Сибирская советская энциклопедия_Том1

харинское, Аргыш-таг, Большая гора, Улу-тау и Пионер, при чем первичные руды всех этих м-ний, кроме Одра-баш, представляются сер­ нистыми. Всего по району намечаются запасы до 30 млн. т. Они признаны достаточными для организации крупного завода у Кузнецка, ра­ ботающего вначале на уральской руде (см. Урало-Кузнецкая проблема). Те же возраст и строение имеет Абаканское м-ние, в 150 км от Минусинска по р. Абакану. Здесь рудное тело, протягивающееся жилообразной массой почти на 1 км, согласно поверхностной разведке и магнитометрической с ’емке, содержит запас более 20 млн. т руды, ниже зоны окисления безусловно сернистой. В разное время верхи м-ния разрабатывались для небольшого Аба­ канского завода, ныне закрытого. Затем в Ми­ нусинской котловине давно известны магнети- товые м-ния Ирбинского района, в 70 км к В. от р. Енисея, в бассейне р. Тубы. Пока запасы этой группы оцениваются около 8 млн. г ру­ ды, к-рая в первичном виде, несомненно, сер­ ниста—тем более, что местами здесь констати­ рованы свинцовые руды. Не совсем ясны мощ­ ность и генезис м-ний Ирджинско -Убейской группы, протягивающейся по правой стороне реки Енисея и оцениваемой пока в порядке 15 млн. т руды, представленной магнетитом и красным железняком. Что касается таких м-ний Минусинской котловины, как Камыштинское (Кизыл-Гыр) и Каялыхузень, то они содержат мало магнетита в контактах гранитосиенитов с мрамором. Николаевский район вост. части Сиб. края, находящийся по р. Ангаре у Братского острога (Тулуновский окр.), содержит ряд одно­ родных м-ний, как-то: Долоновское, Ермаков- ское, Касьяновское, Кежемское, Коршунихин- ское, Красноярское, Седановское и Шестаков- ское, представляющих шпатовомагнетитовые жилы среди траппов с общими запасами, оце­ ниваемыми пока около 5 млн. г. На рудах района, вообще чистых, работал ныне закры­ тый Николаевский завод. Отметим еще Мысов- ское м-ние на Байкале, метаморфического ха­ рактера, с невыясненным пром. значением его магнетитовых сланцев. В остальных частях Сиб. Ж. р. также немного. В м-ниях Кень-тюбе, То- гай и Тюрту-куль Казакстана недавно конста­ тированы запасы магнетита контактово -мета- соматического происхождения более 30 млн. т, что ставит этот район на довольно высокое место среди др. железорудных районов Сиби­ ри. В Забайкалье пока б. или м. изучены м-ния района действующего Петровского завода; наиб, крупное—Балегинское—содержит в гнез­ дах среди контактового мрамора лишь около 2 млн. т магнетита. Значительно меньшими являются м-ния района Коротковское и Кур- бинско-Удинское. Таковы же м-ния Железного хребта в Нерчинском окр. Контактово-метасо- матическое происхождение имеют и м-ния Оль- гинского района (ДВК), содержащего в Бело­ горском, Магнитном и др. м-ниях около 5 млн. г магнетита. Совсем не велики Судзухинское, Сер­ гиевское и др. м-ния ДВК. Т. к. в рудных телах всегда имеются пустые минералы, то содержание железа в Ж. р. ко­ леблется в широких пределах, при чем в на­ стоящее время можно с выгодою разрабаты­ вать ж.-р. м-ния от 30% железа с последующим ее обогащением. Наиб, применение находят ру-' ды со ср.. содержанием железа в 50%. Л и т . : Богданович, К. И . Железные руды России , СПб., 1^10: „Естественные производительные сйлы России14, т. IV, в . '2 .Железо", Пб., 1920; Обручев, В. А. Месторождения же­ лезных и марганцевых руд Сиб. и их промышленное значе­ ние, „Труды Комиссии по металлу при Госплане УССР“, Харь­ ков, 192о, 6. М. У с о в. