Сибирская советская энциклопедия_Том1

«ЖАНЕТТА» — морская яхта, на к-рой де- Лонг (см.) в 1879—81 совершил плавание в Вост.- Сиб. море до 77°15' с. ш. и 154°59' в. д. Там «Ж.» была раздавлена льдами, и ее остатки че­ рез 4 года были найдены на берегах Гренлан­ дии, куда они были отнесены дрейфовым тече­ нием Сев. Полярного моря. ЖАНЕТТА, о-в—см. Делонга острова. ЖАСМИН ДИКИЙ или ч у б у ш н и к [Phila- delphus Schrenkii Rupr., Ph. tenuifolius R. et М., Ph. manshuricus (Max.) (Nakai)] — относится к сем. камнеломковых. Кустарники с супротивными яйцевидными или удлиненно-ланцетовидными, по краю зубчатыми, совершенно гладкими ли­ стьями. Цветы обоеполые, с многими тычинка­ ми, белые, довольно крупные, душистые, в 5—7 цветковых кистях. Виды Ж. д. встречаются в лесах, по лесным опушкам и среди кустарни­ ков, иногда образуя целые заросли в Маньч­ журии и Юж.-Уссурийском крае. Название «жас­ мин» эти растения получили по некоторому сходству запаха своих цветов с запахом на­ стоящего Ж. (Jasminum oficinale L.), культиви­ руемого в Средиземноморской области. ЖЕЛАНИЯ МЫС—сев. оконечность о-ва Но­ вая Земля (см.). ЖЕЛЕЗИСТЫЕ ИСТОЧНИКИ. Чистых Ж. и. в Сиб. не имеется, но соли закиси железа ча­ сто примешиваются к водам углекислых источ­ ников в количествах, достаточных для лечеб­ ных целей, т.-е. около 0,01—0,02 г на 1 л воды. Таковы Дарасун Читинский (см.) №№ 1, 3 и 6, Колтомойкон (см.), Шивия (см.). Примеси же­ леза имеются и в большинстве углекислых источников. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ. Ко времени откры­ тия движения по Сиб. ж. д. до Иркутска (1899) в Сиб. насчитывалось не менее 10.000 ж.-д. ра­ бочих и служащих; ко времени рев. 1.905 их было уже около 50 тыс. и к 1917 (с ДВ и Ка- закстаном) до 100 тыс. На ряду с горнорабочи­ ми Ж. сыграли основную роль в развитии ре­ волюционного и профессионального движения (см.). Уже в 1899—1903 отмечен ряд экономиче­ ских стачек по линии Сиб. ж. дороги. В 1903 красноярские Ж. проводят однодневную пер­ вомайскую стачку. Вся дальнейшая борьба Ж. принимает ярко-полит. характер, развиваясь под руководством «Сибирского Социал-Демо­ кратического Союза» (см.). Они участвуют во всероссийских полит, забастовках в августе, октябре и декабре 1905. Профес. союзы Ж. ор ­ ганизуются по цеховому принципу: рабочих мастерских и депо, паровозных работников, кондукторов и т. д. После октябрьской заба­ стовки 1905, охватившей всю Сиб. ж. д., в Том­ ске организ. Сиб. к-тет Всероссийского ж.-д. союза, к-рым в ноябре был созван делегатский с’езд Ж. Сибири. На местах к-теты Ж. явоч­ ным порядком провели 8-часовой рабочий день и одновременно взяли в свои руки все руковод­ ство движением и перевозкой войск, возвра­ щавшихся с японского фронта. В Красноярске и Чите Ж. играют основную роль в организа­ ции советов рабочих и солдатских депутатов (первые советы в Сибири). В Красноярске борь­ ба заканчивается декабрьским вооруженным восстанием. В 1906 омские Ж. организовали профес. союз на основании закона 4 марта 1906. Он насчитывал около 1.000 членов и с успехом вел экономическую борьбу, но вскоре был за­ крыт. Местами возникали нелегальные профес. союзы рабочих ж.-д. мастерских и депо, к-рые работали под руководством с.-д. организаций и вместе с ними выслеживались и громились жан­ дармами. После Февральской рев. к маю 1917 организуются отд. Всероссийского ж.