Сибирская советская энциклопедия_Том1
сти, а также в так называемых «свободных про фессиях»—врачи, юристы и т. д. Начиная с 70-х гг. прошлого века евреи играют некоторую роль и в золотопромышленности, особенно за Байкалом: в Баргузинском, Нерчинском и Чи тинском округах. По данным переписи 1897 профессиональный состав сиб. евреев представляется в таком ви де: занятых торговлей 3.792 чел., в пром-сти 2.810, с. хоз-вом 825, передвиж. и сообщ. 585, прислуг и поденщиков 507, на госуд., общ. службе и своб. професс. 322, непроизвод. и не опред. проф. 713 и в армии 446. На протяже нии последующих 20 лет профессиональный со став евр. населения Сиб. подвергается незначи тельным изменениям, но заметно изменяется его социальный состав: в первых двух группах (тор говле и промышленности) значительно увеличи вается процент служащих и наемных рабочих, комплектуемых, гл. обр., из б. каторжан и ссыльно-поселенцев. Социальный состав сиб. колонии Е определял характер и содержание и их общественно культурной жизни. Еврейская общественность здесь вначале концентрируется вокруг религиоз ных общин. Позже в более крупных городах появляются различные филантропические орга низации: богадельни, благотворительные о-ва и др. Предзначенные для детей бедноты бесплат ные начальные школы проникнуты конфессио нально-националистическим духом: догматы ре лигии, библия и древне-евр. язык в них являют ся основными предметами преподавания. Такой же преимущественно характер имеют и другие просветительные учреждения, созданные бур жуазными заправилами еврейских общин. Из общественных движений, возникших в конце прошлого века среди еврейского населе ния России, в Сиб. нашел живой отклик реак ционно-националистический сионизм. Сионист ские организации возникают почти во всех сиб. городах. В период революции 1905 сионист ские организации имели нелегальный краевой с’езд, который формулировал их задачи и уста новил тактику в сиб. условиях. Представляя собою единственную организованную и спло ченную группу среди евр. населения Сиб., сио нисты быстро овладевают местной евр. обще ственностью, в которой они имеют значит, влия ние вплоть до революции 1917. Небольшие группы евр. рабочих, б. административно-ссыль ных, а также учащейся молодежи принимают активное участие в местном революционном движении, играя довольно видную роль в орга низациях РСДРП и ПСР. Заметное изменение в социальной структуре сиб. евреев и известный сдвиг в их обществен но-культурной жизни наступает с началом им периалистической войны. В 1915— 16 в горо дах Сиб. оседает' несколько тысяч беженцев и выселенцев Е. (см. Беженцы и выселенцы), сре ди к-рых преобладают рабочие и ремесленники. В эти же годы усиливается приток и администр.- ссыльных из б. «черты оседлости», а также и концентрация в городах ссыльно-поселенцев, в своем большинстве рабочих, служащих и ре месленников. С появлением этих групп в более крупных городах возникают подпольные орга низации нац.-социалистических евр. партий: Бунд (см.), сионистов-социалистов и «Поалей- Цион». Представители этих организаций прини мают участие и в легальной еврейской обще ственно-культурной жизни—в комитетах помо щи беженцам и просветительных организациях. После Февральской революции деятельность религиозно-филантропических организаций за мирает, и видное место в еврейской обществен ности занимает политическая борьба между раз личными партийными группировками (вокруг выборов в гор. думы, реорганизованные общи ны, всероссийский еврейский с ’езд и т. п.). Наи большим влиянием среди буржуазных и мелко буржуазных слоев еврейского населения поль зуются сионисты. Общественно-политическая физиономия об щин фактически остается неизменной и после революции. Меняется лишь несколько содержа ние их деятельности. На ряду с заботами о «религиозно-нравственных» устоях, они вклю чают в сферу своей деятельности и вопросы социально-экономические, руководство эмигра цией в Палестину и т. п. В период колчаковщины, когда остатки евр. нац.-социалистических групп были загнаны в подполье, в Иркутске созывается с’езд общин Сибири и Урала, оформляющий их религиозно националистический характер и выделяющий из своего состава «Национальный совет», который официально, в докладной записке председателю колчаковского совета министров Вологодскому, «отмежевывается» от евреев, участвующих в борьбе за пролетарскую диктатуру, и выражает свои верноподданнические чувства «верховному правителю». Для борьбы с влиянием «Нацио нального совета» об ’единенными силами нац.- социал. групп в 1919 создается «Сибирская лига еврейской культуры», с центром в Иркут ске и отделениями в Томске, Верхнеудинске, Харбине и Владивостоке, к-рая в ряде сборни ков разоблачает его националистическую и контрреволюционную сущность (сб. «Еврейское государство», «Цукунфт» и др., Иркутск, 1919). С восстановлением сов. власти работу среди евреев-трудйщихся развертывают евр. секции при комитетах РКП(б). В течение 1920—21 эти секции, в которые вливаются революционные и пролетарские элементы из нац.-соц. группиро вок, развивают довольно широкую и разносто роннюю политико-просветительную работу сре ди трудящихся масс еврейского населения Си бири. В Иркутске, Томске и Омске открываются рабочие клубы, школы, библиотеки, устраива ются собрания и митинги, лекции и диспуты, к-рые привлекают сотни трудящихся. По окон чании гражданской войны, с от’ездом из Сиб. большинства б. ссыльных и беженцев, эти учре ждения постепенно ликвидируются, а трудящие ся евреи обслуживаются соответствующими об щими организациями. По данным переписи 1926 на территории Сиб. в настоящее время находится 32.750 евреев, из них в городах 28.972, в сельск. мест. 3.778. Около 80% евреев сосредоточены в следующих шести округах: Иркутском (9.083), Томском (5.505), Омском (4.389). Красноярском (3.040), Ново сибирском (2.301) и Барабинском (2.227). Не большие группы евреев имеются и в других округах: Ачинском (1.740), Канском (1.197), Ту- лунском (1.220) и т. д. В последние годы, в связи с мероприятиями сов. власти по привлечению деклассированных евр. масс к производительному труду, вьде- ляются в ряде округов участки земли, на ко торых организуются сел.-хоз. коллективы. Осо бое значение имеет Биро -Биджанский район (см.) на Дальнем Востоке. Основными центрами еврейской обществен ности в Сибири в настоящее время являют ся отделения «ОЗЕТ» («Об-во содействия зем ледельческому труду среди евреев»), суще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2