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК — см. Металлический пе­ риод. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВОЛЧЕЦ — см. Вольфрамит. ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛЧЕДАН — см. Пирит. ЖЕЛЕЗНЫЙ КУПОРОС ( м е л а н т е р и т)— FeS04.7H20. Кристаллическая сист. моноклини- ческая. Встречается в форме сталактитов, на­ теков и примазок. Цвет светло-зеленый. Вкус вяжущий. Твердость 2; уд. в. 1,8— 1,9. Образует­ ся как продукт выветривания во влажной среде пирита, марказита, медного колчедана. Упот­ ребляется для окраски кож, при книгопечата­ нии, для приготовления чернил, берлинской ла­ зури и др. препаратов. М-ния: рудники Зап. Алтая, по р. Большой Пит (Красноярский окр.), по р. Оке (прит. Ангары), по pp. Витиму, Лене, Вилюю и в Нерчинском округе. ЖЕЛЕЗНЫЙ ШПАТ — см. Сидерит. ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ. Железо­ делательная пром-сть начала развиваться в Сиб., в частности в Приенисейском крае, еще в XVII в., в виде кустарной добычи железа. В 1724 тобольский посадский человек Федор Пи- ленко -Борзов получил разрешение «строить железные заводы в Енисейской и Иркутской провинциях». В 1738 был основан первый Ж. з. на р. Ирбе, к-рый затем был перенесен в дер. Езагаш на р. Енисее и работал под названием Власьевокого до 1856. Причиной возникнове­ ния Ж. з. в Сиб. явился спрос на чугун и же­ лезо со стороны горных промыслов, к -рый нельзя было удовлетворить путем ввоза необ­ ходимых металлоизделий с Урала за даль­ ностью расстояния. Ж. з. возникали около руд­ ных м-ний и вблизи богатых лесных массивов, они успешно работали, удовлетворяя как ну­ жды тогдашней горной пром-сти, так и спрос на железо и чугун со стороны населения. В Сиб. существовали след, заводы: Т о м ­ с кий (1771— 1864) в 33 км на 3. от Кузнецка; П е т р о в с к и й (1789— 1909) в Верхнеудинском окр.; Г у р ь е в с к и й (1820— 1908) в Кузнец­ ком бассейне, в 55 км на Ю.-З. от Ленинского рудника; Н и к о л а е в с к и й (и Н о в о - Н и ­ к о л а е в с к ий) (1854—99) в Иркутском окр. по Ангаре, в 28 км от пристани Братский острог; А б а к а н с к и й (1867 — 1911) в Минусинском окр., около 200 км на юг от Минусинска и в 90 км от границы с Урянхайким краем (ныне Танну-Тувинской Народной Республикой). В 1898 Ж. з. Сиб. достигли наиб, производи­ тельности, около 10.000 т, а затем производи­ тельность их стала падать, т. к. за ветхостью и устарелостью своего оборудования они ока­ зались неспособными конкурировать с ввоз­ ным Уральским чугуном и железом, доступ к-рых в Сиб. обеспечила, открытая в 1899, Сиб. ж. дорога. Проведение ж. д. решающим обра­ зом отразилось на сиб. металлургии старого времени: она прекратила существование в 1911. В годы империалистической и гражданской войн заводы: Петровский, Абаканский и Гурьев­ ский, в виду полного отсутствия ввоза металла в Сиб., снова начали работать. Из них Абакан­ ский, находящийся в наиб, тяжелых экономи­ ческих условиях, прекратил свою работу в 1925 и ликвидирован; Петровский возобновил ра ­ боту с 1914 и работает до сих пор. Место­ положение Петровского завода на ж.-д. ли­ нии, достаточный запас руды (Балегинский рудник) и топлива создают благоприятные условия для дальнейшей его работы, почему

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2