Сибирская советская энциклопедия_Том1

динцы -шелганцы (куу -кижи) (см. Лебедин- цы). Перечисленные выше туземные племена А., получившие общее название ойротов, с 1922 выделились в самостоятельную Ойротскую обл. (см.). Сов. адм. и культ.-хоз. строительство по­ степенно делает успехи. Родовые формы упра­ вления сменились сов. формами (сельсовет, аймак); заметно увеличилась школьная сеть и сеть полипросвет, учреждений, в каждом айма­ ке (районе) имеются агрономич. участки, медиц. и фельдш. пп., ветерин. пп. В адм. ц. обл., Улале, издаются газ. на родном яз. алтайских народностей, имея значит, распростр. и воз­ буждая в них живой интерес к вопросам теку­ щей жизни. В ряде районов имеются учреждения дошколь­ ного воспитания. Туземки вовлекаются в орга- низ. женотделов и собираются на аймачные с’езды женщин, проявляя к ним активный ин­ терес. Меньшее развитие пока имеет сов. строи­ тельство в наиб, отдаленных районах С.-В. Ал­ тая. С 1927 в туз. районах проводится укомплек­ тование аппарата туземным активом и ведение делопроизводства на национальном языке. Ак­ тивным вопросом в обл. хоз. быта является пе­ реход к оседлости. Русские начали заселять А. примерно в XVIII в., а в пределах современной Ойротии появились в нач. XIX в.; к 1825 среди туземных кочевий уже насчитывалось 54 рус. селения с 2.500 д. об. п.; значит, роль в рус. ко­ лонизации А. сыграла т. наз. православная мис­ сия, осн. в 1828. С этого времени появляются сс.: Улала, Майма, Чемал, Черный Ануй и др. Пред­ шествуя земледельческой колонизации, на А. появились казачьи селения по Бийской линии на С. и Иртышской на Ю. Своеобразной в бы­ товом отношении группой рус. населения Юж. А. являются «поляки» (см.)—рус. староверы, со­ сланные сюда в 1764 из Подолии (сс. Старо- Алейское, Екатерининское, Шеманаиха и др.). Их насчитывается в настоящее время около 40 тыс. чел. У юж. склонов А., по р. Бухтарме жи­ вут каменщики (см.), те же «поляки», бежав­ шие сюда от приписки к горным заводам. Те и др. занимаются земледелием, скотоводством, мараловодством и пчеловодством. См. Нацио­ нальное движение. А. Ш н е й д е р . X. Туризм и пути сообщения на А. До рево­ люции А. служил излюбленным местом отдыха для сиб. буржуазии, для экскурсий учащих и учащихся во время летних каникул. При сов. власти начинает развиваться рбч. туризм. Гор­ ные хр., покрытые по склонам густой хвойной тайгой, глубокие ущелья и долины с шумными потоками, своеобразный уклад жизни местно­ го туземного населения, кержаков, события гра­ жданской войны и партизанское движение на А., сов. строительство—все это возбуждает у туристов живой интерес. Экскурсии на А. могут происходить в течение трех летних месяцев (июнь—август), для высокогорных поездок луч­ шее время июль. В горах необходима теплая одежда (ночные холода). Сиб. Краевым Сов. Проф. Союзов ежегодно снаряжаются экскурсии на А. для членов профес. союзов (полупешеходн. с пользованием лошадьми), взнос для участников в двухнедельной экскурсии 30 руб., в месячной от 45 до 60 руб., включая проезд по ж. д. от Н.