Сибирская советская энциклопедия_Том1

ческий интерес. Осуществление этих выходов мыслится при помощи постройки двух линий: Верхнеудинск—Кяхта и линии, исходным пунк­ том к-рой явится Минусинск. Неизмеримо боль­ шее значение для всей экономической жизни Сиб. имеет соединение ее ж.-д. путем с распо­ ложенными на Ю.-З. средне-азиатскими Респуб­ ликами Союза. Строящаяся в настоящее время Туркестано-Сибирская ж. д. (см.) открывает для Сиб. емкий рынок для хлеба, леса и, отчасти, угля. Все же важнейшим для Сиб. направлением внешних сношений остается направление на З а ­ пад. До настоящего времени сообщение с 3. об­ служивалось существующей Сиб. магистралью. В перспективе дальнейшего развития сети пред­ ставляется возможным сооружение параллель­ ных с" Сев.-Сиб. и Юж.-Сиб. магистралей. Но удаленность Сиб. от зап. рынков и высокая стоимость, вследствие этого, провоза ее деше­ вого производственного сырья, выдвигают в последние годы задачу тарифного приближе­ ния к потребляющим рынкам путем сооруже­ ния одной вывозной из Сиб. «сверхмагистра­ ли», к-рая, вследствие концентрации на нейвсе­ го вывозного потока и применения специаль­ ных методов эксплоатации, даст возможность значит, снизить провозные платы. Направле­ ние проектируемой сверхмагистрали, прибл., со­ впадает с направлением существующей ж. д., и поэтому ее осуществление мыслится путем постепенного переустройства существующей ли­ нии Н.-Сиб.—Курган—«сверхмагистрализацией». В качестве головного участка ее на востоке для вывоза угля и кокса намечается постройка линии Кузбасс—Ново-Сибирск. До сооружения сверхмагистрали к 3. от Кургана, усиление вы­ хода на европ. сеть достигается начатой уже постройкой линии Курган—Шадринск—Сверд­ ловск. Поскольку концентрация всего вывозно­ го потока на одной сверхмагистрали мыслится единственным методом тарифного приближения сиб. сырья к зап. рынкам, постройка вторых широтных магистралей отодвигается в неопре­ деленное будущее. Совершенно особый интерес в разрешении задачи экспорта из Сиб. представляет построй­ ка Ж. д. к одному из ближайших портов, рас­ положенном на сев. побережье европ. части Союза. Внешнее сношение Сиб. и через Сиб. по ее вост. (Тихоокеанскому) побережью осу­ ществляются при посредстве Уссурийской ж. д. и Владивостокского порта. Малая интенсив­ ность этих сношений позволяет наметить лишь в качестве отдельных проблем сооружение ж. д.: Хабаровск—Советская Гавань и Сев.-Бай­ кальской магистрали с ее дальнейшим выхо­ дом к Николаевску-на-Амуре. Применительно к обрисованной схеме дорог внешних сношений, дороги второй группы вну- трисибирских сообщений вообще являются под­ возящими. Нельзя строго разграничивать эти дороги по их назначению обслуживать ту или иную отрасль народного хоз-ва, т. к. благода­ ря общим сиб. условиям они затрагивают одно­ временно несколько из указанных отраслей. По­ этому приводимую ниже классификацию необ­ ходимо принимать лишь условно: Д о р о г и к о л о н и з а ц и о н н о - л е с о в о з ­ ные. Усиленное потребление древесины в об­ житых районах Сиб., приведшее почти к пол­ ному истощению лесов в полосе, непосред­ ственно прилегающей к существующей Ж. д., а также ожидаемый спрос на сиб. лес со сто­ роны Туркестана после постройки Туркестано- Сиб. ж. д. выдвигает постройку в первую оче­ редь Ж. д., могущих