склоне Урала: Stephanoceras portlandicum, Pe- risphinctes Pallasi, Cardioceras Alternans, Pavlo- via и др. Там же в меловых отложениях встре чаются: Polyptychites, Scaphites и др. Фауна сиб. А. обнаруживает большое родство той же фауне европ. части Союза,—что указывает на связь рус. и сиб. морей мезозоя. АМОНАШЕВСКОЕ, с —адм. ц. Амонашевско- го района Канского окр.; осн. в 1735; на р. Кан; от окр. ц. и от ж.-д. ст. Канск—55 км; х-в 257, жит. 1.165. А м о н а ш е в с к ий р айо н : зап. часть—лесостепная, вост.—таежная. Тип х-ва: зе- млед.-скотовод.; направлен, полеводства: пшен.- овс.-ржаное; скотоводства: крупный рогат, скот (молочно-мясной). Полез, иск.: бурый уголь (не разрабатывается). Пути сообщения: грунтовые дороги и сплавная р. Кан. В 1927: сельсоветов 19, п.-т. отд. (с. Амонаш); школ 1 ст 20, школ для взрослых 2, амбулатория; потреб, об-в 5, кред. т-в 2, куст.-пром. коллективов 4, маслод. арт. 1 и пр. с.-х. кооп. 7. См. Канский округ. АМУНДСЕН, Роальд, р. в 1872—норвеж. полярн. исследователь; в 1902 прошел из Атлантическо го океана вокруг Сев. Америки в Берингов про лив, разрешив т. о. проблему с.-з. прохода. В 1910— 12 на судне «Фрам» исследовал Антаркти ческий материк и впервые достиг Юж. полюса. В 1918—21 пытался совершить дрейф на судне «Мод» от берегов Аляски через Сев. Поляр ное м. Льды задержали его на год у с.-в. око нечности п-ова Таймыр, а в 1919—20 пришлось зазимовать в Чаунской губе. Летом 1920 А. прошел в Аляску, и оттуда вернулся в Евро пу. В 1924 на аэроплане пытался пролететь на Сев. полюс, но достиг всего 88 ° с. ш. и только в 1925 на аэростате «Норвегия» совершил пе релет с о-ва Свальбарда (Шпицберген) через Сев. полюс до п-ова Аляски. В 1928 А. на фран цузском аэроплане вылетел на поиски потер певшей аварию италь.ян . полярной экспедиции Нобиле и пропал без вести. Поиски его, орга низованные особым к-тетом, в к-ром видное участие приняли советские организации Осоа- виахима, были безрезультатны. Описания по лярных путешествий А. изд. на русск. яз. Гос. издат., отчет об экспедиции 1918—21 печатается Всесоюзной Акад. Наук. (Свердруп, Г. У. Ре зультаты плавания на судне «Мод»), «АМУР»—первая в Сиб. частная еженед. газ., изд. в Иркутске с января 1860 по апрель 1862. Редактировалась М. В. Загоскиным (см.), близ кое участие в газ. принимали: М. В. Буташевич- Петрашевский (местный отд.), М. П. Шестунов (внутрен. обозрение), П. А. Горбунов (иностр. отд.). В газ. сотрудничали М. А. Бакунин, пе трашевцы Ф. Н. Львов и Н. А. Спешнев и др. полит, ссыльные. Мысль об изд. газ. родилась в среде сотрудников неофиц. части «Губ. Вед.» и неск. лиц из передового купечества (И. И. Пеленков, С. С. Попов и А. А. Белоголовый, брат литератора); ими же были даны и средства на издан, газеты. Газ. имела до 600 подписчи ков и значит, сеть корреспондентов. Ген.-губ. Муравьев-Амурский и его преемник Корсаков стремились использовать газету в своих целях, вмешивались во внутренние дела ред., заставля ли перепечатывать готовые номера. При этих условиях газ. приходила в упадок, уменьши лась в об’еме, выходила реже (раз в 2 недели) и, наконец, закрылась. а . т . АМУР—крупнейшая р. бассейна Охотского м. Название свое А. получил за темный цвет воды. Слово А.» по мнению Л. С. Берга, произошло от искаженного назва ния Маму, к-рым именуют ниж. часть А. ольчи, гольды и негидальцы. По мнению Ламанского, слово А. образовалось от искажения монгольского названия А. »Хара-мурэнь“ (чер ная вода); китайское название А. „Хэйхэ“ (черная река) или Хей Лун-цзян (р. Черного Дракона). Маньчжуры называют А. „Сахалин-ула“; тунгусы— Шилкарь, Силькарь; гиляки—Ля, Ля-ерри. Составляется А. двумя сливающимися у с. По кровского pp. Шилкой (см.) и Аргунью (см.). За исток А. считают р. Онон (см.)—верх, часть р. Шилки. Начальным п. Амурского судоходства является Сретенск, на р. Шилке. Глуб. фарва тера Шилки меняется от 10 м до 0,5 м. В мелко водье пароходное сообщение прекращается, и от Покровки или от Черняевой пассажиры пе ресаживаются на особые баржи, буксируемые вверх мелкосидящими пароходами. После слия ния Шилки и Аргуни, образованная ими р. но сит название А. С точки зрения судоходства А. можно разбить на три плеса: верхний, сред ний и нижний.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2