Сибирская советская энциклопедия_Том1
чило открытие зимой 1913 движения по Тю- мень-Омской ж. д., т. к. через нее произошла разгрузка наиб, перегруженного зап. участка Сиб. ж. д., примыкающего к Челябинску, а во- вторых, получалось дальнейшее сокращение та рифного расстояния по сев. направлению. Изме нения в условиях транспортной связи Сиб. с Западом в конечном итоге дали значит, сокра щение расстояний по сравнению с первыми го дами работы Сиб. жел. дороги. Так, пробеги грузов от Омска сократились до Ленинграда на 715 км, Москвы 348 км, Риги 376 км. В результате изменений транспортных усло вий (нового ж. - д. строительства, тарифов), происшедших за период с 1898 до 1913 (года отмены Челябинского перелома), получалось зна чительное снижение стоимости переброски сиб. хлебных грузов на запад. Тарифные ставки (в коп. с г) без дополни тельных сборов от ст. Петропавловск. Внутри территории Сиб. транспортные усло вия значит, изменились к лучшему, благодаря новому ж.-д. строительству. За время с 1912 по 1926 на территории Сиб. края поступило в эксплоатацию 1.912 км новых ж.-д. линий, к-рые в преобладающей своей части прорезали основ ные земледельческие районы, приблизивши их к магистралям. Этим самым с. хоз-во получило значит, выигрыш, т. к. снижение транспортных расходов в районах производства хлебов авто матически отразилось соответствующим повы шением местных рыночных цен на них. Мощным стимулом к исключит, быстрому р о сту экономики Сиб. края послужит постройка Туркестано-Сиб. ж. д., которая откроет широ кий среднеазиатский рынок для сиб. хлеба, ле са, а впоследствии металла, изделий из него и т. д., а также организация и оборудование сиб. сверхмагистрали. Сверхмагистрализация Сиб. ж.-д. пути принята Госпланом СССР и ря ду вед-в и организаций даны практические ука зания к производству изыскательских и подго товительных работ, которые должны быть осу ществлены в текущее пятилетие (к 1933). Зна чение сверхмагистрали можно характеризовать след, цифрами: Хлебный грузопоток на выхо дах из Сибири (Тюмень и Челябинск) в 1913 со ставлял 524.600 г, а в 1928/29 составляет 2.350.000 г (447,6% по отношению к грузопото ку 1913). Такой же исключительный темп роста обнаружил и угольный грузопоток из Кузбасса на 3.: в 1913—113.700 г и в 1928/29— 1.500.000 т (1.326,3%). Если немедленно не приступить к усилению пропускной способности сиб. маги страли, то уже к 1932/33 размеры грузового по тока в сиб. направлении пред’явят к существую щим выходам из Сиб. требования, превышаю щие их пропускную способность. «Пятилетний план нар. -хоз. строительства СССР» (изд. Госплана СССР, 1929) так ставит этот вопрос: «Анализ грузовых потоков в перс пективе ближайшего пятилетия с особой силой выдвигает два решающих для нар.-хоз. жизни страны направления, на которых грузооборот либо подходит к пределу пропускной способ ности дорог, либо явно превышают ее к концу пятилетия. Здесь имеются в виду линии, соеди няющие Донбасс с Москвой и Ленинградом, с одной стороны, и Сибирское направление, с дру гой стороны. Всестороннее изучение этого во проса (выходов из Сибири) приводит к убе ждению о громадном, исключительном нар.-хоз. значении сверхмагистрализации Сиб. направле ния. В пятилетний план включен ряд работ, со ставляющих последовательные этапы в реше нии этой задачи. В течение первых трех лет заканчивается постройка новой дороги Кур ган—Свердловск с переустройством существую щего участка Синарское—Шадринск. Это новое направление трассируется с пологими уклона ми, равно как смягчается уклон и на участке Сиб. магистрали Курган—Ново-Сибирск. В этой же связи стоит постройка на выходах к 3. от Урала второго пути на Казанской дороге от Свердловска до Шамордана и новой линии от Шамордана до Нижнего-Новгорода с двупут ным мостом через Волгу. Общая стоимость этих работ в проектируемом пятилетии измеряется суммой порядка 220 млн. руб.». н. в. и и. с. Основные проблемы сети Сиб. жел. дорог. Чтобы довести степень обслуженности Сибири Ж. д. до таковой же в европ. части Союза, по требовалось бы, при современной ее населен ности, увеличить сеть Сибирских ж. д. по край ней мере вдвое. С другой стороны, естествен ные богатства Сиб.: ее обширные с.-х. площа ди, необ’ятные леса и богатейшие недра при дают вопросу о развитии ее ж.-д. сети громад ное общесоюзное значение. Вследствие край ней бедности Сибири жел. дорогами, почти ка ждая из намечавшихся линий имеет свое право на существование. Этим обстоятельством необычайно затруд няется выбор тех именно линий, постройка ко торых должна быть введена в действительно реальный план строительства. Трудности соста вления этого плана заключаются также и в недо статочной изученности Сиб. в естественно-исто рическом и экономическом отношении. Суще ственное значение имеет также необходимое требование, чтобы назначаемые к постройке ж.-д. линии были строго увязаны с общей схе мой сети путей сообщений, чтобы капитальные вложения в постройку новых Ж. д. не оказа лись впоследствии потерянными, вследствие за мены выстроенных Линий иными. С этой точки зрения, начертание основных направлений бу дущей сети Ж. д. Сиб., отвечающей ее геогра фическим и естественно-историческим условиям и экономическому положению в ряде др. ча стей Союза, является первейшей задачей плана ж.-д. строительства. Вся сеть будущих Ж. д. Сиб. может быть раз делена на две основных группы: 1) дороги, слу жащие для внешней связи Сиб. с примыкающи ми к ней странами и частями Союза, и 2) до роги, осуществляющие внутрисибирские сооб щения. Установление сети второй группы дорог в значит, мере зависит от схемы основных на правлений, даваемых дорогами первой группы. Последние же определяются географическим положением Сиб. и ее местом в общей эконо мической жизни всего Союза. Вытянутая в широтном направлении, Сиб. омывается с С. малодоступным Сев. Полярным морем, поэтому проведение на север Ж. д. для целей внешних сношений, по крайней мере в охватываемый нами период времени, не пред видится. Выходы к юж. границе Сиб., отделяю щей ее от Монголии, резко отличающейся от Сиб. по своим природным и экономическим условиям, представляют несомненный экономи Годы До Нового 1 Порта 1 До Риги До Москвы 1898 1 2.779 2.897 2.409 1913 2.000 2.379 1.933
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2