Сибирская советская энциклопедия_Том1

{Ржаная и Красная горы), а также работ по полотну на головном участке от Бийска, где тракт не имеет профиля полотна, водоотвода и твердой одежды, что в дождливое время де­ лает проезд в некоторых местах весьма тяже­ лым. По мере улучшения тракта количество проходящих по нему транзитных грузов уве­ личивается. Так, в 1927 их перевезено 2.500 т и, кроме того, прогнано скота мелкого 24.000 и крупного 4.000 голов. По перспективному пла­ ну предполагается устройство гравийной одеж­ ды и приспособление тракта под автомобиль­ ное движение на всем протяжении. У с и н с к и й т р а к т—проходит от Минусинска до гос. гра­ ницы с Танну-Тувинской Респ., протяжением 347 км, и связывает Сиб. край с Танну-Тувин- ской Респ. (б. Урянхайским краем), а через нее с Улясутайским и Уланкомским районами Мон­ голии. Тракт разделяется на дв« части, из к-рых первая (от Минусинска до д. Григорьев- ки) проходит по населенным местам и пред­ ставляет из себя обычную грунтовую просе­ лочную дорогу, требующую переустройства и укрепления полотна, частично уже произведен­ ных. Вторая часть (от д. Григорьевки до гра­ ницы) представляет из себя собственно «Усин- скую дорогу», начатую постройкой в 1911. К 1926 этот последний участок тракта построй­ кой закончен, имеет в необходимых местах гра­ вийное полотно и является проезжим в любое время года. Так как этот участок проходит по незаселенным местам, то он обеспечен гра­ жданскими служебными зданиями (8 станция­ ми), расположенными на расстоянии 20—25 км одна от другой. Движение зимой по горному участку (перевал через отроги Зап. Саяна) за­ трудняется сильными снежными заносами, до­ стигающими порой значит, размеров и требую­ щими для расчистки пути содержания постоян­ ных штатных артелей ремонтеров. При усиле­ нии движения грузов по тракту в зимнее вре­ мя потребуется введение механической очистки пути от снега. Грузонапряженность тракта — 2.000 т в год транзитных грузов. Ту нк ин- с кий т р а к т—протяжением 320 км, начинаясь от Иркутска, идет через ж.-д. станцию Култук к границе, в богатый сырьем и скотом Прико- согольский район (Монголия). Состояние трак­ та частью удовлетворительное, но есть участ­ ки, имеющие крутые уклоны и узкое полотно, как на головной части между Иркутском и Култуком, так и в конечной части (Харадабан- ский перевал), где требуется устройство обхо­ дов. На перегоне Торы -Хорябяты построено вновь 40 км полотна тракта в обход существо­ вавших ранее 2 паромных переправ через И р ­ кут с постройкой большого моста на ряжевых опорах через р. Зон-Мурин дл. по верху 228 м. В довоенное время тракт работал исключи­ тельно как скотопрогонный и в настоящее вре­ мя по нему, гл. обр., проходит скот. Кя хтин- с кий т р а к т —протяжением 234 км идет от Верхнеудинска через Кяхту до границы и яв­ ляется головным участком пути на Ургу (Мон­ голия). Тракт заново переустроен на всем про­ тяжении; имеет все новые искусственные соору­ жения и на половине протяжения укрепленное гравием полотно. По тракту совершается авто­ мобильное сообщение. Количество прошедших грузов составляло в 1926/27— 17.000 г. Тракты Приленские, к к-рым относятся трак­ ты гос. значения: Якутский, Братский, Илим­ ский и тракт местного значения Шелашников- ский, являются путями, связывающими огром­ ный и богатейший Ленско-Витимский район и Якут. Р. с Сиб. ж.-д. магистралью. По этим исторически намеченным комбинированным вод- но-гужевым путям, как в довоенное время, так и теперь, производится все снабжение продо­ вольствием и товарами указанных районов. Ко­ личество транзитных грузов, проходящих по ним, исчисляется свыше 50.000 т, из к-рых боль­ шая часть проходит по Якутскому тракту. Я к у т с к ий т р а к т—от Иркутска до пристани Жигалово на р. Лене, протяжением 401 км, яв­ ляется единственным в настоящее время рабо­ тающим и благоустроенным путем, связываю­ щим Ленский золотопромышленный район и Якут. Р. с ж.-д. магистралью и остальной ча­ стью СССР. Движение грузов в указанные рай­ оны совершается комбинированным водно-гу­ жевым путем, при этом количество только тран­ зитных грузов, проходящих по тракту, дости­ гает 40.000 т. Головной участок тракта (Ир­ кутск — Качуг) находится в удовлетворитель­ ном состоянии, имеет укрепленное гравием по­ лотно, допускающее возможность авто-перево­ зок и на этом протяжении совершается регу­ лярное грузовое и пассажирское автомобиль­ ное сообщение. Этот участок является и наио. грузонапряженным, т. к. грузы, направляющие­ ся из Иркутска, идут трактом до пристани Ка­ чуг, находящейся в верховьях Лены, а затем перегружаются в карбаза, следующие сплавом по Лене. Для транзитных грузов участок Ир­ кутск—Качуг значит, важнее второй части трак­ та Качуг—Жигалово; поэтому больше внима­ ния по улучшению тракта уделяется ему. Уча­ сток Качуг—Жигалово находится в худшем со ­ стоянии, т. к. проходит берегом Лены, весной выходящей местами из берегов и размываю­ щей полотно; здесь требуется устройство об­ ходов и поднятие полотна. Вследствие боль­ шой грузонапряженности и частого провоза на прииска тяжелых грузов (котлы, драги и пр.) искусственные сооружения на тракте (мосты и трубы) строятся с расчетом пропуска автомо­ билей весом до 7 т. Быстрая изнашиваемость гравийной одежды и все увеличивающийся гру­ зооборот требует устройства каменной одеж­ ды—шоссе, к постройке к-рого уже частично приступлено и, по перспективному плану, дол­ жно закончиться в течение ближайшего пяти­ летия. Б р а т с к ий т р а к т—протяжением 320 км, начинаясь от ст. Тулун, Томской ж. д., про­ ходит через Братск до пристани Большая Ма- мырь на Ангаре и является головным участком Братско-Илимского тракта. Тракт до Братска представляет из себя грунтовую дорогу, при­ веденную за последнее время в удовлетвори­ тельное состояние с частичным укреплением полотна гравием и перестройкой большей части искусственных сооружений. От Братска до Боль­ шой Мамыри тракт находится в запущен­ ном состоянии. Ил и м с к ий (Ангаро-Ленский) т р а к т—протяжением 274 км, идет от приста­ ни Большая Мамырь на Ангаре до пристани Усть-Кут на Лене, соединяет по кратчайшему пути, заведомо судоходные в течение всего пе­ риода навигации, участки pp. Ангары и Лены. Перестройка тракта начата с 1925/26 и на участ­ ке Большая Мамырь—Илимск вчерне законче­ на; от Илимска до Усть-Кута существует лишь таежная дорога. В течение ближайшего пяти­ летия предположено постройку тракта закон­ чить с укреплением проезжей части полотна гравием. Ш е л а ш н и к о в с к и й т р э к т — от ст. Тыреть, Томской ж. д., до пристани Жига-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2