Сибирская советская энциклопедия_Том1

яутске, Чите, Челябинске. Клиентура площа­ док—дети трудящихся: рабочих, технических служащих, меньший % дети интеллигенции, служащих. Основное направление работы—фи­ зическое воспитание. Почти везде центр, рабо­ той являлись организованные общественные игры по сист. Фребеля. В 1917 в Красноярске возникает по инициативе А. Н. Шнейдер Об-во «Детский труд и отдых», к-рое осенью 1917 от­ крывает «I народный детский сад», просуще­ ствовавший до 1919. Это же Об-во в 1917— 19 содержало в Красноярске и детские площадки; летом 1919 Об-во открыло первую детскую пло­ щадку в с. Еловском Красноярского округа. Содержались детский сад и площадки за счет средств, сначала собираемых от устройства бла­ готворительных спектаклей, гуляний и пр., а с открытием Об-вом мастерской детских игрушек и учебных пособий (1918—22) за счет доходов от этой мастерской. Третий период в истории Д. в. с 1921 по 1925. В первые годы (1921—22) работа все еще растет вширь. Голодные дети из европ. части РСФСР, тысячами наводнив­ шие Сибирь, требовали громаднейшей напря­ женной работы со стороны отделов народ­ ного образования и всей пролетарской обще­ ственности. Детские площадки с питанием в эти годы были основным моментом Д. воспита­ ния. Детские сады насчитывались единицами в наиб, крупных, гл. обр. губ. городах. Положе­ ние в 1923 и 1924 резко изменяется. Сокраще­ ние в эти годы бюджетов по Д. в. до миниму­ ма вызвало сильное сокращение сети дошколь­ ных учреждений стационарного характера. На всю Сиб. насчитывалось не более одного десят­ ка детских садов с охватом детей в 300—350 человек. При чем эти детские сады уцелели лишь в таких городах, как Иркутск, Томск, Барнаул, Красноярск, Чита, Челябинск. Деревня и пром. районы, как Кузнецкий окр., Черемхо- во, не были совершенно обеспечены дошколь­ ными учреждениями. До минимума сократилась и сеть летних детских площадок. Вместе с со­ кращением сети дошкольных учреждений ме­ няется и характер их работы. Ставится вопрос о пересмотре содержания работы в сторону, прежде всего, увязки педагогической работы с задачами современности. Последний этап работы с 1925 до настоящего времени можно охаракте­ ризовать тремя основными моментами: уча­ стием широкой пролетарской общественности в строительстве по Д. в., постепенным ростом ассигнований на него в местном бюджете, уточ­ нением форм и штатов дошкольных учрежде­ ний и плановостью их работы. Рост ассигнований на дошкольное воспитание из местного бюджета по Сиб. краю (с включе­ нием сюда расходов на пионер, организации) 1926/27—211.000 руб., 1927/28—292.000 руб. Стои­ мость содержания ребенка в детском очаге, включая питание (в ср.), 6 рублей. Стоимость содержания ребенка на детской площадке от 3 до 5 руб., в зависимости от ее оборудования и длительности работы. Развитие сети дошкольных учреждений в Сиб. крае см. таблицу № 1 на стр. 852. Охват детей дошкольными учреждениями см. таблицу № 2 на стр. 852. Насколько выросло внимание всей сов. общь- ственности к Д. в., могут показать след, дан­ ные: в 1925/26 на средства общественных орга­ низаций содержалось всего 7 детских садов и 51 детская площадка; в 1926/27 детских садов 15; в 1927/28—детских садов 33; детских площа- Таблица 1 Тип дошкольных учреждений 1925/26 1926/27 1927/28 Детские сады. . . . 31 47 66 Детские площадки . 153 464 858 Таблица 2 Тип дошкольных учреждений 1925/26 1926/27 1927/28 Детские сады. . . . Детские площадки . 1.240 чел. 6.355 „ 1.825чел. 21.725 „ 2.245 чел. свыше 25.000 „ док 260. Следует отметить исключит, рост об ’- щественной инициативы за последнее полуго­ дие 1927/28, особ, по линии жилищной коопера­ ции. Организация курсов для подготовки ма­ терей к работе в дошкольных комнатах и на детских площадках, в жилищных т-вах в Ир­ кутске и Омске, содержание опорных и центр, дошкольных учреждений (Омск) за счет центр, рабочих кооперативов, строительство зданий для дошкольных учреждений (Н.-Сиб.),—все это показывает, что Д. в. становится бытовым и массовым явлением в Сибири. Обеспечение до­ школьными работниками происходит: по линии привлечения крестьянки и работницы к работе детских площадок (выдвиженчество —■путем проведения их через практикумы и курсы); пе­ реподготовка дошкольных работников в об ’­ единенных дошкольных коллективах; плановая подготовка на дошкольном отделении Иркут­ ского Педагогического фак-та Ун-та; откоман­ дирования квалифицированных работников из центр, высших учебных заведений. В итоге, в проектируемый пятилетний план, по Д. в. внесены детские очаги (детский сад с длительным пребыванием там ребенка), детские площадки, вечерние дошкольные комнаты и пе­ дагогические консультации—формы, наиб, со ­ ответствующие сиб. условиям. Принцип расши­ рения сети: в первые годы максимум обеспече­ ния дошкольными учреждениями районов пром., районов, населенных нац. меньшинствами, и районов переселенческого водворения; привле­ чение средств общественных организаций в раз­ мере не менее 50% всего бюджета учреждений Д. воспитания. М. Я к у б о в с к а я . ДРАВЕРТ, Петр Людовикович — минералог. Р. в 1879 в Вятке^ Окончйл Казанский Ун-т. В 1906 за участие в рев. движе­ нии сослан в Якутскую обл., где занимался ми­ нералогическими иссле­ дованиями в Якутском, Олекминском и Вилюй- ском окр. С 1920 проф. минералогии и геологии в Сиб. Ин-те С. X. и Ле­ соводства. В пределах Сиб. Д. совершено до 20 научных поездок и экс­ педиций. Кроме научных работ Д. принадлежит ряд сборников стихов. В 1904 в Казани вышел сб. «Тени и отзвуки», в Якут­ ске изданы: «Ряды мгно­ вений» (1908). Книга сти­ хов «Под небом Якутского края» (Томск, 1911) является, по ярко выраженному в ней сиб. ко­ лориту, одной из основных вех в развитии но­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2