вскрыть новые лесные районы на базе их колонизации. В качестве та­ ких Ж. д. предполагаются: 1) линия Томск— Енисейск, при помощи к-рой могут быть экс- плоатируемы высокосортные леса в низовьях Ангары, путем сплава их к Енисейску и даль­ нейшему направлению по Ж. д., и 2) линия Пе­ тропавловск—Тобольск с дальнейшим продол­ жением на С. в лесные районы, для питания лесом Зап. Сиб. и Казакстана. Дорогой перво­ очередного значения признана Енисейская, включенная в «Пятилетнем плане» Госплана СССР в число дорог, сдаваемых в эксплоата- цию до 1 октября 1933. Ли н и и , о б с л у ж и в а ю щ и е , гл. о б р . , г о р н у ю п р о м ы ш л е н н о с т ь : 1) Тельбес- ская ж. д. (см.) строится для соединения Тель- бесского металлургического завода около Куз­ нецка с м-ниями руд и угля; в части соединения завода с угольными м-ниями (Осиновскими) Тельбесская ж. д. включена в «Пятилетний план» Госплана СССР, как сдаваемая в эксплоатацию до 1/Х-ЗЗ; 2) Кузнецкая ж д., соединяющая Куз­ нецкий каменноугольный бассейн с головным участком сверхмагистрали (Ленинск—Н.-Сиб.), строится для вывоза на Урал кокса и угля и включена в «Пятилетнем плане» Госплана СССР в число Ж. д., сдаваемых в эксплоатацию по­ сле 1/Х-ЗЗ; 3) Акмолинск—Спасский завод—для соединения с сетью крупнейшего медно-плавиль­ ного завода в Сиб. с его богатейшими рудами и близко расположенными угольными копями; 4) Риддер—Рубцовка—для переброски ридде- ровских концентратов в Кузбасс на дистилля- ционный цинковый завод; дорога будет иметь и с.-х. значение, т. к. захватывает хлебный район с пшеницей экспортного качества; постройка этой Ж. д. включена в «Пятилетний план» Гос­ плана СССР, как сдаваемая в эксплоатацию до 1/Х-ЗЗ; 5) Норильская ж. д. (см.)—для вывоза к Усть-Енисейскому порту каменного угля из Н о ­ рильских м-ний; 6) соединение Нерчинского за­ вода с ж.-д. сетью. Л и н и и п р е и м у щ е с т в е н н о с е л ь с к о ­ х о з я й с т в е н н о г о з н а ч е н и я : 1) Бар­ наул—Кузнецк, необходимая, кроме того, для сокращения пробега угля из Кузнецкого бас­ сейна на Туркестано-Сиб. магистраль; 2) Куз­ нецк—Уйбат—линия, могущая, кроме того, по­ лучить крупное значение, как об’единяющая насаждаемую в Тельбессе металлургию с же­ лезорудными м-ниями, расположенными в райо­ не Абакана и Енисея; 3) соединение земледель­ ческих районов Каменского окр. с сетью по на­ правлению до одной из станций Сиб. магистра­ ли, вызываемое необходимостью создания не­ прерывно действующего пути для выхода про­ дукции с. хоз-ва Каменского окр.; 4) Кулунда— Семипалатинск, помимо местного назначения обслужить достаточно обжитой район, выдви­ гается в одну из первых очередей, как необхо­ димое звено, дающее выход с Туркестано-Сиб. магистрали на 3.; кроме того, эта линия при­ обретает значение в связи с проектируемой в ее районе широкой эксплоатацией содовых озер; постройка этой Ж. д. включена в «Пятилетний план» Госплана СССР, со сдачей в эксплоата­ цию после 1/Х-ЗЗ; 5) Боровое—Акмолинск, как продолжение линии Петропавловск — Боровое, необходимая для проникновения вглубь обшир­ ного хлебородного района и для связи с упо­ мянутой выше линией Акмолинск—Спасский за­ вод; постройка этой Ж. д. включена в «Пяти­ летний план» Госплана СССР, со сдачей в экс-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2