Сибирская советская энциклопедия_Том1

лово на Лене, протяжением 256 км, имеет мест­ ное значение и находится в запущенном со ­ стоянии; транзитные грузы в Ленский район перевозятся исключительно зимой после ледо­ става на Ангаре. Количество перевозимых тран­ зитных грузов—7.000 т. 2. Дороги местного значения—грунтовые до­ роги, связывающие внутри Сиб. края отдельные населенные пункты между собою. Общее протя­ жение и грузооборот дорог местного значения точно не известны, т. к. полного технического и экономического их обследования до сих пор не произведено. По данным на 1 января 1928, протяжение выявленных из них, без переселен­ ческих, 84.742 км, из к-рых 624 км имеют гра­ вийную одежду. В действительности общее про­ тяжение их больше. Грузооборот колеблется в широких пределах и для некоторых отдельных дорог превышает 8.200 т в год. Сведения о со ­ стоянии полотна и искусственных сооружений имеются только отрывочные. В общем сиб. до­ роги не имеют признаков и частей, характери­ зующих дорогу, как установившееся понятие, т.-е. не имеют определенных границ проезжей части, обочин, в большинстве—боковых канав и определенной полосы отвода (отчуждения). Направления отдельных участков дорог иногда меняются при производстве землеустроитель­ ных работ. Состояние проезжей части дорог, за отсутствием одежды, в большинстве неудо­ влетворительно. По данным (в 1926) выбороч­ ного обследования, из общего протяжения мо­ стов 26.966 м—47,3% требуют переустройства, 30,1% капитального и 22,6% текущего ремон­ тов. Отпускаемые по местному бюджету на ре­ монт дорог средства составляют в настоящее время около 2% бюджета Сиб. края и по раз­ меру недостаточны. По годам на дорожные ра­ боты ассигновано (в тыс. руб.): 1924/25—390,2, в 1925/26—665,0, в 1926/27— 1.108,0, в 1927/28— 1.186.0. В общем ассигновании субвенция и до­ тации центра составляют (в тыс. руб.): в 1925/26— 550.0, в 1926/27—440,0, в 1927/28—600,0. Теку­ щие мероприятия на дорогах сводятся к обес­ печению их проезжести (восстановление и ре­ монт искусственных сооружений). По полотну дорог, за редкими исключениями, работ не ве­ дется. Дороги местного значения находятся в веде­ нии окружных дорожных отделов Окр. испол­ комов. Функции по краевому руководству местным дорожным строительством края несет Сибкрай- дортранс. Техническим персоналом в округах дороги эти обслужены слабо. Линейной служ­ бы не существует. По значению местные дороги делятся на след, разряды: а) К р а е в ы е д о р о г и , к к-рым из числа окружных отнесены дороги, проходящие на своем протяжении через несколько окр. (напр., Тобольский тракт, проходящий от Омска через Тару на Тобольск), а также соединяю­ щие центры округов (Тара, Камень) и отдален­ ных окраин (Нарым) с ж.-д. и краевым цен­ тром. Содержатся за счет средств, отпускае­ мых на окружные дороги, от к-рых в осталь­ ном ничем не отличаются. Общее протяжение, ■по списку округов, 2.925 км. б) О к р у ж н ы е . д о р о г и , связывающие центры окр. с круп­ нейшими их районными центрами. Общее про­ тяжение, включая краевые, 16.645 км, из к-рых '624 км имеют гравийную одежду. За малыми исключениями по внешнему виду, состоянию и обслуживанию не отличаются от других дорог местного значения. Грузооборотом превышают районные и сельские дороги, более точных све­ дений нет. На приведение в порядок окр. до­ рог (с краевыми) расходуется большая часть средств, ассигнованных на дороги местного зна­ чения в 1925/26—593,0, в 1926/27—782,0, в 1927/28— 937.0 тыс. руб.). в) Р а йо н н ы е д о р о г и—■ обеспечивают связь центров районов (РИК’ов) между собою и крупнейшими селениями. По­ дробных списков этих дорог не имеется, офи­ циально насчитывается 35.015 км. По внешнему виду не отличаются от полевых дорог; искус­ ственные сооружения в большинстве крестьян­ ской, без технического участия, работы. Содер­ жатся за счет общих ассигнований на дороги местного значения и местного населения, ре­ монтирующего их бесплатно, или за счет со ­ бранных самообложением средств. Находятся в ведении Район. Исп. К-тетов и, за малыми исключениями, техническим персоналом не об­ служиваются. г) С е л ь с к и е д о р о г и — по официальным данным, имеют протяжение до 32.000 км. По внешнему виду не отличаются от полевых дорог, мосты исключительно крестьян­ ской, без технического участия, работы. Нахо­ дятся в ведении сел. советов и ремонтируются исключит, бесплатными силами населения. Особые группы дорог местного значения со ­ ставляют: а) П о д ’е з д н ы е п ут и—наиб, гру- зоиапряженные местные дороги и их участки, примыкающие к станциям ж. д. и крупным при­ станям. По об ’единенному списку округов под’- ездных путей насчитывается 2.334 км. По внеш­ нему виду, состоянию и способу обслуживания не отличаются от окружных дорог, в списке к-рых они состоят. Содержатся на общие с ними средства, б) К о л ь ц е в ы е п о ч т о в ы е т р а к т ы — замкнутые маршруты по дорогам местного значения. Составляются из отдельных участков дорог окр. значения и целых район­ ных и сельских дорог почтовым ведомством с целью перевозки корреспонденции. Ремонтиру­ ются за счет средств, отпускаемых округам на дороги местного значения и, преим., бесплат­ ными силами населения, в) 3 о л о т о п р о мыш- л е н ные д о р о г и —спец. назначения для свя­ зи золотопромышленных районов с существую­ щей сетью путей сообщения. Содержатся за счет приисков, для связи с к-рыми они служат. Вообще неблагоустроены и в отдельных слу­ чаях имеют характер верховых троп. Общее протяжение главнейших золотопромышленных дорог, ведущих в крупнейшие золотоносные районы, как-то: Сев. и Юж. Енисейская тайга, Амыльский (Минусинский окр.), Мариинская тайга (Ачинский окр.), Бирюсинский (Канский окр.), Саралинский (Хакасский окр.), Сисим- ский (Красноярский окр.) и Лебединский (Бий­ ский окр.)—2.217 км. Из дорог, начатых пра­ вильной постройкой, имеется одна—Нифантьев- ская (см. ниже), г) С к о т о п р о г о н н ы е т р а к ты, по к-рым идет прогон скота к пунк­ там его погрузки для отправки в др. районы или для убоя. Полного списка и данных о про­ тяжении этих трактов не имеется, д) К у р о р т ­ ные д о р о г и—обслуживают связь сиб. ку­ рортов с ж.-д. станциями и водными пристаня­ ми. По протяжению различны и входят в об­ щий список дорог местного значения. Содер­ жатся за счет средств, отпускаемых специально на содержание дорог местного значения и частично за счет Курортных Управлений. Обособленную группу дорог местного значе­ ния составляют п е р е с е л е н ч е с к и е д о р о ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2