-д. союза по всем дорогам (Омской, Томской, Алтайской, Забайкальской, Амурской, Китайско-Восточной). Никаких экономических завоеваний Февраль­ ская рев. Ж. не дала. Зарплата далеко отставала от роста дороговизны, а 8-часовой рабочий день даже союзными организациями принимался только на словах; осуществление откладыва­ лось до окончания войны. Сверхурочные не оплачивались за неимением кредитов. Всеобщая ж.-д. забастовка, об ’явленная соглашательским ЦК союза в Сиб., почти не была заметна. Толь­ ко красноярские Ж. подхватили ее, дав лозунг: «Вся власть советам». В др. организациях еще сказывалось засилье управленческих служащих, поддерживавших соглашателей. Но ж.-д. рабо­ чие сплачиваются вокруг боольшевиков и со­ действуют утверждению сов. власти в Сиб. вплоть до участия в вооруженной борьбе с юн­ керами на улицах Иркутска в декабре 1917. Рабочие берут под свой контроль адм.-хоз. аппарат транспорта, ведут борьбу с саботажем ж.-д. чиновников. С’езды, состоявшиеся в марте 1918, подавляющим большинством высказались за власть советов. С этого времени управление ж. д. перешло к к-тетам союза и советам ж.-д. депутатов. За время контрреволюции Ж. же­ стоко поплатились за поддержку сов. власти массовыми арестами и расстрелами. Жел. до­ роги были об’явлены на осадном положении, чехи ввели военно-полевые суды для Ж., грозя расстрелом за подстрекательство к забастовке. Союзы были лишены всех своих прав, админи­ страция с ними не считалась, созыв общих до­ рожных с’ездов не разрешался. Но Ж. удалось восстановить работу отдельных секций союза (пути движения, тяги и т. д.), а затем, путем представительства секций, были восстановлены и дорожные комитеты. В Томске оранизова- лось центр, бюро ж.-д. союзов Сибири. В ни­ зовых ячейках постепенно снова усиливается влияние большевиков, но подготовка к стачеч­ ной борьбе затягивается и срывается соглаша­ тельской верхушкой. Организуются нелегаль­ ные стачечные комитеты. На стачку толкает рост дороговизны и принудительное введение сдельных работ, от к-рых Ж. отказывались, не желая повышать производительность труда в интересах контрреволюции. Местами скрытая борьба принимает характер итальянской заба­ стовки. В октябре 1918 прокатилась открытая забастовка: Ж. бастовали в Омске, Ново-Нико- лаевске, Томске, Тайге, Иланской, Иннокен- тьевской, Зиме и Черемхове. Забастовки были подавлены при содействии чешских и англий­ ских войск, расстрелами без суда в Омске и военно-полевыми судами. В Омске союз Ж. был разгромлен; в Томске была закрыта меньше­ вистская по направлению газ. «Железнодорож­ ник», изд. союзом. От забастовок Ж. перехо­ дят к вооруженным восстаниям (Омск, Йлан- ская), также жестоко подавленным, затем снова участвуют в вооруженной борьбе за власть со ­ ветов при отступлении колчаковцев за Байкал (Красноярск, Зима, Нижнеудинск, Иркутск) и в аресте Колчака (Нижнеудинск). После восстановления сов. власти в 1920 Ж. проводят большую работу по восстановлению разрушенного транспорта и борются на военных фронтах. После союзного районирования в 1925 на территории Сиб. края образовалось два до­ рожных отдела союза Ж. по Томской и Омской ж. д. (Дорпрофсож). Т о м с к ий дорпрофсож в 1925 об’единял 21.000, в 1926— 29.130, а в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2