Сибирская советская энциклопедия_Том1
на усиление ее пропускной способности. С эти ми дополнительными расходами первоначаль ная стоимость Сиб. магистрали от Челябинска до Владивостока с ветвями на Сретенск и Хаба ровск, общим протяжением 7.540 км, выразилась около 700 млн. руб., или в ср. 93.000 руб. на километр. Сама постройка дороги сопровожда лась громадными хищениями и злоупотребле ниями строителей. Влияние Сиб. магистрали на экономическое развитие Сиб., бурный рост грузооборота до роги и, наконец, ее огромное полит, значение почти немедленно, после окончания дороги в целом, потребовали приступить к коренному переустройству всего пути в целях усиления его пропускной способности. В годы 1907— 15 на протяжении 3.620 км от Омска до Карымской произведена постройка второй колеи, при чем на горных участках от Ачинска до Иркутска, с целью замены примененных при постройке до роги крутых уклонов более пологими, потребо валось на целом ряде перегонов оставить су ществующее полотно и строить вновь линию на 2 пути. На крайних участках, вместо по стройки второй колеи, сооружены вторые ли нии: на западе—Тюмень-Омская и на востоке—- Амурская. Тюмень-Омская линия (568 км) открыта для движения в конце 1913; в связи с открытием Сев. ж. д. эта линия создала кратчайший выход из Сиб. к Балтийскому морю. Постройка Амур ской ж. д. от ст. Куенга Забайкальской ж. д. до Хабаровска (1.998 км без ветвей) продолжалась в течение 1908— 16; трудности, встретившиеся при постройке Сиб. ж. д., здесь еще более усложнялись горным характером и малонасе ленностью местности, особ, суровыми климати ческими условиями, «вечной мерзлотой» (см.) почвы и т. д.; последние годы постройки Амур ской дороги, совпавшие с периодом мировой войны, затрудняли финансирование и снабже ние постройки и не дали возможности сдать ее в эксплоатацию во вполне законченном виде. Постройкой Амурской ж. д. заканчивается пе риод прокладки сплошного ж.-д. пути от Урала до Тихого океана. Проложенная магистраль произвела перево рот во всем экономическом укладе Сиб., но этот переворот ограничивался сравнит, узкой полосой территории вдоль магистрали. Для рас ширения района тяготения со второго десятиле тия XX в. приступлено было к постройке цело го ряда ветвей к Ю. от магистрали. Первой в 1915 была открыта Алтайская ж. д. от ст. Но- во-Сибирск до Семипалатинска с ветвью от ст. Алтайской до Бийска, общим протяжен. 802 км. Затем последовали: в 1916 Кулундинская ж. д. от ст. Татарская до Славгорода (315 км)', в том же году Кольчугинская от ст. Юрга до Кольчу- гино, с ветвью на Кемерово, протяжением 237 км; в 1926 открыта, начатая постройкой еще до вой ны, линия Ачинск—Абакан (460 км); в том же году сдана в эксплоатацию линия Кольчугино— Кузнецк длиною 180 км; в 1927 сдана в экс плоатацию линия Петропавловск—Кокчетав—ку рорт Боровое, протяжением 265 км. Все эти ли нии, направлявшиеся на юг от Сиб. магистрали, призваны были оживить удаленные от маги страли юж. округа Сиб., обладающие исключи тельными природными богатствами. В 1917 задача освоения всей юж. полосы Сиб. была поставлена во всей широте проектом по стройки Юж.-Сибирской магистрали от Барнау ла до Орска и от Семипалатинска до Чидерши. Гражданская война помешала осуществлению этой постройки: начатые почти на всем огром ном протяжении линии работы были прерваны, и лишь один участок ее от Славгорода до Па влодара был сдан в эксплоатацию в 1924. Данные о развитии сети ж. д. в Сиб., включая все линии, расположенные к В. от линии Сверд ловск—Троицк, приведены в след, таблице: Р а з в и т и е с е т и ж. д. в С и б и р и Год от крытия I Наименование линий и участков Протя- 1 жение > в км j 1885 Свердловск—Тюмень .............................. 325 | 1885 Богданович—Сикорская........................... 40 : 1896 Западно-Сибирская Челябинск—Ново-Николаевск.............. 1.423 1897 Уссурийская Владивосток—Хабаровск . . . . . . . 769 Угольная—К он г ау з .................................. 78 1899 Средне-Сибирская Ново-Николаевск—Иркутск................... 1.850 Тайга—Том ск ............................................. 88 1900 Забайкальская Иркутск—Байкал..................................... 66 Мысовая—Сретенск.................................. 611 Нерчинская ветвь...................................... 10 1901 Китайский раз ‘езд—Маньчжурия . . . 377 1903 Никольск—П ограничная ....................... 124 1905 Кругобайкальская Байкал—Мысовая..................................... 260 1910 Каннская ветвь ......................................... 13 1912 Тагил—Алапаевск...................................... 128 1913 Тюмень—Куломзино................................. 568 i 1913 Синарская—Шадринск . ....................... 118 ! 1914 Троицк—Кустанай .................................. 177 ! 1915 Алтайская Ново-Николаевск—Семипалатинск . . 654 Алтайская—Бийск...................................... 148 1916 Алапаевск—Богданович.......................... 130 1916 Кольчугинская Юрга—Кольчугино................................. 198 Топки—Кемерово ..................................... 39 1916 Екатеринбург—Т авд а .............................. 359 1916 Кулундинская Татарская—Славгород............................. 315 1916 Амурская Куенга-Хабаровск с ветвями.............. 2.107 1924 Славгород—Павлодар.............................. 190 1926 Ачинск-Мин усинская | Ачинск—Абакан......................................... 460 1926 Кольчугинская Кольчугино—Кузнецк с ветвями . . . 208 1927 Петропавловск—Кокчетав—Боровое 265 ___ В с е г о . . 12.098 П р и м е ч а н и е . Общее протяжение сети ж. д. Сиб. к В. от Уральского хр., не считая под‘ездных путей частного поль зования, на 1 января 1928 составляло 12.098 км, из этого количества собственно на территорию Сиб. края приходится 5.430 км. Административное устройство. По окончании постройки, Сиб. ж. д. в адм. отношении соста вила 4 дороги: Сибирскую—от Челябинска до Иннокентьевской с ветвью на Томск, Забай кальскую—от Иннокентьевской до Сретенска, с ветвью на ст. Маньчжурия, Уссурийскую—от Владивостока до Хабаровска, с ветвью на ст. Пограничная и Амурскую—от ст. Куенга до Ха баровска. С 1915 года Сиб. ж. д. была разде лена на Томскую (от Н.-Сиб. до Иннокентьев ской) и Омскую (от Челябинска до Н.-Сиб.) с присоединением к последней линии Куломзи- но—Свердловск—Челябинск. Все эти линии, по строенные на средства казны, эксплоатирова-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2