Сибирская советская энциклопедия_Том1
плоатацию до 1/Х-ЗЗ; 6) Кустанай—Кокчетав, не обходимая для обслуживания богатого с.-х. района, удаленного от жел. дорог. Л и н и и п р е и м у щ е с т в е н н о с в я з у ю щ е г о з н а ч е н и я : 1) Ленская ж. д. (см.) при звана разрешить давно назревшую задачу улуч шить связь с Ленским бассейном, Якутской АССР и Бодайбинским золотопром. районом; кроме того, она имеет крупное колонизацион ное, лесо- и горнопром. значение; при дальней шем продолжении на В. войдет в состав Сев.- Байкальской магистрали; постройка ее включе на в «Пятилетний план» Госплана СССР, со сда чей в эксплоатацию после 1/Х-ЗЗ; 2) Аян—Нель- кан — соединит порт Аян, лежащий на Охот ском м., с пристанью Нелькан, расположенной на р. Мая, притоке Алдана, чем будет разре шена задача связи для Якут. Р. морем с нашим Приморьем. Л и т . : А. С остояние и развитие ж .-д . до р е в о лю ц и и : Саблер, С. В. и Сосновский, В. И . Сибирская ж. д. в ее прош лом и настоящем. Исторический очерк к 10-летию К-тета Сиб. ж. д., СПб., 1903; Фомин, А. А. Товарные перевозки по сибирским ж. д. в 1913— 16 гг. Сборник Сибстатуправления, в. II, Н. -Николаевск, 1921; М[ерхалев], Д . М . Железные дороги Сибири. Сборник Сибстатуправления, в. II, Ново- Николаевск, 1921; Обзор коммерческой деятельности Сибир ской ж. д. за Шлет (1900—1909), Томск, 1911; План ж.-д. строи тельства в Сибири на ближайшее 10-летие. Пб., 1916, изд. Сиб. Бюро Совета с'ездов представит, торговли и пром-сти; Отчет Комиссии по всестороннему изучению района Турке стано-Сибирской ж. д., СПб., 1906; Южно-Сибирская маги страль Орск — Павлодар — Барнаул — Кузнецк—Минусинск— Канск (Экономическая записка), СПб., 1913; Записка о грузо обороте и будущей доходности Южно-Сибирской ж. д., СПб., 1908; Червинский (ред.). Район Томск, Енисейской ж. д , в экономическом отношении, Томск 1914; Статистико-экономи ческий обзор районов, тяготеющих к Забайкальской ж. д., Ново-Николаевск, 1915; Висковатов , Вл. Амурская ж. д., СПб., 1908. Б Развитие ж . д. с тр ои те л ьс тв а (1917 — 1929): Кругли ков, Н . В . и Волоскович, В. С. Схема развития ж.-д. строи тельства в Сибири („Материалы Госплана1*, кн. 1), М., 1924; Введенский, С. А. План капитального строительства ж. д. по Сиб. краю („Труды Сибирского Краевого Научно-Исслед. С ‘езда“, т. IV), Н.-Сибирск, 1928; Ме/ск, И . К. Будущие ж.-д. пути Сибири и Урала „Плановое Хоз-во“, М., 1927, 8; Лагу- т и н у А. Н . Капитальное строительство транспорта (ДВК) на десятилетие („Проблемы капитального строительства ДВК“). Хабаровск, 1927; Гляуделъ, И . А. Строительство ж. д. в Во сточной Сибири („Проблемы капитального строительства Во сточной Сибири1*), Иркутск, 1927; Преженцев, А. П . Транс порт Дальнего Востока, состояние ж. д. и эволюция их в перспективе развития экономики края. Тезисы доклада, Сб. „Производительные силы ДВК“, в. VII, Хабаровск, 1927; Цакни. Предварительные результаты ж.-д. изысканий в Сиб. крае в 1927 г. „Жизнь Сиб.**, 1927, 11— 12; Туркестано-Сибир ская магистраль, сборник статей, М., 1929; Рыскулов и Х р о ник. Туркестано-Сибирская магистраль, Н.-Сиб , 1928; Руд- зи т , А. Ю. Магистраль Сибирь—Средняя Азия, „Сев. Азия", 1928, 2; Колосовский, Н . Н . Сибирская сверхмагистраль и проекты Сиб. ж. д. Н . К. Мекка, „Плановое Хоз-во1*, 1927,9; Ш ум ан , Н . К. Сверхмагистрализация Сибири, „Жизнь Сиб.“, 1925, 10—11; Экономические предпосылки к новому жел.-дор. строительству Сибири в пределах Омской ж. д., Омск, 1926; Ключников, С. Ф . Томск-Енисейская магистраль и перспек тивы снабжения Туркестана сибирским лесом. „Жизнь Сиб.**, 1927, 3—4; Записка об Ачинск-Минусинской ж. д. и ее рай оне, Ново-Николаевск, 1923; см также „Генеральный план реконструкции народного хозяйства Урала1*, Свердловск, 1927, „Основные положения генплана Сиб. края*, Н.-Сибирск, 1927, и „Генеральный план реконструкции народного хозяйства Якутской АССР**, Якутск, 1928, где даны перспективные на метки ж.