Сибирская советская энциклопедия_Том1

на усиление ее пропускной способности. С эти­ ми дополнительными расходами первоначаль­ ная стоимость Сиб. магистрали от Челябинска до Владивостока с ветвями на Сретенск и Хаба­ ровск, общим протяжением 7.540 км, выразилась около 700 млн. руб., или в ср. 93.000 руб. на километр. Сама постройка дороги сопровожда­ лась громадными хищениями и злоупотребле­ ниями строителей. Влияние Сиб. магистрали на экономическое развитие Сиб., бурный рост грузооборота до­ роги и, наконец, ее огромное полит, значение почти немедленно, после окончания дороги в целом, потребовали приступить к коренному переустройству всего пути в целях усиления его пропускной способности. В годы 1907— 15 на протяжении 3.620 км от Омска до Карымской произведена постройка второй колеи, при чем на горных участках от Ачинска до Иркутска, с целью замены примененных при постройке до­ роги крутых уклонов более пологими, потребо­ валось на целом ряде перегонов оставить су­ ществующее полотно и строить вновь линию на 2 пути. На крайних участках, вместо по­ стройки второй колеи, сооружены вторые ли­ нии: на западе—Тюмень-Омская и на востоке—- Амурская. Тюмень-Омская линия (568 км) открыта для движения в конце 1913; в связи с открытием Сев. ж. д. эта линия создала кратчайший выход из Сиб. к Балтийскому морю. Постройка Амур­ ской ж. д. от ст. Куенга Забайкальской ж. д. до Хабаровска (1.998 км без ветвей) продолжалась в течение 1908— 16; трудности, встретившиеся при постройке Сиб. ж. д., здесь еще более усложнялись горным характером и малонасе­ ленностью местности, особ, суровыми климати­ ческими условиями, «вечной мерзлотой» (см.) почвы и т. д.; последние годы постройки Амур­ ской дороги, совпавшие с периодом мировой войны, затрудняли финансирование и снабже­ ние постройки и не дали возможности сдать ее в эксплоатацию во вполне законченном виде. Постройкой Амурской ж. д. заканчивается пе­ риод прокладки сплошного ж.-д. пути от Урала до Тихого океана. Проложенная магистраль произвела перево­ рот во всем экономическом укладе Сиб., но этот переворот ограничивался сравнит, узкой полосой территории вдоль магистрали. Для рас­ ширения района тяготения со второго десятиле­ тия XX в. приступлено было к постройке цело­ го ряда ветвей к Ю. от магистрали. Первой в 1915 была открыта Алтайская ж. д. от ст. Но- во-Сибирск до Семипалатинска с ветвью от ст. Алтайской до Бийска, общим протяжен. 802 км. Затем последовали: в 1916 Кулундинская ж. д. от ст. Татарская до Славгорода (315 км)', в том же году Кольчугинская от ст. Юрга до Кольчу- гино, с ветвью на Кемерово, протяжением 237 км; в 1926 открыта, начатая постройкой еще до вой­ ны, линия Ачинск—Абакан (460 км); в том же году сдана в эксплоатацию линия Кольчугино— Кузнецк длиною 180 км; в 1927 сдана в экс­ плоатацию линия Петропавловск—Кокчетав—ку­ рорт Боровое, протяжением 265 км. Все эти ли­ нии, направлявшиеся на юг от Сиб. магистрали, призваны были оживить удаленные от маги­ страли юж. округа Сиб., обладающие исключи­ тельными природными богатствами. В 1917 задача освоения всей юж. полосы Сиб. была поставлена во всей широте проектом по­ стройки Юж.-Сибирской магистрали от Барнау­ ла до Орска и от Семипалатинска до Чидерши. Гражданская война помешала осуществлению этой постройки: начатые почти на всем огром­ ном протяжении линии работы были прерваны, и лишь один участок ее от Славгорода до Па­ влодара был сдан в эксплоатацию в 1924. Данные о развитии сети ж. д. в Сиб., включая все линии, расположенные к В. от линии Сверд­ ловск—Троицк, приведены в след, таблице: Р а з в и т и е с е т и ж. д. в С и б и р и Год от­ крытия I Наименование линий и участков Протя- 1 жение > в км j 1885 Свердловск—Тюмень .............................. 325 | 1885 Богданович—Сикорская........................... 40 : 1896 Западно-Сибирская Челябинск—Ново-Николаевск.............. 1.423 1897 Уссурийская Владивосток—Хабаровск . . . . . . . 769 Угольная—К он г ау з .................................. 78 1899 Средне-Сибирская Ново-Николаевск—Иркутск................... 1.850 Тайга—Том ск ............................................. 88 1900 Забайкальская Иркутск—Байкал..................................... 66 Мысовая—Сретенск.................................. 611 Нерчинская ветвь...................................... 10 1901 Китайский раз ‘езд—Маньчжурия . . . 377 1903 Никольск—П ограничная ....................... 124 1905 Кругобайкальская Байкал—Мысовая..................................... 260 1910 Каннская ветвь ......................................... 13 1912 Тагил—Алапаевск...................................... 128 1913 Тюмень—Куломзино................................. 568 i 1913 Синарская—Шадринск . ....................... 118 ! 1914 Троицк—Кустанай .................................. 177 ! 1915 Алтайская Ново-Николаевск—Семипалатинск . . 654 Алтайская—Бийск...................................... 148 1916 Алапаевск—Богданович.......................... 130 1916 Кольчугинская Юрга—Кольчугино................................. 198 Топки—Кемерово ..................................... 39 1916 Екатеринбург—Т авд а .............................. 359 1916 Кулундинская Татарская—Славгород............................. 315 1916 Амурская Куенга-Хабаровск с ветвями.............. 2.107 1924 Славгород—Павлодар.............................. 190 1926 Ачинск-Мин усинская | Ачинск—Абакан......................................... 460 1926 Кольчугинская Кольчугино—Кузнецк с ветвями . . . 208 1927 Петропавловск—Кокчетав—Боровое 265 ___ В с е г о . . 12.098 П р и м е ч а н и е . Общее протяжение сети ж. д. Сиб. к В. от Уральского хр., не считая под‘ездных путей частного поль­ зования, на 1 января 1928 составляло 12.098 км, из этого количества собственно на территорию Сиб. края приходится 5.430 км. Административное устройство. По окончании постройки, Сиб. ж. д. в адм. отношении соста­ вила 4 дороги: Сибирскую—от Челябинска до Иннокентьевской с ветвью на Томск, Забай­ кальскую—от Иннокентьевской до Сретенска, с ветвью на ст. Маньчжурия, Уссурийскую—от Владивостока до Хабаровска, с ветвью на ст. Пограничная и Амурскую—от ст. Куенга до Ха­ баровска. С 1915 года Сиб. ж. д. была разде­ лена на Томскую (от Н.-Сиб. до Иннокентьев­ ской) и Омскую (от Челябинска до Н.-Сиб.) с присоединением к последней линии Куломзи- но—Свердловск—Челябинск. Все эти линии, по­ строенные на средства казны, эксплоатирова-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2