-Сиб. Кроме того, экскурсии на А. организу­ ются и Российским об-вом туристов (Москва). Повторные медицинск. осмотры участников пе­ шеходных экскурсий на А. свидетельствуют о всесторонном укреплении организма: увеличение емкости легких, прибыль в севе, укрепление нер­ вов и т. д. Продукты питания на А. (молоко, масло, яйца, баранина) дешевы, и их легко по­ лучить на трактовых дорогах в больших рус. селениях, к-рые служат базами для снаряжения высокогорных экскурсий. Столовых и гостиниц на А. нет, останавливаться приходится в селе­ ниях у местных жит., в школах (для больших экскурсий) и палатках. Обычный расход на про­ довольствие для туристов-рабочих около 50 к. в день. Способы передвижения по А.: на лоша­ дях по колесным дорогам (парой или в разно- пряжку), верхом по горным тропам, пешком и на велосипеде. Автомобиль только еще начи­ нает появляться (пассажирское сообщение Бий- ска с Улалой, грузовики на Чуйском тракте). На спл. pp. (см. ниже)—лодка или плот. Стоимость лошади на колесных дорогах 10— 15 коп. с км (пароконная подвода); верховая лошадь—1 р.— 1 р. 50 к. в день. Велосипед практически испы­ тан любителями на колесных дорогах А., он по­ зволяет экономить время и средства (пригодны лишь исправные дорожные машины с прочны­ ми покрышками). Ж.-д. и пароходные линии мо­ гут служить лишь под’ездными путями (стан­ ции и пристани, служащие отправными пп. для поездок на А., отмечены ниже разрядкой). Жел.-дор. линии: 1) Алтайская, Омской жел. дор.: Н.-Сиб.—Барнаул—П о с п е ли х а—Р у б- ц о в с к—С е м и п а л а т и н с к (из Поспелихи и Рубцовска пути на Колыванский завод и в др. горные районы Рубцовского и Барнаульского окр., в Семипалатинске пересадка на пароход­ ную линию р. Иртыша); 2) Алтайская ж. д. с Бийской веткой: Н.-Сиб.—ст. Алтайская (близ Барнаула — Бийс к (Ойротия и горная часть Бийского окр.); 3) Ачинск-Минусинская ж. д.: Ачинск—Ш и р а—У с т ь-А б а к а н с к (Кузнец­ кий Алатау, вост. склоны) и верховья р. Абака­ на; 4) Кузнецкая линия Томской ж.д.: Юрга— К у з н е ц к (Кузнецкий Алатау, зап. склоны); 5) Риддерская узкоколейная ж. д.: Усть-Камено- горск—Р и д д е р с к ий р у д н и к (Зап. Алтай). Пароходные линии: 1) по р. Оби: Томск— Н.-Сиб.— Барнаул—У с т ь-Ч а р ы ш с к а я п р и ­ с т а в ь—Б ыс т рый И с т о к—Б и йс к (Ойро­ тия и горная часть Бийского окр.); 2) по р. И р ­ тышу: Омск—Семипалатинск — У с т ь -Ка ме - н о г о р с к—Г у с и н а я —М а л о - К р а с н о я р - с к а я—Т о п о л е в Мыс (Зап. и Юж. Алтай в пределах Семипалатинск, окр. Казак. Р.); 3) по р. Бии: организующаяся линия с непостоянными рейсами Бийск—Т у р о ч а к (район Телецкого оз. в Ойротии и Кузнецкий Алатау в Бийском округе); 4) по р. Енисею: Красноярск—М и н у ­ с и н с к (Кузнецкий Алатау, вост. склоны, и вер­ ховья р. Абакана); 5) по р. Томи (только в боль­ шую воду): Томск—К у з н е ц к (Кузнецкий Ала­ тау, зап. склоны); 6) по Телецкому оз. (рейсы катера с буксирными лодками): А р ты б а ш— К ыр с а й. Сплавные реки. При возвращении с А. тури­ сты охотно пользуются возможностью (не все­ гда безопасного) сплава на плотах или в лодке по порожистым горным рекам, для чего могут служить: 1) р. Бия: посадка в с. Артыбаш наТе- лецком оз. (или в с. Кебезень, стоящем уже ни­ же наиб, опасных порогов)—Бийск; 2) р. Бух- тарма: посадка в Согорной или Коробихе (при расчистке порогов возможен сплав от д. Черно­ вой), высадка несколько выше устья для пере­ езда на пристань Гусиную или сплав до устья (с. Усть-Бухтарминское) и по р. Иртышу до Усть-Каменогорска («Быстрый Иртыш»); 3) ре­ ка Катунь относительно безопасна для сплава только ниже Манжерокского порога (с. Манже-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2