-д строительства на период 1927—41. И. Ц а к н и . ЖЕЛЕЗНЫЕ РУДЫ. Главное знач. в мировом хоз-ве имеют Ж. р. осадочного происхожде ния; сюда относятся, напр., пластовые бурые железняки Керченского района, гематиты или красные железняки Кривого Рога, минетты (шамозит сложного состава) Эльзас -Лотарин гии и т. п. Эти типы жел.-рудных м-ний пред ставлены в Сиб. очень слабо, будучи мало изу чены: можно отметить лишь недавно открытые железистые кварциты Криворожского типа в урочище Сосновый Байц, по р. Оноту в Вост. Саяне, да аналогичные гематиты Мало-Хинган- ского района, запасы к-рого пока оцениваются в 5 млн. г; кроме того, сюда м. б. отнесена за лежь красного железняка м-ния Балбагарского (Б.-М. Респ.) с приводимыми в лит-ре запасами руды до 7,5 млн. г. В прежнее время немалую роль в металлургии играли глинистые и угли стые пластовые железняки и сферосидериты, представляющие смесь углекислого железа с силикатовыми и др. минералами, но теперь при больших масштабах производства эти бедные руды, образующие при том тонкие пласты, раз рабатывать невыгодно, что проверено недавно на пластовых железняках угленосной толщи Кузнецкого бассейна. Естественно, что анало гичные м-ния у Енисейска, а также многочислен ные м-ния Якут. Р., напр., Ботомайское, Вилюй- ское, Кэмисхайское и Нижне-Ленские, в свое время сыгравшие известную роль в кустарной пром-сти, ныне не могут служить основанием для индустриализации Сибири. Затем во мно гих странах еще до сих пор сравнит, неболь шие металлургические заводы снабжаются бу рым железняком из элювиальных и метатетиче- ских (см. Полезные ископаемые) гнездовых ме сторождений. В Сиб. и такие руды представле ны слабо. Так, Салаирские бурые железняки третичного элювия кембрийских известняков, долго питавшие Гурьевский завод, теперь близ ки к истощению, по крайней мере вблизи заво да, и составляют небольшие запасы. Повидимо- му, того же типа и масштаба м-ния Ольхонско- го края (Байкал). Т. о., главнейшие Ж. р. Сиб. генетически свя зываются с магматическими (изверженными) по родами, представляя, преим., эманационные от ложения. Частично это — красные железняки, имеющие небольшое пром. значение. Сюда от носятся Юрманские м-ния вблизи Гурьевского завода, в к-рых плотный гематит представляет замещение сланцевых пород, ассоциируя с ба ритом и небольшим количеством сульфидов, и составляет общие запасы порядка 2 млн: т; Ма- ло-Юрманское м-ние разрабатывается для нужд Гурьевского завода. Остальные м-ния Сиб. по чти исключительно магнетитовые, имея преим. контактово -метасоматическое происхождение. Наиб, подробно изучен Тельбесский район, в 100 км к Ю. от Кузнецка. М-ния района генети чески связаны с интрузией гранитовой породы, при чем рудные тела находятся то в самом интрузиве, то в девонской порфиритовой фор мации, имея трубо- или жилообразную форму. Минералы рудных тел образовались в таком по рядке: пироксен типа геденбергита, или амфи бол, магнетит, гранат, стильпномелан, эпидот, кварц с актинолитом и кальцит с хлоритом. Ру ды имеют пестрый и непостоянный состав, при чем в м-ниях, залегающих в самом интрузиве, появляется достаточное количество сульфидов, представленных в порядке выделения пирроти ном, пиритом, сфалеритом и халькопиритом и появившихся после стильпномелана. Район под вергался исследованиям неоднократно; более подробно он был изучен в 1913— 16 Об-вом «Копикуз», определившим общие запасы 9 м-ний около 26 млн. т. Тельбесбюро, организованное в 1926, дополнило и углубило исследования Копикуза, проведя глубокое алмазное бурение. В результате этих работ наиб, крупным ока залось м-ние Темир-тау с запасами сернистых (в ср. 1,6% серы) руд до 13 млн. т; собственно Тельбесское м-ние почти денудировано с остат ками бессернистой руды около 2 млн. г. По магнитометрическим данным и отчасти по по верхностной разведке намечены возможные за пасы руд для др. м-ний района: Одра-баш, Су-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2