Сибирская советская энциклопедия_Том1

рок); 4) р. Чарыш от с. Чарышского до впад. в Обь (с. Усть-Чарышская пристань); 5) р. Томь (от устья р. Балыксы около 180 км выше Куз­ нецка) с ее прит. Кондомой и Мрассой (практи­ куется также движение лодок вверх по этим pp. на шестах), ниже Кузнецка уже безопасный сплав по Томи до Томска; 6 ) р. Лебедь (прит. р. Бии) до выхода в Бию и дальше до Бийска; 7) р. Абакан (прит. Енисея)—от слияния Боль­ шого и Малого Абакана до Усть-Абаканского; 8 ) р. Черный Иртыш (для маршрутов за На- рымский хр.)—сплав до оз. Зайсан (пароходная пристань Тополев Мыс, Иртышской линии). Главнейшие колесные дороги и примерные маршруты. Ниже даны для туристов несколько примерных маршрутов продолжительностью от 2 недель до 1 % месяцев, применительно к гл. ко­ лесным дорогам, ведущим в глубь А.: 1) Чуй­ с кий т р а кт ; Бийск—Старая Белокуриха — Алтайское—Сараса—Черга—Онгудай — Чибит— Кош-Агач (1.000 км) пересекает весь А. и дальше идет в глубь Монголии. Наиб, оборудован и приспособлен для автомобиля, хотя имеет выс. перевалы. Доступен для велосипедиста. Марш­ руты от Старой Белокурихи на курорт Новую Белокуриху (теплые источники, лесистые горы) 20 км, от Бийска 60 км (то же расстояние от пристани Быстрый Исток); из с. Алтайского ко­ лесная дорога к переправе через р. Катунь (с. Ая); близ Сарасы — пещера; из Черги горные тропы к устью р. Семы на Катунь (пороги Се- минскийи Манжерокские Ворота) и в Анос (пе­ реправа на дорогу в Чемал); из Онгудая (500 км от Бийска) на Чуйские Альпы и Теректинские белки; из Чибита к Телецкому оз. (торная тро­ па). 2) Уймо н с к ий т р а к т : Алтайское (на Чуйском тракте) — Черный Ануй— Усть -Кан— Верхний Уймон—Котанда. Доступен для велоси­ педа, есть участки равнинного характера. Из Черного Ануя экскурсии в Талицкие белки, в окрестностях — пещеры (в Черный Ануй идет вторая дорога от пристани Быстрый Исток). Из Усть-Кана поездки в аилы алтайцев в Канской степи, экскурсии к истокам Чарыша и в Бичей- Хайсынские белки. Долиной Чарыша ровная до­ рога до Тюдралы и более плохая до Коргона и дальше в с. Чарышское. Для велосипеда по­ следний участок не пригоден. Экскурсии в Би- чей-Хайсыиские, Талицкие и Коргонские белки, в живописные долины pp. Кумира и Коргона с цветными утесами (яшмы, порфиры и др. шли­ фующиеся камни, на Коргоне заброшенная ка­ меноломня). На Уймоне (Верхний и Нижний Уймон, Котанда) благоприятные продоволь­ ственные условия для отдыха и снаряжения наиб, трудных экскурсий в Коргонские белки (снежные перевалы) и к ледникам Белухи (исто­ ки Катуни). От Белухи (при круговом маршру­ те) ведут тропы в долину Бухтармы через ку­ рорт Рахмановские ключи (Арасан), через оз. Маралье и др. На горных лугах юж. склона ко­ чевья казаков. С Уймона также экскурсии в Чуйские Альпы и Теректинские белки. 3) Ч е- ма ль с к ий т р а к т : Бийск—Майма—Улала— Александровка — Узнезя — Чемал (160 км). До Улалы (адм. ц. Ойротии) равнинная дорога (хо­ дит пассажирский автомобиль), дальше долиной р. Маймы через Бешпельтырский перевал к Уз- незе и по Катуни до Чемала. Вариант: Бийск— Ая (лев. бер. Катуни)—Улала. На лев. бер. Ка­ туни, на границе степи, первая выс. гора Бо- бырган, интересующая туристов. От Аи или Май­ мы (9 км до Улалы) ведет вторая дорога в Че­ мал берегом Катуни, более трудная для езды, но интересная для туристов (виды Катуни с ее по­ рогами и скалистыми бер.): Манжерок—Мыны— Чепош—Узнезя—Чемал. Близ Манжерока порог «Манжерокские Ворота», за рекой пещеры (с. Талда). Береговой путь также доступен для ве­ лосипедистов (нет под’емов, но более каменист).. Из Чемала экскурсии в аилы алтайцев, вверх по Катуни (порог Тельдекпень), на Караколь- ские белки (горное оз.), на Куминские и Су- мультинские белки. В Чемале горная климати­ ческая ст. Сиб. страх, кассы с открытой столо­ вой, Ойротский дом отдыха, почта и телеграф. Из Чемала можно проехать на Чуйский и Уй­ монский тракты, а также в Кебезень на Бии (через Александровку). Для круговых маршру­ тов особ, интересны, хотя и трудны, переходы глухой горной тайгой к Телецкому оз., на Баш- каус и Чулышман (несколько вариантов). Необ­ ходимы вьючные лошади с запасом продоволь­ ствия до недели (жилья нет). 4) Н а Телец- к о е оз .: Бийск—Турочак—Кебезень (или Ула­ ла—Кебезень). Из Кебезеня до Артыбшаша (до^ 20 км) колесная дорога разрушена, до ее вос­ становления пользуются вьючными. Экскурсия по оз. (в лодках или на паровом катере), в до­ лины Башкауса и Чулышмана, по окрестным горам (Алтын-Ту), на Чулышманские белки, на горячий источник Абаканский Аржан (вершины р. Абакана). Сплав по Абакану. На оз. трудные условия продовольствия, базой снабжения слу­ жит Кебезень. При возвращении с оз. сплав по р. Бии. 5) В д о л и н у Ч а р ы ш а (помимо за­ езда с Уймонского тракта) есть дорога из с. Усть -Чарышская пристань на р. Оби через. Огневу и Маралиху в с. Чарышское. Ж.-д. ст~ Поспелиха. Вверх по Чарышу очень плохая до­ рога через Сентелек в Коргон и Усть-Кан. Че­ рез с. Чарышское проходит «Старо -Казачий тракт» (Бийск — Усть -Каменогорск), идущий предгорьями по линии б. казачьих поселков. Чарышское — Тигерек (Тигерекские белки, за­ брошенные каменоломни кварца и хрусталя, а на вершине г. Разработанной — пещеры). Тиге­ рек—Ионыш—Сентелек—Коргон — плохая ко­ лесная дорога. В Ионыше оседлые казаки (кир­ гизы), занимающиеся земледелием. Вверх по р. Коргону малоезженные тропы (есть заимки,, пасеки и скиты кержаков) через перевал в вер­ ховья pp. Ульбы и Убы с выходом к Риддер- скому руднику. 6 ) Н а К о лыв а н с к ий з а ­ вод: Рубцовск (ст. ж. д. — Саушка — Колы­ ванский завод (120 км). Равнинная дорога год­ на для велосипеда. Близ Саушки Колыванское оз. (выветрившиеся граниты). Мимо оз.: Поспе­ лиха—Колыванский завод (100 км). Лесистый Колыванский хр. на границе степи. Гора Синю­ ха. Старинная каменно-шлифовальная фабрика (в консервации), образцы шлифующихся камней. Дорога в Тигерек и на Чарыш. 7) В д о л и н у Б у х т а р мы : Мало-Красноярская (пристань на Иртыше) — Больше-Нарымск—Катон-Карагай— Уруль-Берель (180 км). Центр, место для от­ дыха и снаряжения горных экскурсий в Катон- Карагай (почта и телеграф, кумыс, квартиры для дачников). Экскурсии к Белухе, на курорт Рахмановские ключи (Арасан), в Нарымский хр., на оз. Марка-куль и к Черному Иртышу. Сплав по Бухтарме и Черн. Иртышу. 8 ) У с т ь-К а ме- н о г о р с к—Р и д д е р с к ий р у д н и к (тракт и узкоколейная ж. д.). Экскурс, по руднику и на белки (Ивановский хр.). в. шемелев. Л и т.: „Россия", Сб. под ред. В. П. Семенова-Тяньшаньского, т. XVI: Зап. Сибирь, СПб., изд. Девриена, 1907 (там же лит-ра); Верещагин, В. И. Очерки Алтая, Н.-Сиб., 1927; Очерки Алтай­ ского края, Барнаул, 1925; Обручев, В. А. Алтайские этюды, „Землеведение", 1914, 4, 1915, 3; его ж е . Краткий очерк тек­ тоники Сиб., „Бюлл. Московского Об-ва Испытателей При~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2