Сибирская советская энциклопедия_Том1
{Ржаная и Красная горы), а также работ по полотну на головном участке от Бийска, где тракт не имеет профиля полотна, водоотвода и твердой одежды, что в дождливое время де лает проезд в некоторых местах весьма тяже лым. По мере улучшения тракта количество проходящих по нему транзитных грузов уве личивается. Так, в 1927 их перевезено 2.500 т и, кроме того, прогнано скота мелкого 24.000 и крупного 4.000 голов. По перспективному пла ну предполагается устройство гравийной одеж ды и приспособление тракта под автомобиль ное движение на всем протяжении. У с и н с к и й т р а к т—проходит от Минусинска до гос. гра ницы с Танну-Тувинской Респ., протяжением 347 км, и связывает Сиб. край с Танну-Тувин- ской Респ. (б. Урянхайским краем), а через нее с Улясутайским и Уланкомским районами Мон голии. Тракт разделяется на дв« части, из к-рых первая (от Минусинска до д. Григорьев- ки) проходит по населенным местам и пред ставляет из себя обычную грунтовую просе лочную дорогу, требующую переустройства и укрепления полотна, частично уже произведен ных. Вторая часть (от д. Григорьевки до гра ницы) представляет из себя собственно «Усин- скую дорогу», начатую постройкой в 1911. К 1926 этот последний участок тракта построй кой закончен, имеет в необходимых местах гра вийное полотно и является проезжим в любое время года. Так как этот участок проходит по незаселенным местам, то он обеспечен гра жданскими служебными зданиями (8 станция ми), расположенными на расстоянии 20—25 км одна от другой. Движение зимой по горному участку (перевал через отроги Зап. Саяна) за трудняется сильными снежными заносами, до стигающими порой значит, размеров и требую щими для расчистки пути содержания постоян ных штатных артелей ремонтеров. При усиле нии движения грузов по тракту в зимнее вре мя потребуется введение механической очистки пути от снега. Грузонапряженность тракта — 2.000 т в год транзитных грузов. Ту нк ин- с кий т р а к т—протяжением 320 км, начинаясь от Иркутска, идет через ж.-д. станцию Култук к границе, в богатый сырьем и скотом Прико- согольский район (Монголия). Состояние трак та частью удовлетворительное, но есть участ ки, имеющие крутые уклоны и узкое полотно, как на головной части между Иркутском и Култуком, так и в конечной части (Харадабан- ский перевал), где требуется устройство обхо дов. На перегоне Торы -Хорябяты построено вновь 40 км полотна тракта в обход существо вавших ранее 2 паромных переправ через И р кут с постройкой большого моста на ряжевых опорах через р. Зон-Мурин дл. по верху 228 м. В довоенное время тракт работал исключи тельно как скотопрогонный и в настоящее вре мя по нему, гл. обр., проходит скот. Кя хтин- с кий т р а к т —протяжением 234 км идет от Верхнеудинска через Кяхту до границы и яв ляется головным участком пути на Ургу (Мон голия). Тракт заново переустроен на всем про тяжении; имеет все новые искусственные соору жения и на половине протяжения укрепленное гравием полотно. По тракту совершается авто мобильное сообщение. Количество прошедших грузов составляло в 1926/27— 17.000 г. Тракты Приленские, к к-рым относятся трак ты гос. значения: Якутский, Братский, Илим ский и тракт местного значения Шелашников- ский, являются путями, связывающими огром ный и богатейший Ленско-Витимский район и Якут. Р. с Сиб. ж.-д. магистралью. По этим исторически намеченным комбинированным вод- но-гужевым путям, как в довоенное время, так и теперь, производится все снабжение продо вольствием и товарами указанных районов. Ко личество транзитных грузов, проходящих по ним, исчисляется свыше 50.000 т, из к-рых боль шая часть проходит по Якутскому тракту. Я к у т с к ий т р а к т—от Иркутска до пристани Жигалово на р. Лене, протяжением 401 км, яв ляется единственным в настоящее время рабо тающим и благоустроенным путем, связываю щим Ленский золотопромышленный район и Якут. Р. с ж.-д. магистралью и остальной ча стью СССР. Движение грузов в указанные рай оны совершается комбинированным водно-гу жевым путем, при этом количество только тран зитных грузов, проходящих по тракту, дости гает 40.000 т. Головной участок тракта (Ир кутск — Качуг) находится в удовлетворитель ном состоянии, имеет укрепленное гравием по лотно, допускающее возможность авто-перево зок и на этом протяжении совершается регу лярное грузовое и пассажирское автомобиль ное сообщение. Этот участок является и наио. грузонапряженным, т. к. грузы, направляющие ся из Иркутска, идут трактом до пристани Ка чуг, находящейся в верховьях Лены, а затем перегружаются в карбаза, следующие сплавом по Лене. Для транзитных грузов участок Ир кутск—Качуг значит, важнее второй части трак та Качуг—Жигалово; поэтому больше внима ния по улучшению тракта уделяется ему. Уча сток Качуг—Жигалово находится в худшем со стоянии, т. к. проходит берегом Лены, весной выходящей местами из берегов и размываю щей полотно; здесь требуется устройство об ходов и поднятие полотна. Вследствие боль шой грузонапряженности и частого провоза на прииска тяжелых грузов (котлы, драги и пр.) искусственные сооружения на тракте (мосты и трубы) строятся с расчетом пропуска автомо билей весом до 7 т. Быстрая изнашиваемость гравийной одежды и все увеличивающийся гру зооборот требует устройства каменной одеж ды—шоссе, к постройке к-рого уже частично приступлено и, по перспективному плану, дол жно закончиться в течение ближайшего пяти летия. Б р а т с к ий т р а к т—протяжением 320 км, начинаясь от ст. Тулун, Томской ж. д., про ходит через Братск до пристани Большая Ма- мырь на Ангаре и является головным участком Братско-Илимского тракта. Тракт до Братска представляет из себя грунтовую дорогу, при веденную за последнее время в удовлетвори тельное состояние с частичным укреплением полотна гравием и перестройкой большей части искусственных сооружений. От Братска до Боль шой Мамыри тракт находится в запущен ном состоянии. Ил и м с к ий (Ангаро-Ленский) т р а к т—протяжением 274 км, идет от приста ни Большая Мамырь на Ангаре до пристани Усть-Кут на Лене, соединяет по кратчайшему пути, заведомо судоходные в течение всего пе риода навигации, участки pp. Ангары и Лены. Перестройка тракта начата с 1925/26 и на участ ке Большая Мамырь—Илимск вчерне законче на; от Илимска до Усть-Кута существует лишь таежная дорога. В течение ближайшего пяти летия предположено постройку тракта закон чить с укреплением проезжей части полотна гравием. Ш е л а ш н и к о в с к и й т р э к т — от ст. Тыреть, Томской ж. д., до пристани Жига-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2